Равные возможности доступа к качеству образования
Автор: Трефилова Надежда Петровна, учитель истории и обществознания, руководитель Центра образования "Точка роста"
Цель: сформировать представление о работе Центра образования "Точка роста"
Задачи:
- вовлечение учащихся и педагогов в работу Центра
- информирование и просвещение населения в области цифровых и гуманитарных компетенций
Описание: материал дает возможность познакомиться с возможностями Центра образования "Точка роста"
Сегодня мы с вами плохо представляем свою личную жизнь и профессиональную деятельность без современных технологий, гаджетов, средств связи, обработки и передачи информации. Да, действительно, сейчас только один гаджет может заменить собой не только телефон, но и фотоаппарат, видеокамеру, музыкальный плеер, средство оплаты, игры и многое другое, но помимо смартфонов существует огромное количество современного оборудования, которое облегчает наше существование, делает ее комфортной, упрощает нашу жизнь.
Один из способов повышения качества знаний обучающихся - эффективная организация учебного процесса. Модернизация системы образования, внедрение новых стандартов и технологий, реализация проектов и инновации требуют совершенствования системы и, самое главное, стабильной ее деятельности. Как раз рамках реализации одного из федеральных проектов в Кулигинской школе и был открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" по предметным областям "Технология", "Информатика" и "ОБЖ". Центр оснащен высокотехнологичным оборудованием: ноутбуками, 3D-принтером, шлемом виртуальной реальности, квадрокоптерами, интерактивной панелью, оборудованием для проведения занятий технологии и основ безопасности жизнедеятельности. В рамках функционирования центра "Точка роста" в урочное время школьники осваивают новые компетенции по учебным предметам, а во внеурочное время проходят занятия по программам дополнительного образования. Все учителя-предметники и педагоги дополнительного образования активно используют новые возможности на своих занятиях, не ограничиваясь только гуманитарным и техническим направлениями. Все ученики имеют возможность работать с оборудованием Центра на уроках, применять свои знания, получать и совершенствовать практические навыки во внеурочной деятельности, дистанционных формах работы и конечно, на занятиях дополнительного образования. При выборе и посещении объединений дополнительного образования дети ориентируются на свои вкусы, предпочтения, необходимые профессиональные навыки, которые хотят получить. В связи с этим ученики могут выбрать курс, который хотят изучить, а впоследствии он может помочь им сориентироваться в выборе будущей профессии.
Это оборудование помогает реализовать множество задач, стоящих перед учениками, например, мобильные ноутбуки-рейбуки это современное решение для организации единой компьютерной среды в пределах одного класса. Возможность перемещения рейбуков из одного кабинета в другой делает доступным их использование на любых предметах, что повышает эффективность, плотность и результативность занятий. С помощью них и интерактивной панели
ученики осуществляют:
- работу с различными компьютерными программами по предметам
- визуальную и виртуальную подготовку к экзаменам, олимпиадам, всероссийским проверочным работам, конкурсам и соревнованиям.
- работу с использованием облачных сервисов и веб-инструментов
- применение демонстрации рабочего экрана компьютера, телефона, работа с приложениями.
- погружение в виртуальную реальность.
Ш
лем виртуальной реальности можно применять практически на любых уроках и темах, это может быть физкультура, изобразительное искусство, история, русский язык и другие предметы. Самое простое, для чего ученик может использовать оборудование виртуальной реальности в классе - это просмотр видео на 360°, когда ученик, надев шлем, отправляется в качестве зрителя в мир учебного предмета или становится участником предметного квеста, виртуальной выставки или спасательной операции. Одно из самых полезных применений это медицина – когда, действия приближены к реальности и ученик сам становится участником процесса, виртуально он может поставить укол, зашить рану, провести хирургическую операцию, что учит его правильно действовать в подобных ситуациях и получать необходимые навыки. С помощью такого оборудования можно посмотреть в будущее, что может стать с экологической обстановкой через 5 лет при дальнейшем загрязнении природы в том же русле, при наличии, конечно необходимого программного обеспечения.
Современные образовательные программы ориентированы на изучение интерактивной и роботизированной техники. Для теоретического изучения инновационных технологий и приобретения навыков программирования отлично подходят беспилотные летательные аппараты – квадракоптеры. Конечно, не у всех учеников дома есть такая техника, но благодаря Центру «Точка роста» все желающие могут знакомиться, обучаться т работать на подобном оборудовании.
Квадрокоптеры являются многофункциональными устройствами, поэтому адаптированы для различных видов учебной деятельности:
1. Проектирование: создание моделей.
