Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Описание материала: Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентированный подход с целью повышения познавательной активности.

Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с переходом на ФГОС, становится активно используемой категорией и в педагогике. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.
Одним из важных условий эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС является личностно-ориентированный подход.
Известные российские ученые И.С. Якиманская, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова и многие другие направляют свои усилия на создание теоретических и методологических основ личностно-ориентированного образования.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
1. предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
2. обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
3. учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
4. подразумевает подбор средств, методов, их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
5. предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Учитывая запросы времени, я в своей практике считаю более приемлемой технологию развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Уже в начале урока, чтобы создать атмосферу заинтересованности каждого ученика, целеполагание провожу в форме «ступеней», которые предлагаю преодолеть ребятам в течение урока. Ученики сами определяют, что на первой, повторительной, будет проведен опрос домашнего задания; на второй, ознакомительной, сообщение новых знаний; на третьей, закрепительной, будут предложены тренировочные упражнения с целью закрепления изученного материала. Причем, к «ступеням» в течение урока мы возвращаемся неоднократно, например, по завершении каждого этапа при подведении микроитога, а также во время рефлексии, чтобы определить, на какой «ступени» возникли трудности – и туда помещаем гирьку, а где было легко, там помещаем снежинку. Вариантов обыгрывания «ступеней» очень много.

Придать уроку личностно-ориентированную направленность поможет и правильная формулировка исследовательского вопроса с помощью самих же учащихся в начале урока, ответ на который они должны будут найти к концу занятия. Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Сравнительный анализ кинофрагмента и эпизода художественного текста повести «Капитанская дочка», я предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Что воздействует сильнее: художественное слово или кинофильм?» Чтобы ответить на него, восьмиклассники должны будут сопоставить эпизод художественного произведения с кинофрагментом, на основе чего сделать выводы – и это будет целое исследование, которое поможет ответить на сформулированный в начале урока вопрос.
С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей в области литературного творчества предлагаю учащимся принять активное участие в различных дистанционных Всероссийских конкурсах. Например, мои ученики участвовали во Всероссийском конкурсе сочинений «Я – житель планеты Земля», организованном Центром Развития и Мышления. В своих творческих работах обучающиеся поделились размышлениями о роли человека в решении глобальной экологической проблемы, об ответственности перед планетой, перед людьми, перед природой, частью которой мы являемся, о том, что нужно сделать, чтобы сохранить мир на Земле. Лучшие сочинения были отмечены Дипломами Победителя.
Развитию интеллектуальных способностей, активизации познавательной деятельности способствует участие во Всероссийских интернет-викторинах. В одной из таких приняли участие и мои пятиклассники. Посвящена она была творчеству И.А. Крылова. Викторина включала семь разноуровневых заданий, в том числе творческое – развернутый ответ на вопрос «Герой какой басни Крылова тебе понравился? Почему?» Подобные задания не только способствуют углублению знаний учащихся по предмету, но и имеют большое воспитательное значение.
Участие в предметных олимпиадах также является залогом успешного саморазвития. Так Центром Развития и Мышления была поведена Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 5-6 классов, в которой мои ученики также приняли активное участие. Задания включали вопросы по всем разделам русского языка, а некоторые выходили за рамки школьной программы. Не обошлось и без творческого задания. Результаты нас очень порадовали: Дипломы за победу I, II и III степени.
Если сравнить показатели качества обученности моих учеников за последние два года, то просматривается положительная динамика: по русскому языку повышение на 4%, по литературе – на 16%.
Таким образом, обучение с личностно-ориентированным подходом способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, повышает у ребенка мотивацию к обучению, являясь тем самым важным условием эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы
Опубликовано: 3220 дней назад (26 июня 2015)
Просмотров: 5085
+12
Голосов: 12
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 26 июня 2015 в 17:57 +2
Розалия Хамитовна, благодарю вас за приглашение!
С большим интересом познакомилась с предложенной вами статьёй. Солидарна с вами, что сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Уверена, что материал заинтересует не только учителей русского языка и литературы, но и географов, биологов, физиков и т.д. Единственное небольшое дружеское пожелание, указывать в публикации: заголовок, автора, цель, описание материала. Смелее используйте редактор, чтобы выделить в тексте наиболее важные моменты. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Розалия Винокурова # 26 июня 2015 в 18:02 0
Татьяна Николаевна, спасибо за полезный и подробный комментарий.
Гульмира Таласовна Смаилова # 29 июня 2015 в 15:51 +1
Познакомилась с вашей статьей, мне понравилось. Голосую
Розалия Винокурова # 29 июня 2015 в 17:48 0
Гульмира Таласовна, спасибо за Ваш голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 29 июня 2015 в 19:59 +1
Розалия Хамитовна, добрый вечер! С большим интересом прочитала ваш материал. Полностью согласна с Вами, что необходимо вовлекать детей в участие в различных олимпиадах и конкурсах. Тоже постоянно участвуем с детьми в конкурсах "Интеллектуально-творческого потенциала России". У ребят очень повышается самооценка, когда они достигают высоких результатов. Спасибо за интересный материал, примите голос.
