Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие к 9 мая, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвигу героев быть в веках», 5-7 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК, ОДНКНР МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: К 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
Герои Великой Отечественной войны, многие из которых отдали свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сколько их известных безвестных, шагнули в бессмертие? Самым лучшим монументом в их честь будет наша память.
День 22 июня 1941 года стал для всех народов нашей страны первым днём Великой Отечественной войны. А впереди еще 1418 дней самой тяжелой, кровопролитной и страшной войны 20 века.
Только по официальным данным (далеко не полным) Центральногоархива Министерства обороны России, в боевых частях сражались с врагом вместе с отцами и старшими братьями свыше 3500 воинов моложе 16 лет.
И в наши дни, мирные дни тоже есть отважные и смелые мальчишки и девчонки. О них редко пишут в газетах, не часто появляются они на телеэкранах. Но от этого их поступки, их настоящие подвиги не становятся менее ценными.
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление, о Великой Отечественной войне читая энциклопедии, книги и журналы, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне
Библиотечный урок «Подвигу героев быть в веках»

Володя Дубинин

Это было много лет назад,
Но земля хранит безумство боя,
Помнят взрывы танковых гранат,
Помнят тех, кто умирали стоя.
Небеса уже давно чисты,
Жизнь идет, и солнце так же светит
Но кладут на парапет цветы
И с трепетом и со смущеньем дети…


В честь юного героя названы улицы и парки, школы и дома детского творчества, его именем называли пионерские лагеря и санатории, о нём сняты фильмы и написаны книги, сложены песни и установлены памятники...



Памятник в г. Керчь Володи Дубинину
Кто не играл в войну, тот не мальчишка,
Тот стать героем в детстве не мечтал.
Мы про войну читали только в книжках,
А ты лицом к лицу её встречал...


Это слова из «Песни о Володе Дубинине» композитора Владимира Шаинского и поэта Наума Олева.
Володя родился 29 августа 1927 года в крымском городе Керчи в семье моряка Никифора Семёновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых.

Семья Дубининых Никифор Семенович, Евдокия Тимофеевна и их дети Владимир и Валентина

Володе нравилось читать, играть в футбол, он увлекался фотографией, но особенно любил конструировать и собирать авиамодели. С горы Митридат, где когда-то находился античный город Пантикапей и открывается прекрасный вид и на город, и на Керченскую бухту, Володя вместе друзьями запускал в небо модели планеров. Это же так здорово - запустить модель и следить за её полётом! И, кажется, ты сам паришь вместе с ней в чистом голубом небе. На городских соревнованиях модель Володи Дубинина заняла первое место. В награду он получил путёвку в пионерский лагерь «Артек». И кто знает, может быть, со временем Володя стал 6ы знаменитым авиаконструктором...
Как и все мальчишки этого приморского города, Володя не раз пробирался в знаменитые керченские каменоломни. В них с незапамятных времён добывали камень для построек города и порта.

В каменоломнях Старого Карантина

Документальное фотообстрел фашистскими войсками керченских каменоломен

Надпись-предупреждение о минах на стенах Старого Карантина

Находки времен Великой Отечественной войны, сделанные спелеологами

Один из входов в каменоломни в наше время

Так под землёй появились многочисленные многоярусные ходы -лабиринты и настоящие пещеры, в которых легко заблудиться. Однажды Володя и его двоюродный брат Ваня Гриценко обследовали заброшенные каменоломни в районе посёлка Старый Карантин. И неожиданно в слабом, мерцающем свете свечи увидели нацарапанную на стене надпись: «Н. Дубинин, И. Гриценко. 1919 год». Эту надпись два десятилетия назад сделали отцы мальчишек, ведь они во время Гражданской войны были красными партизанами и сражались с белогвардейцами.
Тогда никто ещё не мог представить, что и детям красных партизан также придётся взять в руки оружие, а тёмные, запутанные лабиринты старых каменоломен вновь будут убежищем.
В годы Великой Отечественной войны Керчь оказалась в огне жестоких и кровопролитных боёв. С приближением врага к городу подземелья керченских каменоломен - Аджимушкайских и Старокарантинских - стали базой для партизанских отрядов.
Гитлеровские войска вошли в Керчь в ноябре 1941 года.

