Консультация для родителей дошкольников
«Роль семейных взаимоотношений в нравственном формировании личности ребенка»
Автор: Руденко Любовь Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №19 ЦРР г. Россошь, Воронежская область.
Описание материала: данный материал будет полезен для учителей, воспитателей, родителей в решении проблемы преемственности поколений в семье.
Любой взрослый, так или иначе, участвует в воспитании подрастающего поколения. Мы являемся родителями для своих детей, бабушками и дедушками для своих внуков, учителями и воспитателями. Все мы одновременно создаём ту социальную среду, в которой растут и развиваются свои и чужие дети, формируется новое поколение.
Статья может быть использована в качестве консультации, быть темой досуга, круглого стола, родительского собрания.
Цель: привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное вклю-чение ребенка в общение и практическую деятельность со старшими.
Задачи:
- изучить характер взаимоотношений между старшим и средним поколениями и влияние этих взаимоотношений на формирование у детей отношения к людям;
- определить наиболее целесообразные пути воспитания у детей в семье гуманного отношения к людям;
- разработать и проверить дифференцированные методы воздействия на семейное воспитание в зависимости от типа семьи и характера взаимоотношений взрослых.
В недалеком прошлом человек рождался и умирал в одной и той же семье, часто в одном и том же доме. Семья существовала дольше, чем человек, она была долговечнее. Дети вырастали при непосредственном участии бабушек и дедушек. Их окружали родные и двоюродные братья и сестры, родственники мужа и жены, представители разных поколений. Большой спектр нравственных проблем решался стихийно. Ребенок с ранних лет наблюдал, как строятся взаимоотношения его родителей с другими родственниками, как общаются старшие и младшие.
В современном обществе, особенно в городских семьях, положение совсем другое. Конкретная семья изживает себя задолго до того, как проходит жизнь рожденного в ней человека. Мы рождаемся в семье своих родителей, которые к этому времени нередко живут отдельно от наших бабушек и дедушек. Затем, вырастая, мы создаем свою семью, тоже отдельно от родителей. Затем из нашей семьи уходят выросшие в ней дети, и мы, оставшись вдвоем с супругом, как бы оказываемся в третичной семье, которую воспринимаем по-новому. Получается, что человек успевает в течение жизни сменить несколько семей с разными укладами, непохожими ролями, видоизменяющимися отношениями.
Как это сказывается на нравственном воспитании подрастающего поколения? Ребенок теперь в большинстве случаев растет в малочисленной и простой по структуре семье, состоящей из родителей и одного-двоих детей. Где бабушки и дедушки? Даже если они и живут в том же городе, то зачастую отдельно. По статистике, семьи, включающие в себя одну брачную пару (т.е. живущих без родителей супругов), составляют 79,6%. Как видим, подавляющее большинство детей растер в семьях без бабушек и дедушек.
Кроме того, бабушки и дедушки резко помолодели. Ко времени появления внуков они обычно еще далеки от пенсионного возраста и нередко больше заняты работой, чем молодые родители. Воспитанные на литературных образцах, мы представляем себе бабушку спокойной, никуда не спешащей, уютной старушкой. Она накормит, свяжет теплые носки, расскажет сказку внуку или внучке. Но у теперешних дошкольников иной стереотип: их бабушки настолько молоды, что еще носят джинсы. Их профессиональные интересы, общественные нагрузки занимают все свободное время. Внукам достаются привезенные из командировок подарки и воскресные загородные поездки. Из постоянных воспитателей, доверенных лиц малышей, бабушки превратились в гостей, которые щедро одаривают своих ранних внуков, но разобраться в их проблемах, вникнуть в интересы дошкольников не успевают.
Во многих семьях бабушками становятся прабабушки, которые уже не работают. Они сидят с малышами вечерами или забирают их на выходные, когда родители «отпрашиваются» в гости или в кино. Они читают сказки и возят своих дошкольников в зоопарк. Но ведь и эти бабушки обычно живут отдельно, и у них дети бывают нерегулярно. Тот жизненный опыт, который в патриархальных семьях стихийно помогал нравственному воспитанию, теперь играет незначительную роль. Эпизодичность общения детей с бабушками и дедушками усложняет усвоение норм взаимоотношений.
Бывает и наоборот: гостями для ребенка оказываются собственные родители. Теперь, когда браки заключаются очень рано, когда один или оба родителя еще учатся в вузах, техникумах, училищах, все чаще малышей забирают к себе бабушки и дедушки, особенно если хотя бы один из них уже может оставить работу. Так возникает новая проблема, о которой поется в песне: «Я у дедушки живу, я у бабушки живу. Папа с мамой ходят в гости к нам». И снова оказывается, что ребенок не окружен постоянно родными ему людьми разных возрастных групп. Самые значимые для него родственники предстают перед ним в односторонних, незначимых ролях. Родители при встречах стараются развлечь своего ребенка, оставить как можно более яркое впечатление о своем визите. Повседневные заботы, среди которых есть и тягостные, и не всегда приятные, остаются вне пределов их внимания.
Если ребенок находится на попечении бабушки и дедушки в течение нескольких лет, ему потом очень трудно привыкать к родительской семье. Здесь все не так, как у бабушки с дедушкой. Обстановка нервознее, потому что темп жизни быстрее, еда не такая вкусная, так как некогда ее тщательно и разнообразно готовить, мама с папой не такие веселые, какими они были, когда приходили в гости к бабушке с дедушкой. Все это не нравится дошкольнику, он хочет вернуться в привычную для него атмосферу. Перестройка взаимоотношений может оказаться настолько болезненной, что у дошкольника появляются те или иные невротические симптомы: нарушается сон или аппетит, затрудняются контакты со сверстниками, появляются раздражительность, капризность, вялость, отвлекаемость внимания.
