Нравственность-основа безопасности государства
Описание: Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю статью на тему воспитания нравственности у учащихся. В статье отражены послания Президента страны к Федеральному собранию, даны разные трактовки понятий нравственности и нравственного воспитания, разные подходы к раскрытию некоторых тем по изобразительному искусству с нетрадиционным, полихудожественным подходом. Данная статья может быть полезна как учителям изобразительного искусства, так и учителям истории, музыки, МХК.
В своем выступлении с посланием Федеральному Собранию 12.12.2012 г., президент Владимир Путин обратил внимание на проблему морали и духовности в России. “Сейчас в нашей стране мы видим результаты того, что происходило в органах власти, в СМИ и в головах за прошедшие годы. Были отброшены все идеологические штампы, но, к сожалению, вместе с ними - и моральные принципы“. Проявление вышесказанного проявляется в равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные и вызывающие формы создающее угрозу безопасности общества.
Отсутствие ориентиров в воспитательном процессе, размывание, а иногда «переписывание истории» под угоду политикам, может привести к тем печальным событиям, которые мы сегодня наблюдаем на Украине. Те ценности-гордость за свою Родину, патриотизм, дружба народов независимых государств были отброшены , а на их место выдвинуты идеи ориентации на западные ценности, западную культуру, размыты народные ценности-культура, обычаи, нравы, пропаганда лжи, искажение исторических фактов, сеяние вражды между исторически и духовно близкими народами-украинским и русским, привели к воспитанию «ультранационалистов» и фашистов, наблюдаемых сегодня на Украине.
В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [9, c. 2].
Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.
Вопросы нравственности и морали волновали людей не только в наше время, ими интересовались и занимались ученые, философы, политики, культовые служители и в прошлую эпоху.
Что же мы понимаем под нравственностью и моралью?
Нравственность, по определению С.И. Ожегова –это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Малый академический словарь русского языка, определение нравственности толкует как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.
В педагогическом словаре духовно-нравственных понятий, нравственность трактуется как категория личности, суть которой сводится к выбору человеком закона жизни, основывающегося на добре, милосердии, благоговении, жалости, чувстве стыда, аскетизме по отношению к вредным привычкам (распутству, пьянству, наркомании, курению и т.п.)
Что же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием?
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).( Педагогический словарь духовно-нравственных понятий ).
Из приведенных выше определений и понятий мы можем сформулировать, что под нравственностью понимается свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материально-бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.
Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в.
Аксаков К. С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества» [1, c. 135-136].
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.
Образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной»
Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.
Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29). Значит, как цель воспитания должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение [7].
Проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки. [2, c.151-152].
Современная активная жизнь создала объективные причины для того, чтобы учёные, художники, писатели, педагоги не могли рассматривать отдельно взятые явления без их связи с общим процессом развития общества, единства разных наук и искусств. Учитывая, что взаимодействие и взаимосвязь являются стержневой основой различных видов детской деятельности, реализация принципов педагогики искусства на практике в полной мере возможна только при коренном переосмыслении педагогических технологий обучения и пересмотра структуры организации образования в учреждении. Важным условием, позволяющим решать эти задачи, является интегрированный, полихудожественный подход к обучению и освоению искусства.
Можно сказать, что любой изучаемый предмет в школе при условии интегрированного обучения может превратиться в развивающуюся систему. Особенно это касается предметов гуманитарно-эстетического цикла и искусства. Значимыми факторами в этом, как указывают учёные педагоги и психологи, являются мотивация, общие способности и организация учебного процесса.
Интегрированный подход предполагает переосмысление общей структуры организации обучения; специальную подготовку учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы); формирование у школьников понятий и представлений о мире как едином целом. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что планируется цикл занятий по одной теме, общей для нескольких педагогов , работающих с одним и тем же коллективом детей (классом), во взаимодействии базового и дополнительного образования (основных уроков и внеурочных занятий по предметам). Динамика выделенного предметно-пространственного освоения искусства опирается на интегрирующую роль художественной среды— предполагает естественное, постепенное вхождение ребёнка в творческий процесс с опорой на его природную предрасположенность понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах.
Архитектурное сооружение должно соответствовать тому «вмещающему ландшафту», в котором оно находится, и самое главное — не нарушать его цельности. Социум, общество, окружающая жизнь. К социуму относится всё, что сотворено руками человека, начиная с отдельных предметов, одежды, заканчивая архитектурой и самим человеком. Ребёнок с рождения ощущает на себе эту вторую среду. Прежде всего, на него оказывает влияние домашняя среда: убранство дома, предметы быта, утварь, одежда, атмосфера в семье, взаимоотношения между взрослыми и детьми, семейные традиции, нравственные устои, общие ценности. В структуре общеобразовательных детских и средних учебных заведений все дети, независимо от их дальнейшего образования, должны получить основные представления об искусстве. Это значит, что дети не только должны понимать и осознавать значимость искусства в жизни, но и усвоить необходимые знания, приобрести некоторые умения [4].
Для школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [6].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них духовно-нравственных ценностей.
Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:
-непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
-видеть в окружающем мире своё продолжение;
-чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
-осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
-осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.
Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. [8, c. 9]
Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических искусств, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.
Концепция приобщения к мировой художественной культуре, разработанная в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского главную идею рассматривает в формировании художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С.Шацкого, П.И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план [3, c. 45-46].
Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.
При решении основных задач духовного обогащения школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
-вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
-национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
- стимулирование самостоятельности школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предоставляет учителю уникальные возможности полихудожественного подхода преподнесения учебного материала. Так, например, при прохождении темы «Декор русской избы» в 5 классе у педагога есть уникальные возможности связать с историей русской архитектурной мысли. Обратить внимание на особенности конструктивного и декоративного облика русской избы, связать их с историческими и духовными традициями, исторические факты с музыкальным и поэтическим фольклором. При рассматривании тем «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки», «Народный праздничный костюм», «Народные праздничные обряды» связь с народной культурой, обычаями и нравами подсказывают названия самих тем уроков.
При изучении темы «Монументальная скульптура и образ истории народа» в 7 классе у педагога появляется возможность сочетания двух предметов –истории и изобразительного искусства, показать роль истории и культуры в жизни народа, как героизм и мужество нашего народа воплотилось в монументальном искусстве. Здесь также просматривается возможность использования литературы, в частности, поэзии и соответствующую по духу музыки. Как мужество и героизм нашего народа отозвалось в поэтическом и музыкальном искусстве.
Учителю изобразительного искусства в школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Использованная литература:
1. Аксаков, К. С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении. Русская идея [Текст] / К. С. Аксаков. — М.: Республика, 1992 с. 270).
2. Бердяев, Н. А. Судьба России. [Текст] / Н. А. Бердяев. — М.: Издательство Шевчук, 2000 с. 307).
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов, 1998.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 67 с.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273 (ст. 9, п. 1). URL:
http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao.
6. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года ст. 29).
7. Минин С.Н.Педагогический словарь духовно-нравственных понятий, Владимир, 2007 г.
8. Б.М.Неменский Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / 9. Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. - 140 с.
10. Послание Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг. 27,с.2).
11. Послание Президента России Федеральному собранию РФ 12.12.2012 г.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект
Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей
Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Консультация для родителей детского сада. Роль семейных взаимоотношений в нравственном формировании
Похожие статьи:
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание учащихся