В каменоломнях Старого Карантина базировался партизанский отряд под командованием бывшего моряка А.Ф. Зябрева. Отец Володи ещё в начале войны ушёл на фронт, и мальчик тоже решил бороться с врагом, уйти к партизанам. Вместе с ним бойцами партизанского отряда стали его брат Ваня Гриценко и друг Толя Ковалёв.
В своей первой операции партизаны ночью забросали гранатами немецкий штаб. Позже выяснилось: фашисты были уверены, что в каменоломнях скрываются несколько тысяч хорошо вооружённых партизан. Как говорится, у страха глаза велики. А партизаны после нападений на вражеский гарнизон исчезали, словно невидимки, в таинственных глубинах подземелий. И когда фашисты узнали, что неуловимые партизаны скрываются в каменоломнях, они сначала попытались с боем пробиться в подземные лабиринты, но понесли большие потери. Тогда окружили район каменоломен плотным кольцом войск, взорвали, завалили, обнесли колючей проволокой и заминировали все известные выходы. Травили партизан ядовитым газом, пытались мощными взрывами обрушить своды подземных ходов. По городу были расклеены объявления, извещающие всех жителей, что «кто с наступлением темноты без письменного разрешения немецкого командования будет обнаружен на улицах города, тот будет расстрелян». Также будет расстрелян и тот, кто в дневное время «будет передвигаться подорогами вне дорог (по полю) без письменного разрешения германского командования». Кроме того, жители Керчи должны были немедленно во всех домах и дворах заделать каменными стенами все щели и входы в катакомбы. За неисполнение - расстрел... Фашистам казалось, что партизаны надёжно заблокированы, однако диверсии продолжались. Володя и его боевые товарищи по одним им известным щелям поднимались на поверхность, проникали в город, собирали ценную разведывательную информацию. Там, где не смог 6ы протиснуться в узком лазе-проходе взрослый, пробирался маленький и юркий мальчик.
Однажды Володя обнаружил тяжело раненного красноармейца и помог перенести его в каменоломни. В другой раз узнал, что немцы собираются затопить подземелье водой. Под самым носом фашистов Володя проскользнул в тайный лаз и успел предупредить партизан о смертельной опасности. Была объявлена тревога. Напрасно каратели мощными насосами заливали каменоломни, партизаны сумели возвести в подземных галереях из камней плотины и стены. Партизаны пробовали пробить и новые выходы на поверхность. Не хватало продовольствия, питьевой воды. И вот накануне Нового, 1942 года Володю послали на разведку с важным заданием. Он должен был пробраться в Аджимушкайские каменоломни, чтобысвязаться с базировавшимися там партизанами. Володя ужом прополз через узкую щель наверх и неожиданно встретил советских солдат.

Это были бойцы морского десанта, которые в ходе Керченско-Феодосийской операции с боями освободили Керчь. С радостью встретили партизаны эту новость. Но вокруг каменоломен фашисты установили много мин. Володя вызвался помогать сапёрам. Ведь надо очистить проход в каменоломни! Утром 4 января 1942 года прогремел взрыв. На мине подорвались четыре сапёра. Погиб и Володя Дубинин, ему было всего 14 лет.

Памятная табличка в Старокарантинских каменоломнях

Над горой Митридат выли мины и бомбы.
Партизанский отряд уходил в катакомбы,
А потом оккупантам мстил жестоко и смело.
И земля у фашистов под ногами горела.
Враг засыпал все входы, заминировал лазы,
Чтоб никто не пробрался на поверхность ни разу.
Но разведчик Дубинин знает тайные щели
Вот ползёт осторожно он к намеченной цели.
Не попался фашистам, не взорвался на мине,
А привёл подкрепленье партизанам Дубинин…
На горе Митридат полыхает как пламя,
Над свободною Керчью кумачовое знамя.
И широкая улица есть под горою
Ей присвоено имя пионера – героя.


Посмертно он был награждён орденом Красного Знамени. Городу Керчи предстояло пережить вторую оккупацию, долгожданное и окончательное освобождение произошло в апреле 1944 года.

