Конспект урока обществознания для 9 класса «Правоохранительные органы»
Автор:учитель истории и обществознанию МБОУ «Кулигинская СОШ» Трефилова Надежда Петровна
Цели:
- познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.
- развивать навыки использования правовой терминологии, а также различать, в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав;
- воспитывать правовое самосознание, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.
Основные понятия темы: правоохранительные органы, адвокатура, суд, прокуратура, презумпция невиновности, полиция общественного порядка
Мотивационно-целевой этап
Организационный момент Учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.
Ребята несколько уроков назад мы начали изучать с вами главу «Право», включающую в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущем уроке нами были изучена тема «Правонарушения и юридическая ответственность». Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.
Фронтальный опрос домашнего задания
1. Дайте определения и приведите примеры
- Преступление (виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания)
-Проступок (виновное, общественно опасное, противоправное деяние.
-Чем проступок отличается от преступления? (От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул, опоздание на работу и т. д)
-Действие (активное деяние)
-Бездействие (пассивное не деяние)
- Юридическая ответственность (это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение)
-Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская)
2. Определите, к каким видам правонарушений (преступлению или проступку) относится деяние и какая ответственность последует:
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Ирина не выполняет свои договорные обязательства о найме жилья, не выплачивала деньги за квартиру в течение 2 месяцев (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Дядя Сережа опоздал на работу (дисциплинарный проступок)
3. Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)
- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)
- Подростки курили в туалете школы.
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность (Преступниками могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а по ряду преступлений – 14 лет. За такие преступления, как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, уголовная ответственность в соответствии со статьёй 20 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает с 14-летнего возраста.)
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
Учитель: Всем на хорошо известны такие учреждения как полиция, суд, прокуратура. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти учреждения?
Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.
Учитель: Как называются все эти учреждения?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик: Правоохранительные органы.
Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы», запишем ее в тетради.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: Группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере правовых отношений, давайте заслушаем, что же у них получилось
Ученики: Мы провели исследование участниками организованного нами опроса стали ученики и родители, были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение.
1) Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации? (из 32 опрошенных: 15- в полицию, 7- к адвокату, 10- в суд)
2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой? (из 32 опрошенных: 27 – к нотариусу, 5 – к адвокату)
3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?
(из 32 опрошенных: 30 – в полицию, 2 – никуда)
В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы. Большинство предпочли обратиться в полицию и суд, адвокатуру, а также нотариат. Из исследования мы увидели, что чаще всего люди обращаются в полицию.
Учитель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь. Из всего этого можно сделать вывод о том, что граждане занимают активную позицию, если считают что их права нарушены или требуется их подтвердить, для этого они обращаются за помощью в правоохранительные органы. И наиболее часто люди именно в полицию
3. Осознание и формулирование проблемы
Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане правильно выбрали орган, в который обратились? (Ученики строят предположения и догадки) Знаете ли вы, в каких случаях и в какой орган можно обращаться? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать какими полномочиями обладают различные правоохранительные органы, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока
3.Постановка цели:
Учитель: Молодцы ребята! Поставив проблему, вопрос, на который мы с вами ответим на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель. Нам с вами действительно предстоит познакомиться с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, а также с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам правоохранительных органов
Построение знаний
1. Выбор методов исследования
Учитель обращается к детям с вопросом:
-Как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?
Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель соглашается с предложенным планом.
2 Сбор информации
Для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем 4 группы, каждой группе будет дано задание о конкретном правоохранительном органе, ваша задача будет изучить текст учебника и источники, занести данные в таблицу и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и решим задачки на закрепление.
3. Работа с информацией
В ходе групповой работы ученики читают текст учебника и документы обмениваются информацией. Заполняют на листе А3 таблицу «Правоохранительные органы», отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках
4. Построение объяснения
Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме, показать таблицу. В то время когда одна группа выступает, другие очень внимательно слушают
После выступления первой группы всеми учениками рассматривается ситуация: Сразу после окончания школы Валера поступил в Университет, где проучившись 5 лет на юридическом факультете, получил красный диплом. Твердо, решив стать судьей, он устроился на работу помощником адвоката в юридическую консультацию, где проработал 3 года. Может ли Валера стать судьёй? (Нет, необходимо проработать по специальности не менее пяти)
После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация: В прокуратуру поступило анонимное сообщение, что через проходную завода, систематически вывозят готовую продукцию. Как поступить прокурору? (Прокурор должен отреагировать на сообщение, поручить осуществить проверку ОВД)
Учитель организует проведение физкультминутки
Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Давайте послушаем песню охраны короля Право и потанцуем.
