Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы

Автор статьи: Винокурова Розалия Хамитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 8», г. Нижневартовск
Описание работы: Статья о роли предметной декады в повышении познавательной активности обучающихся, о разнообразии форм и видов внеклассной деятельности. Рекомендована учителям-предметникам.

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики. [2, 1]

Четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, приобщить к искусству слова, развить художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов работы является декада русского языка и литературы.
В нашей школе декада проходит ежегодно с учетом возрастных потребностей учащихся. При ее проведении используются различные виды и формы работы: беседы, викторины, игры, творческие встречи, научно-практические конференции, уроки-путешествия, экскурсии, конкурсы чтецов, сочинений. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней. Очень важно при этом соблюдать принцип системности, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу, более обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.

Декада, проводившаяся в нашей школе, по теме «Слова – века – люди» стала для всех настоящим праздником. Во-первых, интересным было открытие Декады: ученики 7-8 классов подготовили литературно-историческую композицию, на которой звучали стихотворения о величии и красоте русского слова, высказывания классиков, была показана театрализованная сценка о значении языка в нашей жизни. Все прошло динамично, познавательно и увлекательно.
В течение 10 дней учащиеся выполняли различные творческие задания: рисовали ребусы, декоративные буквицы, составляли кроссворды, оформляли красочными работами школьные стенды.
Расширению лингвистического кругозора школьников и развитию их языкового чутья, привитию навыка самостоятельной работы с книгой и справочной литературой способствовала научно-практическая конференция, ставшая уже традиционной в нашей школе. Участие учеников в конференции - это всегда шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Исследовательские работы, с которыми выступали ребята, выходили за рамки программного материала и представляли собой самостоятельные исследования. Темы работ были самые разнообразные. Перечислю некоторые из них: «Маяковский и реклама», «Тема праведничества в творчестве М.Ю. Лермонтова», «Импрессионизм в лирике А.А. Фета» и т.д. С этими работами мои ученики в дальнейшем вышли на городскую научно-практическую конференцию. Особенно радует то, что в последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.
Большую роль в организации внеклассной деятельности сыграла и тесная работа со школьной и городской библиотекой. Ребята не только черпали знания из справочников, сборников, энциклопедий, но и участвовали в презентации литературно-художественного альманаха «Зори Самотлора», выступая с отзывом о журнале перед писателями и поэтами нашего края. Речь, услышанная из уст мастеров слова, несомненно, послужила достойным образцом для современных учеников.

Немаловажное значение для пробуждения интереса к художественной литературе имеют творческие встречи, организованные учителями-словесниками в рамках декады русского языка и литературы. Перед учениками уже не первый год выступали писатели и поэты Югры: А.С. Кузьмина, А.П. Дарьина, В. Акимов. Они читали свои стихотворения, с удовольствием отвечали на вопросы ребят, рассказывали о себе. Такие встречи всегда для нас, читателей, волнительны и долгожданны. К тому же после их проведения всегда появляются юные поэтические таланты, произведения которых затем публикуются в местных сборниках. Так в поэтическом сборнике «Город глазами молодых поэтов» были опубликованы стихотворения о родном городе моих учеников-шестиклассников.
С целью развития навыка выразительного чтения в рамках декады также проводился конкурс чтецов, победители которого вышли на городские чтения. Подобные мероприятия не только расширяют кругозор, но и пропагандируют чтение.
Невозможно представить предметную декаду без интеллектуальных конкурсов. Конечно же, и здесь мы не остались в стороне. Для удобства создали на сайте школы раздел олимпиады по русскому языку «Ё-жи-ки», в котором поместили положение о конкурсе, а также задания для учащихся по параллелям. Преимущество дистанционной олимпиады заключалось в том, что в ней приняли участие ученики не только нашей школы, но и ребята других учебных заведений города.
Для повышения общего культурного уровня весьма полезно посещение драматического театра, тематической выставки, краеведческого музея. С этой целью во время проведения декады всегда планируем культпоход или экскурсию. В этом году мы с ребятами посетили выставку в краеведческом музее, посвященную Дню города, а также посмотрели спектакль по рассказам А.П. Чехова «Русский анекдот». Но этим наши культурные мероприятия не ограничиваются: ребята обязательно должны поделиться своими впечатлениями или написать отзыв о просмотренном спектакле.