2. Сборка: развитие мелкой моторики и навыков работы с электроникой.
3. Пилотирование: управление работой коптеров с помощью пультов и камеры.
4. Программирование готовых устройств.
5. Съемка.
Квадракоптеры, также можно достаточно широко использовать на разных предметах: например, на уроках географии можно проводить работу с топографической картой, ориентирование на местности;
- на уроках информатики – это работа с программным обеспечением квадрокоптера, съемка и создание видеороликов, презентаций;
- на уроках основ безопасности жизнедеятельности, возможно отработка применения дронов в поисковых операциях.
Благодаря этому реализуемому федеральному проекту ученикам стали доступны занятия по 3Д моделированию, так как появились мощные ноутбуки и 3д принтер. 3 D - моделирование современная компьютерная графика, которая позволяет воплощать реалистичные модели, кроме того, создание 3D-объектов на компьютере позволяет представить модель со всех ракурсов и устранить недостатки, выявленные в процессе их изготовления. На занятиях дети создают различные модели с помощью программы Тinkercad, а затем выводят готовые изделия на 3D печать, например, брелоки, шахматы, именные бейджики, медали, надписи, статуэтки. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности.
Пандемия коронавируса сделала крайне актуальным дистанционное и цифровое образование. Проведение удаленных занятий можно организовывать с использованием имеющейся техник, например, при проведении конференции – урока в сервисе беспроводного взаимодействия Зум или групповой видеозвонок на онлайн-платформе Сферум или самой популярной социальной сети «В контакте». Такой опыт был реализован в период работы школы в дистанционном формате, занятия проводились не только из дома, но и из школы с применением интерактивной панели. В связи с этим хочется отметить, что в прошлом учебном году в период закрытия нашей школы на карантин в январе месяце, ученикам, у которых нет ноутбуков и компьютеров дома, или для занятий их не хватает на всех детей в семье, из Точки роста им предоставлялись рейбуки.
Не только ученики, но и дошкольники, в рамках дополнительного образования, имеют возможность использовать оборудование Центра «Точка роста», для которых в прошлом учебном году был организован кружок «Развивайка». Преимущественно на занятиях дети занимались лего-конструированием, но также педагоги, работающие в Центре проводили открытые уроки, чтобы продемонстрировать возможности работы зд принтера, шлема виртуальной реальности, интерактивной панели, цифрового фотоаппарата, что всегда вызывало бурю эмоций у малышей. В этом учебном году будут работать уже 2 объединения для дошкольной группы, что еще больше увеличит охват детей и объем оборудования, с которым дети могут познакомиться.
Благодаря новой технике стало возможным привлекать к занятиям не только учеников нашей школы, но и ребят из других школ в рамках сетевого сотрудничества.
Так как для родителей важным фактором является возможность бесплатного обучения и получения действительно актуального образования с возможностью дальнейшего профессионального самоопределения учеников. Поэтому ресурсы Центра были продемонстрированы на общешкольном родительском собрании под девизом «Нас этому не учили!», где родители увидели, какие новые возможности появились в школе для учебной, внеурочной и кружковой деятельности и сами попробовали поработать с ресурсами «Точки роста».
В рамках работы реализуется план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий. Результаты деятельности учеников и педагогов за истекший учебный год не могут не радовать. Педагоги, работающие в центре образования «Точка роста» индивидуально и вместе с детьми принимали участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
Создание Центра «Точка роста» в нашей школе – большой шаг вперёд, шаг в будущее. Это позволило решить задачи по обновлению материально-технической базы школы, явилось стимулом для повышения профессионального уровня педагогов, предоставило обучающимся дополнительные возможности по развитию современных технологических и гуманитарных навыков. За предшествующие годы в школе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой.
Подводя итог, хочется отметить, что ресурсы и оборудование Центра образования «Точка роста» активно используются педагогами в учебном процессе, внеурочной деятельности и дополнительном образовании, расширяют возможности учеников. Несомненно, дети получают возможность изучать не одну предметную область, а комплексно осваивать целый ряд дисциплин. Они видят, как все связано между собой и взаимодействует в реальной жизни. Когда дети учатся с использованием имеющихся, у них естественным образом просыпается интерес к учебе, они лучше мотивированы, учатся осознанно, а значит, и более успешно!
Рекомендуем посмотреть:
Что такое ИКТ
Цели применения ИКТ на уроках истории
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Интерактивные технологии в преподавании лингвистических дисциплин