Почетна и завидна наша роль, (расправить спину, плечи)
Да наша роль, да наша роль, да наша роль, (поднять подбородок, повороты головы влево - вправо)
Не может без охранников король. (пожимание плечами)
Когда идём, дрожит кругом земля, (ходьба на месте)
Всегда мы подле, подле короля. (шаг в сторону и обратно)
Ох, рано встает охрана. (медленное потягивание рук вверх)
Если близко воробей, мы готовим пушку. (неглубокие приседания с поворотом туловища)
Если муха, муху бей, (потряхивание рук и медленный их подъем на уровень груди)
взять её на мушку. (хлопок ладонями)
После выступления третьей группы всеми учениками рассматривается ситуация: Мария мать-одиночка с двумя детьми, работает продавцом в небольшом магазине, кроме заработной платы в 5тысяч рублей, получает пособие на детей по 140 рублей в месяц и пособие матерям одиночкам 2300рублей. Ее 12 лет сын избил одноклассника, родители которого подали в суд. Окажут ли ей бесплатную юридическую помощь? (Да, бесплатная юридическая помощь предусмотрена лицам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ)
После выступления четвертой группы учитель предлагает обобщить все услышанное и закрепить новые знания
6. Применение новых знаний
Закрепим новый материал. На столах у вас есть текст, читаем и напротив каждой ситуации в скобках пишем название правоохранительного органа
1. Ученика 7 класса, постоянно избивают родители. (полицию)
2. Бабушка решила написать завещание (нотариат).
3. Вы обнаружили, что у Вас пропал телефон. (полицию)
4. Вашу маму уволили незаконно с работы (прокуратуру, суд)
5. Оформление развода, если имеются дети (суд)
6. Составление жалобы на соседей, заливших вас сверху (адвокатура)
7. Какому органу принадлежат следующие функции: осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым осуществляет функцию защиты права. (суд)
8. К кому относятся требования: при поступлении на работу должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании (адвокат)
9. Какому органу принадлежат следующие функции: удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения (нотариат)
10. Какому органу принадлежат следующие функции: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. (прокуратура)
Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании записи на доске. Оценки поставьте карандашиками, листочки ваши я соберу и поставлю в журнал. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске записывается количество человек, которое соответствует оценке. Какой вывод можно сделать?
9-10 правильных из 10 –«5»
8-7 – «4»
6-5 – «3»
меньше 5 – «2»
Поставьте карандашом отметку, листочки я соберу.
7. Формулирование выводов
Учащиеся приходят к выводу, что правоохранительные органы выполняют важные функции в обществе, взаимодействуют, каждый орган занимает свое место и не является лишним. Для решения тех или иных проблем, необходимо знать в какой орган обратиться в конкретной ситуации, для этого нужно изучать документы и законы.
Сейчас давайте вернемся к исследованию, с которым нас познакомили в начале урока. Сможем ли мы теперь правильно ответить на поставленные вопросы?
1) Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации? (суд)
2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой? (к нотариусу)
3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?(в полицию)
Молодцы. Чтобы таблица сохранилась в ваших тетрадях, в клейте пожалуйста готовую в ваши тетради
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:
1. Познакомились ли мы с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов Ученики отвечают – да.
2. Ответили ли мы на проблемный вопрос? Усвоили ли вы теперь, что правоохранительные органы выполняют важные функции? Какие?
3. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы. Ученики отвечают – на все
Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.
Учитель предлагает произвести оценку урока способом творческой рефлексии, ответить на рефлексивные вопросы в виде составления синквейна:
«Синквейн»
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Домашнее задание
Учитель организует запись домашнего задания
-прочитать параграф,
-письменно ответить на вопрос 1 в классе и дома
-выучить термины
Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс
Разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Духовные основы общества
Правовые задачи по обществознанию для школьников 7-9 классов
Конспект урока обществознания, 9 класс. Гражданское общество и государство