Конспект занятия "Обитатели водоемов" с презентацией. Старшая группа
Интегрированное занятие по изучение водных обитателей с использованием кинетического песка на тему "По морям, по волнам"
Автор: Воспитатель Сидоркина Светлана Калистратовна Цель: Расширять у детей знания и представления о водных обитателях – рыбах. Задачи:
- Формировать у детей знания об обитателях водной стихии.
- Дать возможность увидеть разнообразие речных, морских и аквариумных рыб
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать фонетический слух, уметь слышать и вычленять отдельные звуки в слове Обеспечение: костюм капитана, игрушка кораблик, картинки с изображением реки, моря, аквариума, картины рыб (карась, щука, окунь, судак, карп, сом, морская звезда, морской конек, морской ёж, дельфин, кит, акула, золотые рыбки, скалярии, гурами, меченосец, телескоп), синий и зеленый кинетический песок, стеки, подносы, аквариум- светильник., муз центр, проектор, компьютер.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Показываю детям игрушечный корабль.
Я капитан этого корабля. И хочу вас пригласить в необыкновенное путешествие. Хотите узнать много нового и интересного?
- Ребята, это мой кораблик? (слайд 3)
- Значит, мы поплывем по… (реке, по морю, по океану). Мы будем исследовать водные просторы.
Отгадайте мою загадку:(слайд 4)
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. Кто это такие? (Рыбы)
- Давайте поговорим о рыбах. (слайд 5)
- Где обитают рыбы? (В море, в реке)
Чтобы жить и дышать в воде у рыб есть…. (Жабры)
Чем покрыты рыбы?.. (Чешуёй)
Как передвигаются рыбы, с помощью чего? (С помощью плавников, хвоста)
Ответы детей воспитатель сопровождает показом картинки рыбы. (слайд 6)
Ребята, мы вы отправимся в глубины, где можно увидеть тех, кто живет под водой, т.е. водных обитателей? Для этого нам надо произнести волшебные слова.
Детский сад наш изменился,
В речку нашу превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно речное изучать! (слайд 7)
Перед вами озеро, река. В марийском крае очень много чистых озер. Карасьяр, Шап, Нужъяр, Таир, Кичиер
А еще в нашем крае протекает большая река Волга. По-марийски звучит ЙЫЛ (слайд 8)
Водных обитателей, живущих в реке, мыс называем как ? (речные)
Сегодня мы с вами познакомимся с рыбами марийских рек и озёр. Давайте посмотрим картинки с рыбками:- Карась. - Щука. - Окунь. - Судак. - Карп. - Сом. - Ёрш. -Лещ. (слайд 9,10)
А сейчас мы посмотрим на картинки и поиграем в игру «Где «спрятались» звуки?» Постараемся найти, где звучат звуки в словах. (В начале слова, в середине или в конце)
Где спрятался звук О в слове СОМ, ОКУНЬ? (слайд 10)
Где спрятался звук А в слове ЩУКА и КАРП? (слайд 11)
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать! (слайд 12)
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна (показ картинки с изображением моря и океана) Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Они красивые и необычные –
Как мы называем водных обитателей, живущих в море? Это морские рыбы.
Давайте вспомним ещё раз морских рыб. - Морской конек, Черепаха -Осьминог. Морская звезда
Морской ёж, рыба- меч, Рыба- молот, Рыба-луна (слайд 13,14)
Я приглашаю вас порезвиться как рыбки. (Встаем на физкультминутку) Физкультурная минутка
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке (присели, поднялись, выполняют плавательные движения руками)
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть песок, как на морском дне. Это волшебный песок.
Не забываем правила работы с песком. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в увлекательную в игру «Вылепи букву рыбки»
Воспитатель показывает картинку рыбки, дети произносят названия рыб и пишут на песке первую букву слова. . СКАТ , ОСЬМИНОГ, КИТ, АКУЛА
Воспитатель: Следующая игра называется «Найди дом для рыбок» Задание: положить изображение рыбы около соответствующего подноса с песком. Рыба речная – зеленый песок, рыба морская – синий песок (воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением морских и речных рыб)
Посмотрите на этот предмет(показ аквариума-светильника)(слайд 17)
В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в специальных зоомагазинах. Рыбки, живущие в аквариуме, называются аквариумные.
Они очень красивые и разноцветные. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Золотые рыбки - Скалярии - Гурами - Меченосец - Телескоп. (слайд 18)
Гимнастика для глаз
- Посмотрите, сколько здесь морских обитателей (обращает внимание на игру рыб на светильнике-аквариуме), давайте с ними поиграем. (проводится гимнастика для глаз)
Воспитатель: Молодцы. У вас всё получилось. (Слайд 16)
Сегодня мы с вами познакомились с удивительным водным миром. Узнали, где обитают рыбы. Посмотрели, какие интересные рыбы обитают в водных просторах. А сейчас я хочу показать вам волшебную рыбку. Она исполняет желания.
Ребята, у вас есть желания? Давайте все вместе попробуем вылепить рыбку из волшебного песка, которая исполнит ваши заветные желания.
Рефлексия Воспитатель: У вас получились замечательные рыбки! Понравилось вам путешествовать? Какие задания понравились. Какое задание выполнить было сложно? (ответы детей)
Покажите свои золотые рыбки из «волшебного» песка. Молодцы! Путешествие наше закончилось.