Библиотечный урок в 6 классе с презентацией. Тема: Словари
Конспект урока на тему: "Словари" для учащихся 6 класса
Автор: Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СШ №11,г. Новый Уренгой Описание материала:
Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных и нужных для людей образованных и получающих образование. Предлагаю Вам интегрированный библиотечный урок - урок русского языка с презентацией, посвящённый словарям, для учащихся шестых классов. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям русского языка и литературы, библиотекарям. Тема:«Словари» Цель:
Формирование умения работать со справочной литературой. Активизация чтения. Задачи:
Познакомить учащихся со справочной литературой библиотеки: разными видами словарей, построением словарной статьи. Развить потребность обращения к словарям. Воспитать бережное отношение к книге, языку, чуткое внимание к слову. Планируемый результат:
Углублённые знания учащихся в области русского языка. Бережное отношение к русскому языку. Культура речи. Умение работать со словарями. План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Знакомство со словарями библиотеки.
4. Закрепление материала: практическая работа.
5. Подведение итогов. Ход урока: Учитель:
Тема урока сегодня – словари. (Слайд №1)
Прочитайте, записанный на доске текст. (Слайд №2)
Ученик читает слова К.Паустовского:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Учитель:
О чём этот текст? Что автор хотел сказать в этом тексте? Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать всё то, о чём пишет Константин Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель:
Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в различных книгах, справочниках и словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. (Слайд №3)
Известный французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. О них нам расскажет библиотекарь школы. Библиотекарь:
В фонде каждой библиотеки собраны самые различные книги. Кроме художественной литературы есть книги о природе, искусстве, науке и технике, истории. Все эти книги помогут вам в освоении курса школьных наук. Но, пожалуй, самое большое место по значимости отводится справочным изданиям. Когда у вас возникает какой-либо вопрос по той или иной теме, предмету, вы сразу обращаетесь к энциклопедиям, словарям, справочникам в печатном или электронном виде. Какие справочные издания вы знаете? Ответы детей. (Слайд №4,5)
К справочным изданиям, кроме энциклопедий и справочников, относятся и многочисленные словари. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья. Первый печатный словарь появился в 1596 году как приложение к грамматике известного филолога того времени священника Лаврентия Зизания. В нём было 1061 слово, расположенное по алфавиту. С тех времён до наших дней создано очень много различных словарей.
Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). (Слайд №6)
В энциклопедических словарях объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях: Большой энциклопедический словарь; Энциклопедический словарь живой природы; Древний мир: энциклопедический словарь; политический словарь; философский словарь. Словари бывают самые разные, но вспомогательный аппарат у них похож. Чтобы быстро и правильно найти ответ на вопрос, нужно узнать структуру справочных изданий, все вспомогательные указатели, которые имеются в энциклопедии или словаре.
В изданиях справочного характера бывают:
1. Вступительная статья.
2. Оглавление (содержание).
3. Алфавитно-предметный указатель.
4. Указатель имён или заглавий произведений. Большой энциклопедический словарь
Это универсальное справочное издание, охватывающее все области современного знания. В нём содержится около 80 тысяч статей, в том числе около 20 тысяч биографий. Читатель найдёт в словаре сведения из области физики, химии, техники, медицины, спорта, русского языка. Материал в словаре расположен в алфавитном порядке. Заглавные слова тем выделены жирным шрифтом. В начале тома расположено предисловие: «От издательства», где рассказывается о словаре. В конце тома - Приложения. Лингвистические словари (Слайд №7)
В лингвистических словарях объясняются слова, толкуются их значения, правила написания. Толковые словари (Слайд №8)
Основу современных словарей составили толковые словари русского литературного языка. Словарями словарей называют толковые словари. Почему их называют толковыми? (Ответы детей) Правильно. Словари поясняющие, «толкующие» слова, называются толковыми. Пожалуй, самый знаменитый словарь русского языка собрал и выпустил Владимир Иванович Даль. Даль фактически собрал воедино всё устное богатство русского народа – сотни тысяч слов народно-разговорного языка и десятки тысяч разнообразных пословиц, поговорок, загадок. В советское время создано ещё два словаря, отражающие современное состояние нашего языка: 4-х томный «Толковый словарь русского языка» Ушакова и «Словарь русского языка» Ожегова. Даль В.И. Толковый словарь русского языка
В начале тома, в предисловии: «От составителей»- рассказывается, как работать со словарём, о его создателе В.И.Дале. «Объяснение сокращений» - о сокращениях, которые применяются в этом словаре. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
В начале тома расположены: «Предисловие»: рассказывается об истории создания словаря. «Сведения, необходимые для пользующихся словарём» - как работать со словарём. Все слова в этих двух словарях расположены в алфавитном порядке: при этом учитывается не только первая буква, но и последующие.
