НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ КАК ОСНОВА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.
Но дети нашего учреждения еще и отличаются от других. К нам поступают дети с нарушением в познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферах. У них наблюдается склонность к частой смене настроения, они не умеют понимать чувства других людей, проявляют агрессию по отношению к другим людям, считают, что их никто не любит и они никому не нужны. Как правило, у таких детей снижены интеллектуальные способности, не сформированы психические процессы, способы и приемы игровой деятельности, искажено представление об окружающем мире.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром. Поэтому и возникла необходимость развитие духовно – нравственного направления через реализацию программы «Народные традиции, обычаи как основа реабилитационной работы с воспитанниками».
Данная программа видится нами как центр духовного общения детей на основе изучения народного творчества, улучшение себя и окружающей жизни через полезную творческую деятельность.
Актуальность данной программы в том, чтобы создать у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства, укрепить дружеские отношения между детьми и педагогами, всесторонне воспитывать и развивать, посредством загадок, поговорок, пословиц и познавательных игр. Особенно необходимо и важно обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, развивать чувство коллективизма.
Цель программы:
Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей через ознакомление с народной культурой и народными традициями.
Этапы реализации программы
Первый этап - диагностическая работа по выявлению оценки духовно-нравственного развития личности.
Второй этап — интенсивное освоение фольклорных традиций и точного определения стабилизации интересов.
Третий этап - итоговый - анализ результатов реализации программы.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы работы:
- занятия;
- беседы;
- игры;
- викторины;
- утренники;
- праздники и др.
Изучение результатов по программе проводится методом наблюдения, анкетирования, тестирования.
Организация занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 10 лет. Предусматривается 2 мероприятия в месяц. Предполагаемое количество детей от 12 до 15, планируется всего 24 мероприятия. Занятия делятся на выездные и проводимые в учреждении.
Программа состоит из трех блоков: «Народное творчество», «Быт русского народа», «Патриотизм».
Занятия блока «Народное творчество» способствуют приобщению воспитанников к истокам народной культуры, художественному творчеству, формированию знаний об истории, культуре русского народа.
Тематика занятий и праздников блока:
1. Ласковое слово, что солнышко в ненастье...
2. Старая пословица ввек не сломится.
3. Поговорка - цветочек, а пословица ягодка.
4. Праздник Рождества Христова.
5. Здравствуй, Масленица!
6. Праздник весеннего равноденствия.
7. Новый год шагает по планете.
8. В поход за золотым ключиком.
9. Таинственный цветок.
Занятия блока «Быт русского народа» направлены на развитие черт русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм; художественного вкуса на примерах духовных традиций русского народа.
Тематика занятий и праздников блока:
1. Русский платок, как символ красоты и любви.
2. украшения. Пуговицы.
З. Да на Ивана, да на Купалу!
4. Что за чудо - этот чай!
5. История православных месяцев в августе месяце.
6. КВН. Страна слов.
7. Праздник вежливых ребят.
8. Если хочешь быть здоров…
9. Литературный ринг по произведениям К.И.Чуковского.
Занятия блока «Патриотизм» способствуют пониманию воспитанниками истинных духовных ценностей Отечества, формированию гражданской позиции.
Тематика занятий и праздников блока:
1. День защитника отечества.
2. Международный женский день.
З. Что за праздник Первомай!
4. Никто не забыт, ничто не забыто.
З. Гой, ты, Русь моя родная!
6. Экскурсии.
В результате реализации программы отмечается:
- повышение уровня знаний и расширения кругозора в области
исторического прошлого нашего Отечества;
- проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- заинтересованность в культурном наследии русского народа;
- повышение коммуникативных навыков и умений;
- расширение активного словарного запаса;
укрепление способов эффективного взаимодействия с окружающими.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект
Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ
Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп
Похожие статьи:
Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников
Об учителях духовных для детей
Конспект занятия в старшей группе. Как прекрасен этот мир
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание учащихся