Внедрение ИКТ неизбежно на современном этапе. В связи с этим мы решили провести первый в нашей школе конкурс презентаций, позволяющий ребятам развить информационно-коммуникационные навыки. Задача конкурсантов заключалась в том, что им необходимо было выступить в роли корреспондента своей школы и рассказать об интересных событиях учебного заведения, возможно, взять интервью у учеников и учителей. В общем, почувствовать себя настоящим журналистом. Сделать репортаж в виде презентации с помощью средств Microsoft Office или графического редактора Paint. Презентации, представленные на конкурсе, отличались самостоятельностью, оригинальностью, а также профессиональным подходом.
Итогом всей проделанной работы является закрытие декады. На этом этапе очень важно продемонстрировать лучшие номера, удачные работы, отметить самых ответственных и талантливых учеников, наградить победителей конкурсов. Как правило, ребят, отмеченных грамотами, всегда много, что свидетельствует о высокой активности школьников.
Таким образом, хорошо организованная и спланированная декада, дает учителям-словесникам возможность развить индивидуальные способности учащихся, углубить и расширить знания о русском языке и литературе, пробудить интерес к изучению русского языка и литературы, воспитать чувство патриотизма и чувство уважения к русскому языку и русской литературе.

Список литературы
1. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. - М.,1994. – 345с.
2. Королева Н.С. Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня.
3. Матюха Л. В., Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
4. Ненахова Е.Н. Школьная научно-практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и ли Ролевая игра для учащихся 11 классов на уроке литературы
Участник №178 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы | День семьи любви и верности для начальной школы. Сценарий
Опубликовано: 3430 дней назад (2 июля 2015)
Просмотров: 6501
+29
Голосов: 29
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 июля 2015 в 10:16 +1
Молодцы! С большим интересом познакомилась с предложенным материалом, где вы нас приглашаете в мир русского языка и литературы. Думаю, что ваш опыт пригодится не только педагогам вашего профиля, так как предметные декады сейчас актуальны по многим дисциплинам. Желаю вам успехов и творческого лета! Голос!
С уважением, Т.Н.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 10:23 +1
Татьяна Николаевна, большое спасибо за комментарий и голос!
Елена Григорьевна Полякова # 3 июля 2015 в 10:53 +1
Уважаемая Розалия, примите голос!
Несомненно, образовательный и воспитательный процессы не только идут рядом,
но и тесно сплетены. Вы это прекрасным образом реализуете, тем самым
повышая мотивацию ребят к изучению предмета. Конечно, проведение
предметных декад требует от учителя дополнительных усилий, но истинный
педагог всегда готов к огромной самоотдаче.
Желаю Вам дальнейших творческих профессиональных успехов и удач!
С уважением, Е.Г.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 13:07 0
Елена Григорьевна, спасибо большое Вам за комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 3 июля 2015 в 11:24 +2
Розалия Хамитовна, добрый день! Спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Предметные недели в нашей школе тоже практикуются и стали традиционными, поэтому опыт коллег просто необходим для внесения новых ноток в свою работу, а у Вас есть чему поучиться. Вами проделана огромная и очень интересная работа, которая, несомненно, будет интересна Вашим коллегам и всем неравнодушным к своему делу педагогам. Успехов вам! Примите мой голос.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 13:16 0
Татьяна Александровна, большое спасибо Вам за теплые слова и голос!
Надежда Павловна Панфилова # 3 июля 2015 в 12:22 +1
Здравствуйте, Розалия Хамитовна! Честно сказать, я не только читала Ваш интереснейший материал-отчёт, но и смотрела на оснащение Вашего кабинета. Всё просто превосходно! Действительно, проведение декад- стимул для детей в пополнении наградами своих портфолио, развитие своих творческих способностей, пополнение знаний по родному языку. Ваша работа- пример для подражания. Спасибо Вам за прекрасный познавательный материал. Успехов Вам и новых идей. Примите голос.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 13:17 0
Надежда Васильевна, большое спасибо за Ваш голос и комментарий!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 3 июля 2015 в 14:21 +2
Розалия Хамитовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы». Интересно было прочитать, какие формы работы Вы используете, какие ставите цели. Публикация хорошо оформлена, единственное я бы посоветовала выделять заголовок шрифтом Н1. Творческих успехов, мой голос №4!