Словари иностранных слов – объясняют происхождение того или иного слова и дают его значение. (Слайд №9) Современный словарь иностранных слов
Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, а также слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. При каждом слове в словаре даётся толкование и справка о его происхождении. Все слова расположены в алфавитном порядке. В предисловии «О построении словаря» рассказывается, как пользоваться словарём. В начале тома даётся русский и латинский алфавит, список сокращений. (Слайд №10)
Самый важный и необходимый словарь для каждого учащегося – это орфографический словарь. Когда не знаете или сомневаетесь, как написать то или иное слово, нужно обращаться к орфографическим словарям. Этих словарей в нашей библиотеке несколько. Орфографические словари
Русский орфографический словарь В.В. Лопатина, самый большой по объему из существующих орфографических словарей русского языка, содержит около 180 000 слов. Это академический словарь, отражающий русскую лексику в том её состоянии, которое сложилось к концу XX - началу XXI века. Словарные единицы даются в их нормативном написании с указанием ударений и необходимой грамматической информацией. Новшеством, отличающим данный словарь от предыдущего, который издавался с 1950 по 1998 год, является включение слов, которые пишутся с прописной буквы, и сочетаний с такими словами, в том числе слов, которые пишутся в разных своих значениях и потреблениях, как с прописной, так и со строчной буквы. Это нормативное общеобязательное справочное пособие. Букчина Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис? (Слайд№11)
Словарь содержит около 60 тысяч слов. Здесь собраны все трудные случаи их слитного, раздельного или написания через дефис. Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. В статье «О построении словаря», которая расположена в начале книги, рассказывается, как пользоваться словарём. Сазонова И.К. Одно или два Н?
Словарь содержит около 25 тысяч слов и их грамматических форм, таящих в себе опасность неправильного написания одного Н вместо двух, и наоборот. В него включены слова всех частей речи, а также имена собственные. В начале тома две вступительных статьи: «От автора» - автор Сазонова рассказывает о необходимости создания такого словаря; «О построении словаря» - рассказывается, как пользоваться словарём. Список сокращений для всего тома, алфавит. Словарь построен в алфавитном порядке слов. В конце книги – «Содержание», с указанием страниц.
С остальными орфографическими словарями я предлагаю вам познакомиться самостоятельно. Фразеологические словари (Слайд №12)
Первый по времени выхода – «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молотова (1967 год). В нем описано свыше 4 тысяч фразеологизмов. Все они объясняются, приводятся их возможные варианты, употребление в речи фразеологизмов иллюстрируется примерами из художественной, публицистической литературы. Если фразеологизм имеет синонимы, антонимы, то они приводятся. В отдельных случаях сообщаются сведения о происхождении фразеологической единицы.
Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления. Ребята, чаще обращайтесь к печатным словарям, энциклопедиям и справочникам при подготовке к урокам. В этих изданиях всегда содержится проверенная, достоверная информация. Закрепление материала. Практическая работа. Учитель:
Запишите в «Словарь трудных слов» следующие слова:
Абонемент, фантастика, иллюстрация, библиотека, экземпляр, стеллаж, каталог, брошюра, библиография.
Какой темой объединены данные слова? Ответы детей.
1. Найдите в толковом словаре значение этих слов. Используя толковый словарь, расскажите о грамматических признаках 2-3 слов.
2. Найдите в словаре иностранных слов статью о слове «библиография».
Расскажите об этом слове. Что такое прямое и переносное значение слова? Приведите примеры.
3. Определите, пользуясь словарём иностранных слов, в прямом или переносном значении употребляется слово «контакт».
4. Пользуясь толковым словарём, запишите предложения, раскрывающие лексическое значение слов: космос, каникулы, конкурс, обелиск. Найдите в записанных вами предложениях, слова с приставкой «пре», правописание которых надо запомнить.
5. Дайте определение фразеологизмов. Приведите примеры. Из словарной статьи толкового словаря к слову «язык» выпишите фразеологизмы, объясните их значение.
6. Вспомните, что такое диалектные слова. Найдите в толковом словаре значение диалектного слова «починок». Запишите одно из значений, обозначьте известные вам орфограммы.
Подведение итогов. Домашнее задание. Используемая литература:
1.Большой энциклопедический словарь.- 2-е. изд., перераб. И доп.- М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.- 1456 с.: ил.
2.Букчина Б.З. Слитно? Раздельно? Через дефис?: Орфографический словарь русского языка.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 720 с.
3.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия.- М.: ЭКСМ - ПРЕСС, 2001.- 736 с.
4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Рос. АН; Рос. фонд культуры.- 2-е. изд., испр. и доп.- М.: АЗЪ, 1994.- 928 с.
5.Сазонова И.К. Одно или два Н?: Орфографический словарь русского языка.- М.: АСП-ПРЕСС, 1998.- 544 с.
6.Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов.- СПб.: Дуэт, 1994.- 752 с.