Розалия Винокурова # 29 июня 2015 в 20:11 0
Татьяна Александровна, спасибо Вам за комментарий и голос.
Вера Александровна Орехова # 29 июня 2015 в 20:33 +1
Розалия Хамитовна, спасибо за приглашение.
Познакомилась с предложенной Вами статьей. Интересный и познавательный материал.
Мне понравилась публикация, думаю многие педагоги воспользуются информацией, которую Вы предложили.
Участие в конкурсах раскрывает все творческие способности детей, талант.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Розалия Винокурова # 30 июня 2015 в 09:45 0
Вера Александровна, спасибо большое за комментарий и голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 2 июля 2015 в 10:56 +1
Ваша статья просто находка для многих педагогов. Вы очень грамотно описали структуру современного урока, его правильное проведение(имею в виду подход, а не этапы урока). Учитывая личность учащихся и весь урок в целом, Вы даёте подсказки как себя вести, что делать и т.д. Спасибо! Голос!
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 09:44 0
Ирина Николаевна, спасибо за Вашу оценку!
Елена Григорьевна Полякова # 2 июля 2015 в 10:58 +1
Уважаемая Розалия Хамитовна, примите голос!
Замечательная, содержательная и очень актуальная работа!
Я не учитель русского языка, но беру её в закладку как очень ценный ориентир.
Спасибо Вам большое! Очень грамотно, на прекрасных примерах Вы описали свой бесценный опыт.
Желаю новых творческих успехов и удач! С уважением, Е.Г.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 09:45 0
Елена Григорьевна, спасибо большое за Ваш комментарий!
Людмила Анатольевна Корякова # 2 июля 2015 в 14:54 +1
Розалия Хамитовна!
Спасибо за интересный материал, примите голос.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 13:13 0
Людмила Анатольевна, спасибо за Ваш голос.
Вера Ивановна Прошина # 2 июля 2015 в 19:03 +1
Здравствуйте, Розалия Хамитовна! Познакомилась с Вашей статьей из личного опыта. Спасибо за хорошую разработку. Примите мой голос!
Розалия Винокурова # 2 июля 2015 в 19:04 0
Большое спасибо за Ваш голос и комментарий! joke
Инна Владиславовна Соколовская # 2 июля 2015 в 21:36 +10
Розалия Хамитовна, спасибо за приглашение посетить ваш блог и познакомиться с личностно-ориентированным подходом на уроках русского языка и литературы. С большим интересом познакомилась с представленным материалом. Вы правы сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности.
Так же необходимо вовлекать детей в участие в различных олимпиадах и конкурсах. Предоставлять каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации. Ваш материал несомненно будет полезной не только учителям русского языка и литературы. Но заинтересует и историков, математиков, географов, биологов, физиков. Примите мой голос + 1
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 09:47 0
Инна Владиславовна, спасибо большое за Ваш комментарий!
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 08:19 +1
Розалия Хамитовна, спасибо за интересную работу. Честно признаюсь, заставили кое над чем задуматься. Во-первых, мы, например, используем в своей гимназии практико-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы. Вот теперь думаю: в чем разница? Во-вторых, Вы используете семь разноуровневых заданий, а они не относятся к таксономии Блума? Думаю, что и целеполаганием у Ваших ребят после таких уроков трудностей не возникает. Мой голос Вам +1!
Розалия Винокурова # 8 июля 2015 в 08:34 0
Дина Анатольевна, спасибо за комментарий.
Мария Юрьевна Жиличкина # 20 июля 2015 в 18:43 +1
Здравствуйте, Розалия Хамитовна! Видно, что Вы используете в своей работе технологию личностно-ориентированного подхода на все 100%. Ваш материал заинтересует не только учителей русского языка и литературы, но и всех, кто воспитывает и обучает детей. Вы очень грамотно описываете структуру современного урока, учитывая личность учащихся, даёте подсказки как себя вести, что делать, чтобы повысить самооценку детей. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:30 0
Мария Юрьевна, спасибо большое.
Надежда Боевна Кикеева # 26 июля 2015 в 17:03 +1
Розалия Хамитовна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашим опытом использования в работе технологии развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Действительно, опираясь на данную технологию, можно сделать процесс воспитания и обучения эффективным, результативным. Что и подтверждается Вашими практическими достижениями. Дальнейших Вам успехов в работе. Голос.
Розалия Винокурова # 27 июля 2015 в 11:26 0
Надежда Боевна, спасибо большое за комментарий и голос.
Анастасия Леонидовна Шилова # 7 ноября 2015 в 16:44 0
Материал этой статьи будет полезен не только филологам, но и всем учителям, работающим в рамках ФГОС. Воспитание личности является приоритетных в современной школе. Эта проблема достаточно актуальна.
Жанна Григорьевна Труш # 16 ноября 2015 в 20:54 0
спасибо за подачу материала.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.