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 14:29 +1
Спасибо за Ваш комментарий и голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 3 июля 2015 в 18:40 +2
Здравствуйте, Розалия Хамитовна. Прекрасный материал Вы опубликовали. Очень интересную форму работы выбрали. Проведено много нужных, полезных, увлекательных мероприятий. У Вас есть чему поучиться! Дальнейших творческих успехов! голос
Розалия Винокурова # 4 июля 2015 в 11:26 0
Ольга Васильевна, спасибо большое за Ваш комментарий и голос.
Любовь Сергеевна Новоселова # 4 июля 2015 в 07:25 +2
Доброе утро, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим материалом по организации и проведению тематических декад в стенах МОУ и не только. Считаю такую работу нужной и необходимой, она помогает учащимся раскрыться, применить свои знания и потенциал. Мой голос №6. Желаю дальнейших творческих успехов.
Розалия Винокурова # 4 июля 2015 в 11:27 0
Люба, спасибо большое за твой комментарий и голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 4 июля 2015 в 12:57 +1
Какие же Вы молодцы. Мероприятие очень достойное и проведено на высоком уровне. Всё так грамотно и актуально. Супер! Голос!
Розалия Винокурова # 4 июля 2015 в 12:59 0
Спасибо большое за добрые слова и голос!
Людмила Анатольевна Корякова # 4 июля 2015 в 14:50 +1
Розалия Хамитовна, добрый день!
Вы проводите очень важную работу среди детей
благодаря вам они применяют свою энергию в нужном направлении
Розалия Винокурова # 4 июля 2015 в 14:52 0
Людмила Анатольевна, спасибо большое за теплые слова.
Светлана Васильевна Новоселова # 4 июля 2015 в 18:01 +1
Добрый вечер, спасибо за приглашение. Вами предложен интересный и полезный материал. Мой голос №9. Желаю творческих успехов.
Розалия Винокурова # 4 июля 2015 в 18:44 0
Светлана Васильевна, спасибо большое.
Татьяна Александровна Дергилёва # 5 июля 2015 в 10:12 +1
Здравствуйте!Велик и могуч русский язык!Освоить его в совершенстве по силам не каждому.И только такие педагоги ,как вы способны помочь детям усвоить русский язык на высоком уровне.Как много грамот у ваших детей!Видно,что дети относятся к предмету с душой и старанием.Голосую!
Розалия Винокурова # 5 июля 2015 в 12:47 0
Татьяна Александровна, спасибо большое за добрые слова и голос!
Ольга Николаевна Францева # 7 июля 2015 в 16:38 +1
Добрый день, Розалия Хамитовна! Мне очень понравилась Ваша публикация.
Статья грамотно составлена и прекрасно оформлена.
Вы представили очень полезный материал, который, думаю, будет иметь большую ценность для коллег, поскольку предметные декады помогают стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета, прививают им интерес и вкус к занятиям данной темой.
Спасибо за Ваш труд!
Желаю дальнейших творческих успехов!
Голос!
Розалия Винокурова # 8 июля 2015 в 08:37 +1
Ольга Николаевна, спасибо за комментарий и голос.
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 11:54 +1
Розалия Хамитовна, почитав Вашу статью, хочу отметить, во-первых, интересное название декады "Слова-века-люди". Оригинально, емко и не избито! Во-вторых, понравилось название исследовательской работы "Маяковский и реклама". Думаю, она бы смогла заинтересовать современных школьников. В-третьих, как это правильно - проводить встречи с местными поэтами! Вот где неподдельный патриотизм и приобщение к живому слову! Ну, а конкурс репортеров вообще выше всяких похвал! Дальнейших творческих успехов и талантливых учеников!+1 !
Розалия Винокурова # 8 июля 2015 в 11:56 0
Дина Анатольевна, спасибо за ваш комментарий и голос!
Надежда Евгеньевна Скорых # 8 июля 2015 в 19:41 +1
Добрый вечер, Розалия Хамитовна! Познакомилась с Вашей статьей "Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы". Видна Ваша, огромная работа по осуществлению нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице нашей литературы. Ну, а формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов сегодня актуально, т.к. наши детки все больше и больше времени проводят за компьютером. Вы молодец! Голос №13
Розалия Винокурова # 8 июля 2015 в 19:44 0
Надежда Евгеньевна, спасибо большое за ваш комментарий и голос.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 10 июля 2015 в 17:04 +3
Добрый вечер или день, Розалия Хамитовна!Это зависит от того, когда откроете страничку Вы.
Благодарна Вам за приглашение. Еще раз убеждаюсь, что у творческих учителей способные дети. Наша школа так же активно проводит декады по предметам. Общими усилиями и разноплановыми мероприятиями мы сможем доказать, что Россия - читающая страна, год 2015 - год литературы нам в этом поможет. Благодарю- голос Вам свой даю.
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Розалия Винокурова # 10 июля 2015 в 17:06 +1
Наталья Геннадьевна, спасибо большое за комментарий и голос.
Ольга Константиновна Макарова # 10 июля 2015 в 17:15 +6
Спасибо за приглашение, Розалия Хамитовна! Полезный и нужный материал вы представили! Спасибо за ваш труд и примите голос!
Розалия Винокурова # 10 июля 2015 в 19:27 +3
Ольга Константиновна, спасибо большое.
Ирина Юрьевна Ручина # 10 июля 2015 в 19:05 +6
Розалия Хамитовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал очень интересный, полезный и нужный, мне понравился. Такой материал помогает учащимся раскрыться, применить свои знания и потенциал. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Розалия Винокурова # 10 июля 2015 в 19:27 +4
Ирина Юрьевна, спасибо большое.
Наталья Константиновна Клочкова # 10 июля 2015 в 20:02 +6
Добрый вечер, Розалия Хамитовна! Мероприятие содержательно, насыщено подобранным материалом. Была дана возможность каждому ребенку ярко раскрыть свою индивидуальность. Я отмечаю высокий методический уровень подготовки и проведения мероприятия. Отдаю свой голос.
Розалия Винокурова # 10 июля 2015 в 20:04 +4
Наталья Константиновна, спасибо большое за такой хороший отзыв.
Ольга Французова # 10 июля 2015 в 20:06 +5
Здравствуйте, Розалия Хамитовна! Спасибо за приглашение. С большим интересом знакомилась с Вашей работой. Да, в современном мире с современными детьми становится работать тяжело, но из всего можно найти выход... и Вы собственно это сделали. Ведь многие педагоги то ли не хотят, то ли не умеют находить путь взаимопонимания к современным школьникам, а это очень важно, чтобы учитель и ребенок были как одно целое. От сюда вытекают все последствия: и хорошая учеба, и взаимопонимание, и любовь к самому сложному предмету. Надеюсь педагоги воспользуются Вашей разработкой. Маленькая поправка: Вы не указали цель и задачи. Моя оценка Вам 5+. Успехов в труде. Голос.
Розалия Винокурова # 10 июля 2015 в 20:31 +3
Ольга, спасибо большое за теплые слова и ценное замечание.
Ирина Сергеевна Нугаева # 10 июля 2015 в 22:08 +3
Розалия Хамитовна, приятно было побывать у вас в гостях. Так и хочется сказать: "Я выучил бы русский только за то, что есть такие преподаватели. как Вы! Мастер своего дела. Дальнейших творческих успехов. Примите мой голос. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Розалия Винокурова # 11 июля 2015 в 11:45 +2
Ирина Сергеевна, спасибо за добрые слова
Лилия Данировна Зиннурова # 10 июля 2015 в 22:35 +1
Мероприятие замечательное, насыщенное, проведено на высоком уровне. Дальнейших творческих успехов Вам. Вы проводите очень важную работу среди детей, направляете их в правильное русло.
Розалия Винокурова # 11 июля 2015 в 11:45 0
Лилия Данировна, спасибо большое за комментарий.
