Автор статьи: Винокурова Розалия Хамитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 8», г. Нижневартовск
Описание работы: Статья о роли предметной декады в повышении познавательной активности обучающихся, о разнообразии форм и видов внеклассной деятельности. Рекомендована учителям-предметникам.
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.
Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики. [2, 1]
Четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, приобщить к искусству слова, развить художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов работы является декада русского языка и литературы.
В нашей школе декада проходит ежегодно с учетом возрастных потребностей учащихся. При ее проведении используются различные виды и формы работы: беседы, викторины, игры, творческие встречи, научно-практические конференции, уроки-путешествия, экскурсии, конкурсы чтецов, сочинений. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней. Очень важно при этом соблюдать принцип системности, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу, более обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.
Декада, проводившаяся в нашей школе, по теме «Слова – века – люди» стала для всех настоящим праздником. Во-первых, интересным было открытие Декады: ученики 7-8 классов подготовили литературно-историческую композицию, на которой звучали стихотворения о величии и красоте русского слова, высказывания классиков, была показана театрализованная сценка о значении языка в нашей жизни. Все прошло динамично, познавательно и увлекательно.
В течение 10 дней учащиеся выполняли различные творческие задания: рисовали ребусы, декоративные буквицы, составляли кроссворды, оформляли красочными работами школьные стенды.
Расширению лингвистического кругозора школьников и развитию их языкового чутья, привитию навыка самостоятельной работы с книгой и справочной литературой способствовала научно-практическая конференция, ставшая уже традиционной в нашей школе. Участие учеников в конференции - это всегда шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Исследовательские работы, с которыми выступали ребята, выходили за рамки программного материала и представляли собой самостоятельные исследования. Темы работ были самые разнообразные. Перечислю некоторые из них: «Маяковский и реклама», «Тема праведничества в творчестве М.Ю. Лермонтова», «Импрессионизм в лирике А.А. Фета» и т.д. С этими работами мои ученики в дальнейшем вышли на городскую научно-практическую конференцию. Особенно радует то, что в последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.
Большую роль в организации внеклассной деятельности сыграла и тесная работа со школьной и городской библиотекой. Ребята не только черпали знания из справочников, сборников, энциклопедий, но и участвовали в презентации литературно-художественного альманаха «Зори Самотлора», выступая с отзывом о журнале перед писателями и поэтами нашего края. Речь, услышанная из уст мастеров слова, несомненно, послужила достойным образцом для современных учеников.
Немаловажное значение для пробуждения интереса к художественной литературе имеют творческие встречи, организованные учителями-словесниками в рамках декады русского языка и литературы. Перед учениками уже не первый год выступали писатели и поэты Югры: А.С. Кузьмина, А.П. Дарьина, В. Акимов. Они читали свои стихотворения, с удовольствием отвечали на вопросы ребят, рассказывали о себе. Такие встречи всегда для нас, читателей, волнительны и долгожданны. К тому же после их проведения всегда появляются юные поэтические таланты, произведения которых затем публикуются в местных сборниках. Так в поэтическом сборнике «Город глазами молодых поэтов» были опубликованы стихотворения о родном городе моих учеников-шестиклассников.
С целью развития навыка выразительного чтения в рамках декады также проводился конкурс чтецов, победители которого вышли на городские чтения. Подобные мероприятия не только расширяют кругозор, но и пропагандируют чтение.
Невозможно представить предметную декаду без интеллектуальных конкурсов. Конечно же, и здесь мы не остались в стороне. Для удобства создали на сайте школы раздел олимпиады по русскому языку «Ё-жи-ки», в котором поместили положение о конкурсе, а также задания для учащихся по параллелям. Преимущество дистанционной олимпиады заключалось в том, что в ней приняли участие ученики не только нашей школы, но и ребята других учебных заведений города.
Для повышения общего культурного уровня весьма полезно посещение драматического театра, тематической выставки, краеведческого музея. С этой целью во время проведения декады всегда планируем культпоход или экскурсию. В этом году мы с ребятами посетили выставку в краеведческом музее, посвященную Дню города, а также посмотрели спектакль по рассказам А.П. Чехова «Русский анекдот». Но этим наши культурные мероприятия не ограничиваются: ребята обязательно должны поделиться своими впечатлениями или написать отзыв о просмотренном спектакле.
Внедрение ИКТ неизбежно на современном этапе. В связи с этим мы решили провести первый в нашей школе конкурс презентаций, позволяющий ребятам развить информационно-коммуникационные навыки. Задача конкурсантов заключалась в том, что им необходимо было выступить в роли корреспондента своей школы и рассказать об интересных событиях учебного заведения, возможно, взять интервью у учеников и учителей. В общем, почувствовать себя настоящим журналистом. Сделать репортаж в виде презентации с помощью средств Microsoft Office или графического редактора Paint. Презентации, представленные на конкурсе, отличались самостоятельностью, оригинальностью, а также профессиональным подходом.
Итогом всей проделанной работы является закрытие декады. На этом этапе очень важно продемонстрировать лучшие номера, удачные работы, отметить самых ответственных и талантливых учеников, наградить победителей конкурсов. Как правило, ребят, отмеченных грамотами, всегда много, что свидетельствует о высокой активности школьников.
Таким образом, хорошо организованная и спланированная декада, дает учителям-словесникам возможность развить индивидуальные способности учащихся, углубить и расширить знания о русском языке и литературе, пробудить интерес к изучению русского языка и литературы, воспитать чувство патриотизма и чувство уважения к русскому языку и русской литературе.
Список литературы
1. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. - М.,1994. – 345с.
2. Королева Н.С. Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня.
3. Матюха Л. В., Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
4. Ненахова Е.Н. Школьная научно-практическая конференция как условие успешной исследовательской деятельности учащихся.
Рекомендуем посмотреть:
Олимпиадные задания 2-ого тура по русскому языку для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 8 класса С(к)ОУ VIII вида
Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и ли
Ролевая игра для учащихся 11 классов на уроке литературы