ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Здоровье сбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Поэтому на современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни – как собственных, так и других людей.
В настоящее время здоровьесбережение педагогические технологии разделяют на три большие группы.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: скретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, релаксация, соляная комната, ароматерапия.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье», самомассаж и точечный массаж, биологическая и обратная связь.
3. Коррекционные технологии: арт-терапия. Сказкотерапия, песочная терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.
В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на использовании здоровьесберегающих технологиях в экологическом воспитании. Экологическое воспитание – ознакомление детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников – есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе экологического воспитания детей как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-эксперименты, игры-путешествия. Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений, и навыков, навыков ЗОЖ.
Для сохранения и стимулирования здоровья могут быть использованы подвижные игры в НОД и на прогулках. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей.
Педагог может включить в образовательную деятельность заранее продуманную систему игр-упражнений, которые развивают у ребенка двигательные навыки, это могут быть маленькие песенки-упражнения, различные психофизические упражнения («Представь себя…), пальчиковые игры, пластические этюды, дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения, различные танцы с предметами. Благодаря этому раскрепощается тело ребенка, снимаются мышечные зажимы, улучшается его настроение, наступает релаксация. Через игровой массаж активизируются биологически активные точки, расположенные на кисти рук, а также происходит процесс психомоторной релаксации. В НОД по экологическому воспитанию также можно использовать упражнения для ног, которые активизируют стопу и пальцы ног, заставляют их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Можно рисовать ногами различные предметы, ходить по гальке, по ребристой доске, по массажному коврику, собирать пальцами ног косточки и различные предметы. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к деятельности, причем это несет огромный оздоровительный эффект: повышение эмоционального настроя влияет на участки мозга, связанные с эмоциональным центром коры головного мозга, что помогает организму вырабатывать эндорфин – клетки, отвечающие за здоровье.
В процесс деятельности, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры можно включать упражнения с природным материалом, играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Из природного материала можно делать поделки, игрушки, выкладывать узоры, перебрасывать перекатывать друг другу. Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной.
Кроме того, в своей работе можно использовать дидактические игры и упражнения с песком. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, стабилизируют эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность, развивают мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы. Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции, снижает негативное проявление (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). Но самое важное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Необходимый компонент каждой НОД по экологическому воспитанию - релаксационный отдых. Релаксационный отдых включает и дыхательную гимнастику, что является прекрасной возможностью снять мышечное и эмоциональное напряжение, накопленное в процессе деятельности. Хорошая мышечная релаксация – это чередование движения и расслабления. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Поэтому в конце НОД надо использовать как активный, так и пассивный отдых. Ребенок начинает себя лучше чувствовать, его работоспособность повышается.
Таким образом, одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. В зависимости от программы, по которой работают педагоги ДОУ, материально-технического оснащения, организации здоровьесберегающей среды, профессиональной компетентности педагога, а также уровня физической подготовленности и показателей заболеваемости воспитанников каждый педагог выбирает здоровьсберегающие технологии, которые внедряются в практику его работы.
Литература
1. Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в
дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.
2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ,
2001.
3. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост.
С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Семененко Е.А. Использование песочной терапии в логопедической работе // Дошкольная
педагогика. – 2010. - №7.
7. Юматова Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. – 2013. - №2.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе