Творческие задания
на вероятность влияния темперамента на стиль и характер деятельности подростка.
Цель: показать зависимость выполняемой человеком деятельности от особенностей его темперамента и характера. По ходу проведения игр можно будет так же выявить наличие в коллективе класса лидеров различных типов-организаторов, генераторов идей, критиков и т.д. Каждый из этих типов вносит свой вклад в решение коллективной задачи.
До начало игры класс тестируется на выявление принадлежности к тому или иному темпераменту.
После выяснения основ темперамента класс разбивается на две команды, в каждой из которых названные темпераменты представляются в равных пропорциях. Команды дают себе название, выбирают капитана и из числа участников класса формируют жюри в количестве 4-х человек. После этого команды выполняют серию творческих заданий из области искусства, в которых можно с большей или меньшей вероятностью проследить влияние темперамента на стиль и характер деятельности.
1.
Жизненный путь. Представить и сыграть жизненный путь человека, принадлежащего к какому - либо из темпераментов, например, флегматик или холерик, надо представить новорожденного ребенка и проследить за его ростом. Вот малыш в колыбели, вот он ползает по полу, потом ходит, потом говорит, потом идет в школу, на работу, женится и так далее до тех пор, пока не станет стариком (упражнение из арсенала Михаила Чехова).
2.
Внутренний ритм. Выразить в ритмической импровизации встречу двух любящих людей, их радость, размолвку, примирение, расставание. Это упражнение из арсенала К.С. Станиславского, который постоянно обращал внимание своих актеров на то, что любое действие имеет свой внутренний ритм, который надо уловить, почувствовать и передать зрителям.
3.
Текст и подтекст. Задача – передать в нейтральном тексте типа: «Здравствуйте Иван Иванович!» такие эмоцианальные состояния, как спокойствие, возбуждение, добродушие, ирония, насмешка, придирчивость, упрек, каприз, сомнение, презрение, отчаяние, угроза, радость, благодушие, удивление, предупреждение. Предварительно одна команда записывает на листке бумаги, какие чувства она собирается выразить представителям другой команды с тем, чтобы впоследствии сравнить ответы.
4.
Контролер и «Заяц». На эти две роли выбирается от каждой команды представители разных видов темперамента, и участники игры смотрят, чья тактика поведения оказывается выигрышной. Контролер должен зайца либо высадить, либо оштрафовать, а «заяц» должен каким – то образом убедить контролера не делать этого. Типичные темпераменты в каждой из этих ролей будут вести себя по – разному, что потом должно найти свое отражение в дискуссии группы. Победит представитель той команды, кто по мнению жюри найдет наиболее сильные аргументы и продемонстрирует соответствие роли предложенному типу темперамента. Например, контролер может исполнить свою роль в образе холерика или флегматика, ровно как и «заяц может» быть сангвиником или меланхоликом.
5.
«Стоп». Каждая из команд по очереди танцует современный ритмический танец. По команде «Стоп!» все замирают мгновенно и жюри просит оправдать кого – либо из танцевавших свою позу. Что эта поза означает, какой она несет в себе скрытый смысл? Есть ли связь этой позы с привычным типом движений и мироощущений данного человека? Какие чувства может испытать человек, принявший такую позу. При неоднократном повторении этого упражнения можно заметить, что некоторые люди имеют тенденцию замирать, в какой – то излюбленной позе, которая может стать ключом к изучению их характера.
6.
Вечный двигатель. Команды соревнуются в построении динамической скульптуры, которая движется в определенном ритме и темпе и в целом создается работа сложного механического агрегата. Один член команды начинает любое произвольное движение под ритмичную музыку, к нему присоединяется другой таким образом, чтобы его движение органично дополнял, и развивало первое движение. Потом присоединяется третий участник и так далее до тех пор, пока вся группа не будет задействована в общем движении. Жюри следует отметить связь характера предлагаемых движений с темпераментом участников команды, их активность и сообразительность. Выполнение задания хорошо помогает сплочению команды.
7.
Музыка и жизнь. Предлагаются популярные произведения классической музыки «Рондо в турецком стиле» Моцарта, «К Элизе» Бетховена, «Полонез» Огинского. Задания для каждой из групп:
-Придумать для музыки хоровод с возможно большим количеством элементов движений.
-Нарисовать на большом листе ватмана коллективную картину в абстрактном духе, - так, чтобы она передавала настроение, выраженное в музыке.
-Поставить пантомиму с драматическим сюжетом.
-Дать литературное описание музыки и охарактеризовать в поэтической форме чувства, которые она вызывает.
8.
Караоке. Конкурс хорового пения команд под фонограмму, при этом капитан команды становится дирижером. Это задание готовится в домашних условиях.
Рефлексия. После проведения конкурсов начинается общая групповая дискуссия и команды выясняют – кто в процессе выполнения задания проявил себя как организатор, кто выдвинул наибольшее количество идей, кто был простым исполнителем, кто критиком, кто саботажником. Каким образом в разных видах деятельности можно было выявить темперамент участника команды. Улучшилось ли взаимопонимание членов команд и как это проявилось?
Вывод: Каждый человек может на основе своих природных возможностей внести свой незаменимый вклад в общее дело, каждый темперамент имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Сильные стороны следует развивать, а слабые нейтрализовать через решение задачи общего дела.
В заключении жюри сообщает свои решения и оценки командам.
Рекомендуем посмотреть:
Как влияет темперамент ребёнка на его общение со сверстниками
Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба
Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности
Ролевая игра с презентацией "Суд над вредными привычками"
Похожие статьи:
Типы темперамента
Тест «Узнай свой тип темперамента»
Темперамент и игра
Темперамент человека. Типы и характеристика
Темперамент и характер