Что касается нравственных требований, то они практически никогда полностью не совпадают у среднего и старшего поколений. Бабушки и дедушки зачастую оказываются мягче, терпеливее, чем родители. Они умудрены опытом, поэтому их требования отличаются последовательностью и планомерностью. А молодые папы и мамы могут проводить «кампании» по ликвидации вредных привычек или по экстренному обучению ребенка труду. Им кажется, что можно одновременно «обрушивать» на своего ребенка целый каскад новых для него требований, пожеланий, советов.
С другой стороны, бабушки и дедушки нередко оказываются в таких ситуациях, которые требуют от них давать внукам знания, ранее не встречавшиеся в их собственном опыте. Новизна жизненных ситуаций, незнакомые старшему поколению проблемы – все это значительно проще решать родителям. Кроме того, молодые родители смелее, решительнее, чем бабушки и дедушки. Они скорее разрешат своему ребенку поплавать не у самого берега, попрыгать, научиться влезать на дерево в лесу. Их меньше беспокоит испачканная одежда ребенка, пропущенные часы обеда. А ведь иногда такое нарушение режима ради непосредственного веселого отдыха и общения не только оправданно, но и необходимо. Родители рискнут взять с собой малыша в туристический поход, поведут на интересную художественную выставку, в театр, на концерт. Рядом с родителями дошкольник чувствует себя более взрослым и самостоятельным.
Для успешного развития личности дошкольника необходимо разумное сочетание воспитательных воздействий представителей разных поколений. Стабильность, обстоятельность бабушек и дедушек и каждодневный поиск нового, оригинального, который ведут молодые родители, взаимно уравновешивают друг друга. Снисходительность дедушки и требовательность папы, бабушкина сердечность и мамина повседневная внимательность к нуждам своего ребенка – разве можно отказаться хотя бы от одной из этих составляющих единого семейного воспитательного процесса?
Итак, бабушки и дедушки несомненно нужны ребенку для его нормального взросления. А нужны ли внуки пожилым людям? Вопрос скорее риторический для тех людей, у которых внуки уже появились. Большинство бабушек и дедушек отмечает, что любовь к внукам, новые заботы и воспитательные сложности возвращают им молодость, яркость переживаний, остроту восприятия, жизненные силы.
Особенно актуальной становится потребность в воспитании внуков у тех бабушек и дедушек, которые уходят на пенсию. Лишившись активной профессиональной и общественной деятельности, пожилые люди начинают болезненно ощущать свою незанятость, даже «ненужность». Нередко подобные переживания оказываются причиной обострения различных заболеваний, тяжелых депрессивных состояний. Гораздо безболезненнее происходит перестройка жизненного ритма, способа жизнедеятельности у тех пенсионеров, которые активно включаются в воспитание внуков, помогают вести домашнее хозяйство, ухаживают за детьми во время болезней, давая возможность матерям не слишком часто пропускать работу. По сведениям науки о старении – геронтологии, психологическая подготовка личности к наступающей старости протекает наиболее успешно в тех случаях, когда человек сохраняет как можно дольше активность, знает о своей незаменимости, нужности кому-то, может использовать имеющиеся у него знания, умения.
Воспитание внуков возвращает старшему поколению радость творчества наиболее сложного и тонкого – лепки идеалов, создания нового человека, свободного от недостатков бабушек и дедушек и наделенного теми достоинствами, которые они не сумели развить в себе и своих детях. Внуки дарят пожилым людям ту искреннюю привязанность, то тепло, которое по-новому окрашивает смысл их жизни. С появлением внуков для бабушек и дедушек как бы отодвигаются горизонты, расширяется перспектива, по-новому воспринимается будущее.
Дошкольники, имеющие возможность общаться как с родителями, так и с бабушками и дедушками, приобретают ценнейший социальный опыт. Они окружены разноплановыми взаимоотношениями родных, близких людей, имеют возможность наблюдать, как столь непохожие друг на друга взрослые согласованно сотрудничают, помогают друг другу. То, что стихийно усваивается в детстве, в значительной мере определяет социальное лицо будущего полноправного члена общества. Отношение родителей к старшему поколению становится для дошкольника законом, разумеется, при условии согласованных, дружных взаимоотношений разных поколений в семье. Неурядицы между взрослыми становятся для ребенка непосильной нагрузкой, авторитет взрослых падает.
По данным массовых социологических исследований, подавляющее большинство родственников хочет жить в одном доме или микрорайоне. Встречи родителей с взрослыми детьми происходят чаще одного раза в неделю более чем у 80% семей. Одним из основных мотивов встреч является совместный уход за ребенком. Былые противоречия между поколениями ликвидируются, конфликты «отцов и детей» изживают себя. Различия же во вкусах, образовании, интересах не мешают нормальному взаимодействию.
Преемственность поколений в семье осуществляется в форме совместного решения возникающих проблем, в организации досуга и общения, в управлении деятельностью дошкольника.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект
Нравственное воспитание учащихся
Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей
Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие
Похожие статьи:
Отношения в семье и болезни детей
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание учащихся