Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. Музыка Шаинского для детей с ОВЗ
Автор: Юхнина Софья Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад №11" СП «Детский сад №36» г. Краснокамск, Пермский край
Описание: Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью по работе с детьми ОВЗ. Когда реализовала проект "Солнечные хиты Шаинского", получила хорошие результаты. Решила преобразовать его для детей с ОВЗ. В статье описываю свою работу. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям.
Цель: создание условий для формирования музыкального вкуса дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить детей с творчеством Владимира Шаинского: через восприятие музыки, которая написана для мультфильмов;
- развивать у детей познавательные способности, творческое мышление, музыкальную память;
- обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность детей детской музыкой и песнями В. Я. Шаинского;
- повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через мультипликационные фильмы.
Музыка Шаинского - удивительным детям!
«От хорошей музыки не устают», - В. Шаинский
Современный ФГОС ДО предъявляет высокие требования к развитию творческих способностей дошкольников. Основная мысль ФГОС ДОУ заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка, в том числе и детей с ОВЗ. Это обязывает музыкальных руководителей организовывать процесс художественно-эстетического воспитания с учётом новых требований. Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию музыкального вкуса дошкольника – является восприятие музыки.
Одним из источников воспитания ребёнка выступает культура средств массовой информации, а именно – мультипликационные фильмы, которые так привлекательны и интересны детям.
Современные дошкольники не смотрят мультфильмы нашего детства, не узнают музыку, которая звучит, а тем более не знают кто написал эти детские песни. Родители не уделяют значительного внимания при выборе мультфильмов для просмотра, включая определённый детский телевизионный канал.
В 2019 году я написала проект «Солнечные хиты Шаинского», он был реализован в апреле 2019 года с родителями и детьми средней группы. Получив хороший результат, я взяла его за основу, адаптировала для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что, приобщая ребёнка к музыкальному миру замечательного советского композитора – классика В.Я. Шаинского, обогащая музыкально - песенный репертуар программы его творчеством, можно постараться сформировать музыкально-эстетический вкус ребёнка с ОВЗ, развивать его музыкальную культуру.
Пригласив в музыкальный зал удивительных детей на просмотр мультфильма, сразу увидела их интерес. Мы просмотрели мультфильм «Крокодил Гена». Удивило, что дети не знают этот мультфильм, но песни иногда мы пели на музыкальном занятии, были им немного знакомы. Получив эмоциональный отклик от воспитанников, я предложила им разучить припев в этой песенке. Но сразу столкнулась с проблемой. Каждый ребёнок уникален. Мальчик с нарушением умственного развития, неговорящий, но всегда с улыбкой, с желанием, тоже хотел участвовать. Я нашла выход, он помогал нам, играя на металлофоне.
Дети с ОВЗ очень музыкальны, у них прекрасное чувство ритма. В этом я постоянно убеждаюсь. Мои воспитанники с ОВЗ финалисты и победители ежегодного краевого конкурса «Фейерверк созвучий».
Расширяя кругозор удивительных детей через мелодии Владимира Шаинского из советских мультфильмов, развивается эмоциональная отзывчивость, восприятие музыки.
Развивая дошкольников на таком доступном для восприятия и воспроизведения песенно – музыкальном материале, при индивидуальном подходе к каждому, сразу получаешь хороший результат. У детей проходит тревожность, они становятся более раскрепощёнными. Ведь основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.
Наши музыкальные встречи всегда проходили ярко, зажигательно, эмоционально. Под песенку «Пусть бегут неуклюже» мы танцевали, подпевая, подыгрывали на музыкальных инструментах. Дошкольники получали огромный заряд положительных эмоций. С небольшим музыкальным номером удивительные детки выступили перед своими друзьями из группы, Громкие аплодисменты, поклон, улыбки – восторг детей с ОВЗ, я думаю, что это очень ценно, именно это результат нашей работы.
Постоянно применяю в работе инновационные формы, использую интерактивные технологии, это необходимо для развития детей с ОВЗ.
Воспитатели – это первые помощники. Педагоги использовали музыкальный репертуар Шаинского на своих занятиях и в самостоятельной деятельности. Через интеграцию идёт развитие и познавательного мышления дошкольников с ОВЗ.
Хочется отметить заинтересованность родителей, которые были активными участниками образовательного процесса в детском саду. Для них был проведён
блиц опрос:
Вам нравятся песни Владимира Шаинского?
Какие мультфильмы смотрит Ваш ребёнок?
Поёте вы дома с ребёнком детские песни из мультфильмов, которые написал В. Шаинский?
Дискуссия на тему: «Мультики – это интересно, необходимо, важно для ваших удивительных детей?»
По такому же сценарию мы разучили песенку «Улыбка». Итогом была фотовыставка «Поделись улыбкой своей».
Я создала видеотеки мультфильмов для детей в ДОУ и родителей в группе вконтакте. Родители тоже хотели принять участие в наших музыкальных встречах. Это радует.
Собрались все вместе родители и удивительные детки. Мероприятие называлось «Ну-ка все вместе!» Расширили свой музыкальный репертуар песней «Вместе весело шагать». Взрослые пели, дети подпевали и танцевали, в финале родители тоже присоединились к детскому танцу, получился танцевальный флеш моб. Итогом нашей встречи стала выставка детско – родительского творчества: «Мульт – герои в гости к нам». Дошкольники раскрашивали заранее подготовленные изображения героев мультфильмов,
Данный опыт работы имеет широкую перспективу развития для детей с ОВЗ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение и обогащение основной общеобразовательной программы музыкой В. Я. Шаинского, исполнение его песенного репертуара в детском саду и дома в кругу семьи, будет успешно развивать музыкальный вкус удивительных детей, их культуру, музыкальные творческие способности.
Рекомендуем посмотреть:
Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия
Опыт работы музыкального руководителя детского сада
Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольников
Похожие статьи:
Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