Приказом командующего Крымским фронтом посмертно он был награжден орденом Красного Знамени

Тайна записной книжки.
В 1949 году писатель Лев Кассиль (совместно с М. Поляновским) написал повесть «Улица младшего сына». Она рассказывала о жизни и подвиге Володи Дубинина. По сюжету повести был поставлен спектакль в Центральном детском театре в Москве и во многих детских театрах нашей страны. В 1962 году на киностудии «Беларусьфильм» был снят по этой повести одноимённый фильм.

Бюст Володи Дубинина установленный около школы в Керчи в которой он учился

Кто не играл в войну,тот не мальчишка,
Тот стать героем в детстве не мечтал.
Мы про войну читали только в книжках,
А ты лицом к лицу её встречал.
Пришла война - и детство не воротишь,
Прощай,игра-стал взрослым мальчуган.
И помнит Керчь Дубинина Володю:
Погиб геройски юный партизан.
Отряд бойцов провёл он через мины,
А сам лежать остался на снегу.
В тот день открыто плакали мужчины
И поклялись, что отомстят врагу.
Не удалось планёр тебе достроить,
И столько фильмов ты не досмотрел...
Мальчишка каждый хочет стать героем,
А ты им стал, Володя, ты - сумел!


Валерий Волков

Бесстрашное имя – награда герою
Он вашим ровесником был…


О подвиге тринадцатилетнего бойца морской пехоты Валерия Волкова, погибшего при обороне Севастополя, стало известно лишь спустя два десятилетия после окончания Великой Отечественной войны. О нём рассказали выжившие однополчане юного героя. И в 1963 году за мужество и отвагу Валерий Волков был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, посмертно... Валера Волков родился в 1929 году.

Известно, что до войны семья Волковых проживала в городе Черновцы. Валера рано потерял мать, она умерла ещё до войны. Отец работал на обувной фабрике. Когда началась война, отец с Валерой решили перебраться в Крым, к родственникам, которые жили в Бахчисарае. Но в октябре 1941 года после ожесточённых боёв фашистские войска прорвались на просторы Крымского полуострова. Советские войска с боями отходили к Севастополю и Керчи. Волковы тоже направились поближе к Севастополю, в село Нижний Чорryн. Вскоре война пришла и сюда. В тот день Валера ходил в лес за дровами. Уставший и замёрзший мальчик растопил печь, пригрелся и заснул. Проснулся он от криков. В дом ворвались немцы. Валера разобрал в их криках только одно слово - «Партизан!». Фашисты застрелили отца, один солдат наставил оружие на мальчика, прицелился... Валера бросился во двор. Раздались несколько выстрелов, но пули просвистели мимо.
Валера долго прятался на окраинах села и вдруг в вечерних сумерках заметил тёмные силуэты. Неужели его выследили фашисты? Но это оказались наши разведчики из морской пехоты. «Я должен отомстить за смерть отца! Я пойду с вами!» — заявил Валера. Голодного, замёрзшего мальчика разведчики решили взять с собой. Так Валера Волков оказался в 7-й бригаде морской пехоты. Однако оружие, как рассчитывал Валера, ему в руки не дали. «Война — это не детское дело! Ты должен учиться, — сказал командир. — Мы отвезём тебя в Севастополь, там есть школа». Школа в осаждённом Севастополе оказалась в подземном убежище, ведь почти все здания города были разрушены. Писать и читать пришлось при свете ламп-«коптилок». Ещё в мирное время Валера любил читать книги, особенно поэзию. Наверное, и любимым предметом была литература. Учиться Валерке Волкову долго не пришлось. Кольцо вокруг Севастополя сжималось, грохотали ежедневные обстрелы и бомбардировки. Защитники Севастополя не сдавались.

Героическая оборона Севастополя — это славная и трагическая страница в истории Отечественной войны....
Школу решено было перевести в другое, более безопасное место. Но где в осаждённом городе может быть безопасно? Неожиданно налетели вражеские самолёты. Земля содрогалась от взрывов мощных авиабомб. Во время бомбёжки погибли учительница и много учеников. Вскоре Валера вновь появился в расположении бригады морских пехотинцев. На этот раз ему по росту подшили шинель, выдали бескозырку, тельняшку. Мальчик стал настоящим бойцом. Не раз ходил в разведку, метко стрелял, бросал гранаты. А ещё читал бойцам стихи и выпускал рукописные газеты — боевые листки, которые назвал «Окопная правда». И каждый выпуск украшал старательно нарисованным красным флагом и звездой. До наших дней дошёл один из выпусков этой «Окопной правды» -№ 11. Это бесценный документ истории, в котором описывается подвиг 10 морских пехотинцев, стойко оборонявшихся в районе 52-й школы.

