Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе детского сада

Сказочная страна Прав и Обязанностей "Правдилия". Конспект занятия в подготовительной группе
Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах.
Задачи:
Образовательная: закреплять знания о правах ребенка;
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать правовое мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Методы и приемы:
• наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов.
• словесные: ребусы, пословицы, загадки.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,
Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка, работа с пословицами об образовании, чтение сказок.
Технологии:
Личностно-ориентированная:
Игровая - Дидактическая игра «Назови ласково», «Волшебная шляпа», Дидактические разрезные картинки «Сказочные персонажи»;
Здоровьесберегающая – упражнение «Сохрани жизнь», физкультминутка.
Оборудование:
Конвенция о правах детей, дидактическая игра «Назови ласково» , флажок, «Волшебная шляпа», разрезные картинки (сказочные персонажи); Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Рассказ о значении фамилии, имен детей, обсуждение пословиц и поговорок о семье, загадки о семье.
Ход
Воспитатель и дети берутся за руки и проговаривают:
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!

Лишь появиться ребёнок
И дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок
Появляются права.
- Ребята, благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)
Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились вы!
- У каждого из вас своя жизнь. Кто заботится о вашей жизни? (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские). Никто и никогда должен навредить ребенку.
- Посмотрите дети, у меня в руках книга, очень важная.
- Ребята, это книга вам уже знакома? (Да)
- Как она называется? («Конвенция о правах ребенка»).
- А что такое конвенция? (договор, соглашение)
- О чём нам может рассказать эта книга? (Из этой книги можно узнать о наших правах)
- Дорогие ребята, с вами уже беседовали, о нас, о людях которые нас окружают: родные и близкие, соседи и просто знакомые! Как себя нужно вести, какие мы должны совершать по ступки, а какие не должны.
- Мы с вами живём в большой стране. Как она называется?
- Знаете ли вы столицу России? В каком поселке вы живёте?
Мы являемся гражданами своей страны. Все граждане имеют права. Вы тоже, каждый из вас - гражданин России. А значит, имеет свои права.
Сегодня мы будем об этом говорить.
- Но для начала скажите, как вы понимаете слово право?
- Да, это то, что человек может делать, не боясь наказания и получать, чтобы быть счастливым в этом мире.

Как же появились права человека? Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад?
Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности.
И мы все должны их выполнять. (Показ книги)

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили сказочные герои, и жили они дружно. Потому, что у каждого из них было много прав. А ещё в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному – трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями страны. И всё было бы у них хорошо, если бы… Однажды над страной нависла чёрная -пречёрная туча, налетел злой, холодный ветер и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось ни одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их. Ребята, как по- вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю, сможем, и узнаем правила жителей Правдилии, их права нарушаются, и они нас приглашают к себе в сказку для того, что бы мы им помогли!
- Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)
- Ну, тогда в путь!
- Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!
- Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)
- Давайте хором скажем наше заклинание:
Книжка-книжка, помоги!
Двери в сказку отвари!
(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)
- Посмотрите, мы в сказке…
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Как вы думаете, какие права сказочных героев нарушаются в этих сказках? («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Серая шейка»).

Первое и самое главное право – это право на жизнь.
Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь).
Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? (Быть добрыми, отзывчивыми, не обижать других).

Воспитатель: а научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Сохрани жизнь”.

Упражнение "Сохрани жизнь"
– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого зверька на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Детеныш окреп и сможет идти дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
Воспитатель: Ребята вы молодцы.
Вывод: ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из сказки…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
"Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино.
Это имя принесет мне счастье..."

Воспитатель: Ребята, что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»)
Значит, что мы может сказать о правах героя, какое право он получил?
(Право на имя).

Воспитатель: Правильно, ребята, это право на имя.
- Ребята, что это за документ? (свидетельство о рождении). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку.
Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись).
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).
Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.
- Все дети имеют право на имя, отчество и фамилию.
- Как твоё имя?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестрёнку, братишку?
- Как зовут ваших друзей?
- Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
- Но у нас есть не только имя, но и отчество, оно присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Кирилла зовут Алексей. Значит отчество мальчика - Алексеевич. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Кирилл Алексеевич.
- Как зовут твоего папу?
- Какое у тебя отчество?
- Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
- Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия.
Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.

Воспитатель: У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
• Не дразниться.
• Не придумывать клички.
• Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
• К взрослым обращаться по имени, отчеству.

Воспитатель: Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Игра «Объясни имя»
- У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
• Незнайка (он ничего не знает);
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
- А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:
• Девочка белая как снег (Белоснежка);
• Девочка с синими глазами (Синеглазка);
• Очень тихий человек (Тихоня);
• Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
• Мальчик, который много знает (Знайка);
• Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
• Девочка из снега (Снегурочка);
• Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).

Вывод: ребенок имеет право на собственное имя.

Воспитатель: Давайте достанем следующую картинку и посмотрим, что она обозначает….(Картинка Снегурки с родителями)
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Воспитатель: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, у Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Право на семью.)
- Следующее право, о каком мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье.
- Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говориться: «Не нужен и клад, коли в семье лад».

