Статья «Музыка и праздники, как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
Автор: Юхнина Софья Владимировна, музыкальный руководитель
Статья "Воспитание экологической культуры дошкольников"
Место работы: МАДОУ "Детский сад №11" СП «Детский сад №36» г. Краснокамск, Пермский край
Описание: Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью по экологическому воспитанию в работе музыкального руководителя. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам - дошкольникам.
Цель: создать условия для развития у детей экологической культуры средствами музыки.
Задачи:
Воспитывать у детей чувство любви к природе.
Формировать бережное отношение к окружающему.
Развивать эстетические чувства.
Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем? Удивиться, узнать, полюбить! Н. Луконин
Воспитание экологической культуры – это главное направление для полноценного развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного Пермского края – всё это вызывает необходимость уделять особенное внимание экологическому образованию детей в детском саду. Хочется этот процесс сделать увлекательным и познавательным, поэтому я использую фольклорно – экологические праздники, как средство формирования экологических знаний воспитанников.
Разработала систему перспективного планирования музыкально – экологических мероприятий по сезонам. Подобрала музыкальный репертуар, игры по приметам и явлениям природы экологической направленности. Конспекты тематических занятий и сценарии праздников составляю с использованием фольклорного репертуара.
Инновацией в своей работе считаю разработку мероприятий и событий, которые приурочены к нетрадиционным календарным праздникам.
К всемирному дню туризма в сентябре организуем туристический поход на берег Камы, где разыгрываем на свежем воздухе сценку «Эколята – дошколята». В октябре ко дню защиты животных проходит выставка фотографий домашних животных и птиц, которые живут у наших воспитанников. Дети, презентуя своего питомца, обязательно исполняют песенку – потешку или стихи. 12 ноября «Синичкин день», к этому празднику для малышек проводится развлечение «Птички – синички – наши друзья». В декабре ко дню образования организации ООН по охране окружающей среды проводим беседу на тему: «Ёлочка – зелёная иголочка», которая сопровождается новогодними хороводами, народными играми.
В январе – день снега. На прогулке проходит наш «Снежный денёк», дети лопатками чистят снег, лепят снеговиков, строят горки. Это событие сопровождается весёлыми забавами, потешками. В феврале ко дню орнитолога проходит акция «Мороз и птички». Дети наполняют кормушки крупой, семечками, наблюдают за птичками, которые прилетают полакомиться. В марте проходит праздник «Волшебная капелька» к всемирному дню воды (22 марта). В апреле отмечаем «День Земли», для малышей и средних дошкольников провожу развлечение «Как дети землю спасали». А для детей старшего дошкольного возраста проходит экологическая квест – игра « Лесное путешествие к бабушке Ежихе». В мае к всемирному дню Солнца (3 мая) проходят весенние развлечения, с акцентом на солнечную тематику с загадками, русскими песнями, играми и прибаутками. Итоговое мероприятие к всемирному дню эколога и окружающей среды - это общий летний праздник «Дошколята – юные экологи».
Через все события стараюсь прививать интерес к русскому народному творчеству. Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь нашего народа. А частушки, прибаутки, потешки – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес у детей к фольклору, формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Краткие, ритмичные, в доступной стихотворной форме песни легко запоминаются детьми. Приобщать детей к русскому фольклору в сочетании с экологией для меня очень интересно. Хочется отметить, что родители являются активными участниками всех мероприятий. Вместе с детьми принимают участие и в районных конкурсах «Эко – бум», в детском саду организован сбор батареек для утилизации.
Фольклор доступен даже для самых маленьких дошколят, положительно влияет на детей, помогает услышать незабываемые звуки природы, пение птиц. Через яркое эмоциональное содержание песен понять то, что они слышат. Дети с удовольствием воспринимают, поют, играют, ритмично двигаются под русские народные песни. Так мы открываем их сердца, делаем чуткими, добрыми, неравнодушными к цветочкам, деревьям, птичкам, животным и друг к другу! А это очень важно!
Я думаю, работая в системе в этом направлении, можно добиться отличных результатов музыкального развития и экологической культуры воспитанников.
Я хочу, чтоб земля расцветала, и росли, как цветы малыши!
Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души! Н. Луконин
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе