Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога ДОУ

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе
Речь – одна из основных высших психических функций. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в коррекционно-педагогической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Аромотерапия – это наука и искусство лечения растительными эссенциями. Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Учеными также научно обосновано и экспериментально доказано, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание лаванды обеспечивает снотворный эффект, так же, как ромашки, валерианы, тимьяна, фенкеля и мелиссы. Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты, лаванды, тимьяна и вербены создают ароматы, успокаивающие перевозбужденную нервную систему.

Эфирные масла можно использовать при ингаляции: в миску с горячей водой добавляется смесь эфирных масел в соответствии с рецептом.

Можно применять ванны с эфирными маслами: эфирное масло или определенные смеси нужно растворить в 100 мл молока или развести в столовой ложке меда.

При массаже тела можно также использовать эфирные масла.

Одним из простейших способов применения эфирных масел является аромолампа с открытым огнем или электрическим.
Хотелось бы напомнить, что с запахами работать надо очень осторожно. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.

Музыкотерапия и звукотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.

Однако лечат не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Ученые доказали, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а может и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.

Наиболее важными для детей – логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и тонкой моторики, а также артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальными коррекционными занятиями с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств.

Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально.

Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение.

Куклотерапия. Для применения куклотерапии необходим набор игровых пособий и кукол. Часто используются куклы без лица, а их эмоциональное состояние выражает сам ребенок.

Сказкотерапия. Для применения сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным количеством текстов сказок.

Куклотерапия и сказкотерапия развивают воображение, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому самовыражению ребенка.

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Использование лекарственных растений является эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, неврастении, восстановлении мышечного тонуса
При различных формах дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орехов, цветки календулы, семена укропа. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток. Для беспокойных детей – отвары из чертополоха.

Для улучшения памяти, работоспособности – отвары зверобоя, ландыша, женьшеня, сырые овощи, особенно сок капусты.

Для улучшения остроты зрения – черника (листья черники до цветения), шиповник, морковный сок

Таким образом, использование нетрадиционных методов в комплексном образовательном процессе имеет большое значение для профилактики и коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья: улучшает внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Литература
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. С.-П.: Детство - пресс, 1999.
2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др.; Под ред. Волковой Л.С.Логопедия. – М.: Просвещение, 1989.
3. Поваляева М.А.Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2001.
4. Вольфган Стикс. В царстве запахов. – М.: «Навеус», 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательн Из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ Структурированное пространство и рутины
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром | Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 762 дня назад (14 октября 2022)
Просмотров: 833
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!