Воспитатель: давайте на минутку отвлечемся и немного разомнёмся.

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Семья – это главное в жизни человека.
Но кроме прав у вас есть еще и обязанности.
Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
Вывод: ребенок имеет право на семью.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
Какие сказки вы знаете, где нарушилось право на неприкосновенность жилища?
(«Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Зимовье зверей»).
Вывод: ребенок имеет право на жилье.

А теперь вспомним сказку про Маугли.
- Ребята, кто такой маугли?
- Чем он отличается от нас с вами? (он живет в джунглях с животными, а мы с родителями)
- Для того, чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус. Внимание на экран. (7Я)
Вот, ребята, у маугли нет семьи.
- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга)
- Маугли думает, что его семья это животные. Давайте расскажем ему, кто же входит в настоящую семью. Для этого вспомним пальчиковую гимнастику «Дружная семейка».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
- А кто ещё входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)
- Молодцы! Много знаете родственников!
- И так, повторим специально для Маугли, какое же его право нарушено? (Право на семью)
- Что мы пожелаем Маугли? (Создать свою семью)
- Ребята, но у Маугли нарушается не одно право, а несколько. Нам нужно узнать и их.
- Где Маугли живет? (в джунглях)
- Кто его друзья? (животные)
- Как он общается с ними? На каком языке? (На языке животных: воет как волк) Посмотрите фрагмент мультфильма.
- А должен он на каком языке говорить? (На родном языке)
- Какое право нарушено? (Право говорить на родном языке)
- Внимание на экран – (изображено право в картинках).
- Ребята, это ещё не все права, которые нарушены у Мауги.
- Вспомните, кто за ним ухаживал? (Стая волков)
- Как волки моются? Как залечивают свои раны? (Своей слюной)
- Ребята, мы люди, никогда не сможем залечить свои раны слюной. Куда мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (К врачу)
- У Маугли был врач? (Нет)
- Какое право нарушено? (право на медицинский уход)
- Молодцы! Все права, которые нарушены у Маугли, мы разгадали!
Переходим к следующей станции.
Вывод: ребенок имеет право говорить на родном языке, на медицинскую помощь.

- Следующего друга, которому мы поможем, вы отгадаете по кадрам из мультфильма. (Кадры из мультфильма «Золушка»)
- Кто это, ребята? (Золушка)
- Вспомним сказку о Золушке.
- Что эта за девочка? Что с ней произошло?
- послушайте стихотворение о Золушке:
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
- Ребята, Золушка отдыхала??? А могли бы сестры помочь ей?
- Какое право Золушки нарушено? (ребенок имеет право на посильный труд, право на отдых).
- Кто же нарушает права Золушки? (злая мачеха и старшие сестра.)
Ребята, какой совет мы дадим Золушке? (хорошо питаться, выполнять только посильную работу и больше отдыхать)
Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
(Дети загадывают движения)
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.
Вывод: ребенок имеет право на отдых.

Воспитатель: Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?
Дети: Врач!

Входит Незнайка
Незнайка:
Что случилось? Что со мной?
Как болит животик мой!
Что такое? Не пойму!
Я, наверное, сейчас умру!..

Воспитатель:
Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Дети:
Надо вызвать скорую помощь!
Воспитатель:
А как это сделать?
Дети:
Позвонить по телефону.
Воспитатель:
А по какому номеру телефона?
Дети:
03!
Воспитатель:
А что при этом нужно сказать?
Дети:
Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.
Кто знает адрес нашего детского сада?
Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):
Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад «Солнышко». Входит Врач.
Скорую вызывали? Где больной?
Дети показывают на Незнайку.
Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.
Врач:
Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.
Вывод: ребенок имеет право медицинскую помощь.

- Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу.
- А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях.
- Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
- Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
- Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
- Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.

Игра «Зашифрованные слова» (за столами)
- На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-разгадку (алфавит), расшифруйте слова, запишите их (дети выполняют). Давайте прочитаем, что у вас получилось (дети читают: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т.п.)
- Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).
- Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
- Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
Вывод: ребенок имеет право на получение образования и право на игру.
- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги, в группу нас верни!
(проходят на палас, садятся на свои стульчики.)
Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?
- Серая шейка? (Право на жизнь, на семью, право на защиту)
- Маугли? ( право на семью, право говорить на родном языке, право на медицинский уход)
- Золушка? (право на посильный труд, отдых, право на хорошее питание и чистую воду)
- Зайчик? (право на жилье)
- Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)

Чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым.
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!

- Ой, ребята, посмотрите, а что это за коробочка??? (открываю коробочку)
- Дети, это наши герои благодарят вас за помощь и дарят вам сладкий презент - медальки «Знатока прав».
- И так, ребята, наше занятие подошло к концу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ. Овощи и фрукты Конспект занятия в подготовительной группе «Подарок маме» Конспект занятия в подготовительной группе. Заучивание стихотворения Токмаковой «Рыбка, где ты спишь Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей в детском саду "Права и обязанности детей" | Конспект занятия в подготовительной группе. Я среди людей
Опубликовано: 945 дней назад (22 мая 2022)
Просмотров: 2305
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!