Организованная образовательная деятельность для дошкольников подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Веселые пчелки»
Автор:Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области Новоусманского района
Описание работы. Данный материал предназначен для дошкольников 6-7 лет.Конспект занятия будет интересен учителям-логопедам, воспитателям и учителям первых классов.
Цель: знакомство со звуками [Л] [Ль] и буквой Л.
Задачи:
- развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание;
- развивать навыки работы воспитанников индивидуально и в парах;
- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос;
- автоматизировать звуки [Л] [Ль] в связной речи.
ХОД ООД
Логопед: «Сегодня к нам в гости прилетела вот такая симпатичная пчелка.
Зовут её Лаванда.
(Пришлось придумать, что это не пчелка Майя, а её сестра близнец) У неё такое красивое необычное имя. Назовите первый звук в её имени, и вы узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся».
Ответы детей.
Логопед: «Правильно, это звук [Л]. Давайте посмотрим на нашу схему и расскажем, как работают губки, зубки и язычок, когда мы произносим этот звук.
Ответы детей.
Логопед: «А теперь скажите мне, пожалуйста, есть ли преграда для воздушной струйки, когда мы произносим звук [Л]? Мешает ей что-нибудь или нет? И если мешает, то что?
Ответы детей.
Логопед: «Правильно, воздушной струйке мешает язычок, который поднялся вверх и уперся в десны за верхними зубами. А наша струйка никак не может подняться по язычку. Тогда ответьте мне на еще один вопрос: «Если есть преграда для воздушной струйки, звук [Л] – гласный или согласный звук?»
Ответы детей.
Логопед: «Вы правы, ребята, звук [Л] - согласный звук. А теперь послушайте меня внимательно и скажите, это твёрдый или мягкий звук? - [Л].
Ответы детей. "Твердый звук"
Логопед: «Это верный ответ. Ну и наконец-то нам осталось определить – звонкий это звук или глухой? (Мы определяем звонкость-глухость двумя способами. Первый способ – закрыть ладошками ушки и произнести звук. Второй способ – обнять ладошкой горлышко и произнести звук.)
Логопед: «Молодцы, правильно ответили на все мои вопросы. Пчелка Лаванда вами очень довольна. Ну а теперь давайте ей покажем, как мы можем играть со звуком [Л]».
Игра 1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Л] среди других звуков». Это задание на развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игра 2. «Закончи слово звуком [Л] и назови получившееся слово полностью». Речевой материал: го-л, футбо-л, сто-л, по-л, кинжа-л, пена-л, мета-лл, дяте-л.
Логопед: «А скажите мне, ребята, чем занимаются пчелки?».
Ответы детей. (Собирают мед, носят его в улей.)
Логопед: «Ответы не совсем верные. Пчелки собирают не мед, а нектар с цветочков, потом относят его в улей, где перерабатывают его в мед. А достаточно ли будет собрать нектар с одного цветка, чтобы сделать мед? Конечно, нет. Поэтому пчелки целый день перелетают с цветка на цветок, собирая нектар. Вот сейчас мы представим, что вы – пчелки. А цветочками будут наши обручи. Вам нужно прыгнуть в центр обруча, присесть, немного задержаться для сбора нектара, а потом перепрыгнуть в другой обруч и выполнить тоже задание».
(Таким образом, мы провели физминутку).
Логопед: «А где растут цветочки, с которых пчелы собирают нектар?»
Ответы детей. (На лугу, на клумбе, на полянке.)
Логопед: «Лаванда приготовила для вас вот такие замечательные полянки, на которых нарисованы три цветочка и свою маленькую копию.
Назовите мне, пожалуйста, какого цвета первый цветок.
Ответ ребенка: «Первый цветок – белого цвета».
Логопед: «Назовите мне, пожалуйста, какого цвета второй цветок».
Ответ ребенка: «Второй цветок – голубого цвета».
Логопед: «Назовите мне, пожалуйста, какого цвета третий цветок».
Ответ ребенка: «Третий цветок – желтого цвета».
Логопед: «Также Лаванда приготовила для каждого из вас предметные картинки. А теперь слушайте внимательно задание Лаванды.
(Инструкция к заданию очень большая, поэтому она дается и выполняется ступенчато.)
- Потихоньку назовите предмет на вашей картинке.
- Определите, есть ли в его названии звук [Л].
- А теперь определите, в каком месте слова находится звук [Л].
- Если звук [Л] находится в начале слова, посадите пчелку на белый цветок.
- Если звук [Л] находится в середине слова, посадите пчелку на голубой цветок.
- Если звук [Л] находится в конце слова, посадите пчелку на желтый цветок.
Логопед: «А теперь каждый из вас расскажет мне, почему он посадил пчелку именно на этот цветок».
Ответ ребенка: «Я посадила пчелку на голубой цветок, потому что в слове «молоко» звук [Л] находится в середине слова.
Логопед: «Ребята, Лаванда хотела нам принести еще картинки со звуком [Л], но на пути к нам ей встретился злой шмель и разорвал картинки. Теперь они все перепутались. Давайте попробуем из перемешанных половинок сложить целые картинки.» (У каждого ребенка половина картинки. Дети начинают по очереди искать свою пару. Затем целую картинку крепят на доску с помощью магнитов).
Ребенок: «У меня половина куклы. У кого есть вторая половина куклы?»
Логопед: «Молодцы! И Лаванду порадовали, и ножки у доски размяли!»
Логопед: «Лаванда прилетела к нам сегодня не одна. Её подружка немного задержалась в улье. Её зовут – Лилия. Назовите мне первый звук в её имени».
Ответы детей.
Логопед: «Правильно, это звук [Ль]. Давайте дадим ему характеристику. Это тоже согласный звук, он тоже звонкий, но мягкий. Когда мы его произносим, спинка нашего языка немного напрягается. А теперь немного поиграем с этим звуком.
Игра 1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ль] среди других звуков, в слоге».
Игра 2. «Топни ногой, когда услышишь звук [Ль] в слове».
Дифференциация звуков [Л] - [Ль].
(
Я проводила её сразу на материале слов, т.к. дети хорошо различают их изолированно и в слогах).
Логопед: «Лаванда любит собирать нектар с цветком, на котором нарисована картинкам со звуком [Л]. А лилия собирает нектар с цветочков, на которых нарисованы картинки со звуком [Ль]. Вот вам по цветочку. Прикрепите его под нужной пчелкой». (Работа у доски)
Ответ ребенка: «С цветочка, на котором нарисована «мельница», соберет нектар Лилия».
Логопед: «С помощью Лаванды и Лилия мы сегодня познакомились со звуками [Л] и [Ль]. Осталось познакомиться с буквой, которая записывает оба эти звука.
- На что она похожа?
- Из скольких элементов она состоит?
Давайте напечатаем эту букву в тетради.
А теперь из букв разрезной азбуки выложим слова. (Лес, ноль, лак, липа)
Рефлексия. «Наше занятие подошло к концу. Вам понравились задания, которые вы выполняли вместе с нашими гостьями? Какие задания понравились больше других? Давайте поблагодарим наших пчелок, за то, что они к нам прилетели и пригласим их в гости еще раз. Наше занятие закончилось. До следующей встречи».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Невидимка-воздух»
Организованная учебная деятельность в подготовительной группе с использованием игровой технологии