Боевой листок «Окопная правда»

Вот, что мы можем прочитать:
«Наша 10-ка — это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться, как дивизия. Нет силы в мире, которая победит нас... Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52-й школе:
1. Командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский.
2. Капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе
З. Танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш.
4. Врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек.
5. Лётчик, младший лейтенант ИлитаДауроеа, осетинка.
6. Моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин.
7. Артиллерист Петруненко из Киева, украинец,
8. Сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский.
9. Разведчик, водолаз Аркадий Журавлёв из Владивостока.
10. Я, сын сапожника, учениик 4-го кл. Волков Валерий, русский.

Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили... мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают. 3х, как я хочу жить и рассказать всё это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! 52 школа! Твои стены держатся, как чудо среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки... Я хочу стать птицей и облететь весь Севастополь, каждый дом, каждую школу, каждую улицу... нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы!
Валерий «поэт» (Волк) 1942 г.» .

Илита Кирилловна Даурова и первый директор школы-интерната и Июдина Лидия Ивановна

Уже после войны однополчане Иван Петруненко и Илита Даурова передали этот выпуск «Окопной правды» историкам. И эта пропахшая порохом «Оконная правда» была опубликована в газете «Правда» 8 февраля 1963 года... Валерий Волков 1 июля 1942 года в районе Ушаковой балки принял свой последний бой. Группа морских пехотинцев, в которой был и Валерий, прикрывала подходы к морю, где грузили на корабли раненых. Немецкие танки наступали. Один уже совсем близко. Валера приготовился кинуть связку гранат, но вдруг вражеская пуля ударила в правое плечо. Валера из последних сил перехватил гранаты обеими руками и швырнул их под гусеницы танка.

В этом бою Валерий Волков пал смертью храбрых... В Севастопольской школе-интернате №4, возрождённой школы, которую обороняла «непобедимая десятка», 9 мая 1964 года был открыт музей юного героя.


Им бы в школе за партой сидеть,
Постигая вершины познаний.
А не видеть безликую смерть,
В юном возрасте в час испытаний.
Не смогли быть они в стороне,
Видя слёзы, страдания, горе.
Как и взрослые, дети в войне
На родном воевали просторе.
Против рабства пришлось им нести
Злой войны непосильное бремя,
Всей душою, желая спасти
Мать-Отчизну в тяжёлое время.
Облачённая в белый халат,
Дочь бойца - медсестра фронтовая,
Неустанно спасала солдат,
Кто фашистов бил, кровь проливая.
Был ли сын чей-то сыном полка,
Уходившим в разведку, в засады,
Брать, рискуя собой, «языка»,
Бить фашистов, не зная пощады.
Поимённо всех вспомним детей
Скорбной памятью пламенной даты.
Не искали удобных путей
В жизни дети – Победы солдаты!
Валерий Волков


Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по английскому языку, 5-6 класс. Великая Отечественная война Мероприятие в библиотеке к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне для школьников 5-7 класса Литературный вечер к 9 мая - Дню Победы для старшеклассников. Сценарий с презентацией Устный журнал ко Дню Победы «Детство, опалённое войной». Сценарий с презентацией
Путешествие в страну этикета, 5 класс | Мероприятие в библиотеке к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне для школьников 5-7 класса
Опубликовано: 1688 дней назад (8 апреля 2020)
Просмотров: 1758
+28
Голосов: 28
Виктория Александровна Лутковская # 8 апреля 2020 в 14:12 +2
Здравствуйте. Очень подробная история жизни и подвигов юных героев. Пример для всех нас. Очень актуальная тема. Можно дополнить показом серии книг (еще советской) "Пионеры-герои". Чтобы видели и девочек. Успехов в воспитании юного поколения!
Оксана Михайловна Жидикина # 8 апреля 2020 в 21:15 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за разработку. Материал актуальный. Сразу заинтересовал меня. Думаю и учащихся не оставил равнодушными.Примите мой голос.
Лариса Владимировна Валитова # 13 апреля 2020 в 12:21 +1
Голос!
Ирина Владимировна Жабина # 13 апреля 2020 в 15:40 +2
Инна Владиславовна, публикация актуальная и будет востребована у коллег. Уроки прошлого, историю и героев ВОв нельзя забывать. С каждым годом ветеранов, которые мужественно и героически прошли через все тяготы и невзгоды военного времени, становится всё меньше. Единственное, что мы можем сделать для героев Великой Отечественной войны – это чтить и свято хранить память об их поистине великой Победе. С уважением и голосом 7, И.В.
Вера Анатольевна Варенцова # 13 апреля 2020 в 18:02 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Урок замечательный! Отличный фотоматериал, глубокая трогательная информация о героях Великой Отечественной войны! Работа актуальная и содержательная, западает в душу и сердце. В предверии праздника Победы будет необходима и полезна многим педагогам. Благодарю за интересную публикацию и голосую!
Оксана Анатольевна Данильченко # 14 апреля 2020 в 12:27 +1
Спасибо за приглашение! Отличная публикация. Голос
Тамара Анатольевна Коледа # 14 апреля 2020 в 14:02 +1
ГОЛОС!
Валентина Николаевна Матвиенко # 15 апреля 2020 в 16:35 +3
Спасибо за память о наших ГЕРОЯХ! Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 15 апреля 2020 в 18:41 +1
Спасибо за приглашение! Нужный, ценный материал! голос
Елена Викторовна Багрова # 16 апреля 2020 в 09:39 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок.
Запоминающе, впечатляюще, грандиозно!!!
Голос!
С уважением!!!
Ольга Валерьевна Прохорова # 16 апреля 2020 в 09:57 +1
Инна Владиславовна, Очень важная и волнующая тема и публикация. Думаю, что учителя будут благодарны Вам за такую большую работу, и не только к празднику Победы, но и в любое время! Спасибо Вам! Примите мой голос
Валентина Петровна Чурепкина # 16 апреля 2020 в 19:48 +4
Инна Владиславовна, спасибо за мероприятие к 9 мая, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвигу героев быть в веках». Трогательный материал! Спасибо вам за него. Именно такие мероприятия помогают нашим детям понять, что такое война. Очень важно помнить прошлое своего народа. Нужно с самого детства воспитывать патриотов своей страны. Учить уважению и благодарности. Вы в доступной форме представили хронологию основных событий Великой Отечественной войны. Воспоминания о Великой Отечественной войне должны трепетно передаваться из поколения к поколению от родителей — к детям. Мой голос памяти! + 15
Елена Николаевна Салихова # 27 апреля 2020 в 00:53 +5
Уважаемая Инна Владиславовна, Ваш материал о подростках - героях ВОВ затрагивает и ум, и сердце. Невозможно без волнения читать о трагических событиях военной поры, участниками которых приходилось становиться даже детям. Особенно меня впечатлила параллель, которую Вы проводите от подвига отцов к подвигу сыновей. Одной из задач, которую Вы ставите является привитие интереса учащихся к энциклопедиям, к книгам и журналам. Я думаю, что этой подборкой Вы как нельзя лучше решаете данную задачу, по крупицам собирая события из разных источников в целостное повествование. Отдаю голос за Ваш урок памяти, посвящённый 75 летию Великой Победы!
Марина Александровна Недряга # 23 мая 2020 в 02:12 +1
Спасибо большое,очень обЪемный и интересный материал. Обязательно использую в своей работе!!! Вы большая умница!!! Отдаю голос за Ваш урок памяти!!! Никто не забыт и не что не забыто!!!
Оксана Владимировна Крючкова # 1 ноября 2020 в 18:12 0
Добрый вечер, Инна Владиславовна.
Какую вечную и важную тему вы затронули. Вами проведена большая работа по подбору материала, вы прекрасно его оформили. Об этом нужно говорить как с подростками, так со школьниками. Важно, чтобы они знали, что та Великая Война была выиграна не без участия детей-героев.
Творческих вам успехов.