Ирина Александровна Подольская # 12 июля 2015 в 09:37 +1
Добрый день, Розалия. Большое спасибо, что в канун нового учебного года Вы поделились своим опытом проведения предметной недели. Предметные недели - это та ступенька, которая позволяет не только проверить знания учащихся, раскрыть значение и неповторимую красоту языку, но и привлечь учеников к созданию творческих проектов, их талантов и возможность проявить себя в различных мероприятиях и конкурсах. Это самая ответственная творческая неделя каждого учителя. Вам удолось заинтересовать учащихся, поэтому все запланированные мероприятия, я уверена, были организованы и проведены на высоком уровне. Желаю Вам творческого вдохновения, поддержки коллег и заинтересованных учеников. С уважением ИА. Примите мой голос.
Розалия Винокурова # 12 июля 2015 в 16:32 0
Ирина Александровна, спасибо за комментарий и голос.
Инна Юрьевна Ткачук # 12 июля 2015 в 23:54 +1
Добрый вечер! Розалия Хамитовна, прочитав Ваш материал, удивилась, в хорошем смысле этого слова, насколько разнообразные формы и виды работы Вы использовали. Совершенно согласна с Вами в том, что чем разнообразнее формы и виды работы, тем устойчивее у деток интерес к ней, Конечно же для формирования устойчивых знаний и умений, необходимо соблюдать принцип системности.Спасибо! Отдаю Вам свой голос!
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:15 0
Инна Юрьевна, спасибо большое.
Анна Михайловна Суханова # 13 июля 2015 в 16:36 +1
Изучение русского языка и литературы на уроке не всегда бывает интересно. Данная декада показала, как сделать изучение этих предметов интереснее, помогла учащимся проявить себя и показать свои знания, а также, способствовала тому, что учащиеся развивали навыки самостоятельной работы с книгами, справочниками (что для многих учеников очень сложно в настоящее время),работы с библиотекой во внеклассной деятельности. Очень увлекательными являются и творческие встречи с писателями и поэтами, на которых ученики могут задать все вопросы.
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:17 0
Анна Михайловна, спасибо большое.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 14 июля 2015 в 20:16 +1
Розалия Хамитовна, здравствуйте. С интересом познакомилась с Вашей статьей "Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы". Полностью с Вами согласна, что внеклассная работа помогает учителю лучше изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повысить культурный уровень школьников, формировать стойкий интерес к предмету. Судя по фотографиям, Вы находите на проведение предметной декады и силы и время. Спасибо, что делитесь своим опытом.
Для проведения декады Вами предложены различные виды и формы работы: беседы, викторины, игры, творческие встречи, научно-практические конференции, уроки-путешествия, экскурсии, конкурсы чтецов, сочинений. Полностью согласна с необходимостью соблюдения принципа системности. Впечатляет разнообразие проводимых Вами мероприятий от посещения музеев и встреч с писателями до углубленного исследования литературных произведений.
Статья хорошо структурирована, методически грамотно проработана.
Голос. Жду Ваших новых методических разработок. Успеха.
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:19 0
Татьяна Алексеевна, спасибо большое.
Светлана Николаевна Никишова # 18 июля 2015 в 19:45 +1
Розалия Хамитовна, проголосовала за Ваш интересный материал, который несомненно поможет многим коллегам для проведения предметных декад.
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:21 0
Светлана Николаевна, спасибо большое.
Вера Александровна Орехова # 19 июля 2015 в 16:04 +1
Розалия Харитоновна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной публикацией.
Полезная и познавательная информация.
Примите мой голос +1.
Желаю дальнейших творческих успехов!
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:23 0
Вера Александровна, спасибо большое.
Мария Юрьевна Жиличкина # 20 июля 2015 в 20:54 +1
Здравствуйте, Розалия Хамитовна! В Вашем материале видна продуманная система учебно-воспитательных мероприятий, одним из которых является декада русского языка и литературы. Пример проведения такой декады поможет в работе учителям-предметникам различных направлений. Впечатляет разнообразие проводимых Вами мероприятий: и посещение музеев, и встречи с писателями, и углубленное исследование литературных произведений, и беседы, викторины, игры, уроки-путешествия, конкурсы чтецов. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Розалия Винокурова # 26 июля 2015 в 13:23 0
Мария Юрьевна, спасибо большое.