Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок о природе для школьников 5 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Россия – лесная страна. В лес мы ходим за ягодами и грибами, здесь заготавливаем древесину и многие лекарственные растения, здесь отдыхаем душой и телом. Хорошо просто погулять по лесу, пройтись по лесным тропинкам, постоять на лесных полянках, полюбоваться яркими, скромными, милыми сердцу цветами, зелеными древесными кронами.
Любознательные ребята всегда найдут в лесу много интересного, полезного, увлекательного. Давайте совершим поход в лес…
Материалом для составления библиотечного урока «Природа с вами говорит…» послужили энциклопедии, литература о природе, журналы, рекомендуемые для чтения в основной школе. Библиотечный урок для учащихся 4- 6 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме: дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о лесах России. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам, прививать интерес миру увлеченных.
Оборудование: Выставка книг природе
Библиотечный урок «Природа с вами говорит…»

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
К. Г. Паустовский «Мещерская сторона»


Грибы

Пропах грибами каждый куст.
Под запашистой елью
Отлит из солнца жёлтый груздь,
Чуток поперчен прелью.
Волнушка издали видна –
Красавица с пелёнок, -
Она всегда окружена
Гурьбой своих сестрёнок.
И роща белая зовёт,
У ней свои подарки:
Тут подберёзовик растёт,
Лисичка в шапке яркой.
От них приходим мы в восторг,
Мы все сегодня – дети.
Нарядный хитрый мухомор
Сердит на чувства эти.
Идём, как в сказку, по грибы,
Идём тропинкой узкой.
И не устанем от ходьбы
Грибной тайгой июльской.
Александрова И.


В это трудно поверить, но еще 200 лет назад, в 18 веке, некоторые ученые считали грибы дьявольским существами, порождением нечистой силы. Конечно, и тогда были исследователи, которые отлично понимали, что ничего дьявольского в грибах нет. Но все – таки, что же это такое – гриб? Растение? А где тогда корни, листья, цветы? Может, это животное, вроде морских полипов, образующих коралловые острова?

Карл Линней

Много размышлял на эту тему великий знаток природы Карл Линней (1707 - 1778), и наконец пришел к выводу, что грибы – совершенно особая группа растений. В настоящее время ученые выделяют грибы в особое царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Наука о грибах называется микологией.
Сейчас известно более 100 видов грибов – от микроскопических до великанов. Много их и в наших лесах, все даже перечислять трудно. Самый известный, конечно, белый гриб, царь грибов. За сезон он появляется как бы двумя волнами. Первая волна – в середине лета, когда начинает колоситься рожь. Поэтому летние белые грибы называются колосовиками. А в конце лета и осенью идут уже боровики. Они обычно покрепче и шляпки у них потемнее.

По питательной ценности сушёные грибы превосходят и картошку, и свеклу, и морковь, и капусту, и помидоры. А калорийность грибного бульона из сушёных белых в 7 раз выше, чем у мясного. Маслята, сыроежки, лисички, подосиновики, подберезовики, рыжики, грузди, опята такими показателями похвастаться не могут, но они – жареные, маринованные, солёные – тоже очень вкусные и полезны.
А вот от поганок держитесь подальше. Особенно опасна бледная поганка – настоящий гриб – змея, очень ядовитый. Ничего хорошего нет и в красивом на вид красном мухоморе – тоже яд.
Некоторые ребята, зная, как выглядят ядовитые грибы, начинают их сшибать палкой, топтать. Не надо этого делать. Да, ядовитый гриб для человека несъедобен, но в лесу у него есть свое предназначение, о котором мы, может быть, даже пока и не знаем. Пусть растут. Тем более известно, что там, где появились несъедобные грибы, обязательно появятся и съедобные, которые надо беречь.

Как беречь? Ну, прежде всего, не надо портить грибницу. Ведь она как раз и есть основа всему, а сами грибы – лишь ее плодовые тела, все равно, что яблоки на большом дереве. Грибница нужна лесной почве, без нее многие деревья не могут нормально развиваться. Чтобы не повредить ее, гриб надо не вырывать из земли, а срезать ножом (пластинчатые – например, сыроежку) или аккуратно «вывинчивать» (трубчатые - белый, подосиновик, подберезовик), присыпая потом образовавшуюся ямку.
Особо надо сказать о грибах необычайной формы. В лесу ты их обязательно встретишь – и на полянках, и под деревьями. Белые шарики или вот эти, похожие на грушу, - дождевики. Иногда такой гриб вырастает размером с футбольный мяч. Можешь смело класть его на сковородку, но при одном условии: на срезе мякоть должна быть молочно – белой. Если начала темнеть – выбрасывайте. К середине лета вся мякоть дождевика превратиться в зеленовато – желтую пыль. Наступишь на гриб, и из-под ноги вылетит пахучее облачко. Такой старый дождевик в деревнях называют «волчий табак».
Еще один необычайный гриб растет на соснах. Это целый куст из трепещущих кудряшек, похожих на овечью шкуру. И название подходящее – гриб – баран.

Гриб – баран

Гриб - рогатик
Вес такого «барана» достигает иногда 3 килограмма. Довольно часто можно встретить в лесу и гриб - рогатик, чем-то напоминающий коралл. От его тонкого пенька тянутся вверх ветвистые отростки жёлтого цвета. И гриб – баран, и рогатик относятся к разряду съедобных, но редкие грибники их собирают, уж больно необычный у этих грибов вид.

Да, грибы искать не просто -
Они маленького роста.
Прячутся под ёлками,
Засыпаны иголками.
Только красный мухомор
Гордо лезет на бугор.
Ну и щёголь, ну и франт!
А на ножке белый бант.
Фадеева Н.


Тайна записной книжки
Много пословиц, поговорок и загадок придумано про грибы. Вот только малая часть:
• Ягоды любят день, грибы – ночь и тень.
• Весна красна цветами, а осень – грибами.
• Тише идешь, больше наберешь.
• Любишь пирог с грибами – помогай маме.
• Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
• Опытного грибника грибы на опушке леса встречают.
• Назвался груздем – полезай в кузов.
• Мелкий дождь грибы сеет.
• Ночь звездная – много грибов будет (в июле).
• Мухомор красен, да для здоровья опасен.
• Стоит старичок – красный колпачок (подосиновик).
• Найдешь белый – остановку сделай. Если белый один- значит, рядом сын. А у сына – сыночки, прячутся под кочки. У сыночков – сынки, хоронятся под пеньки. У сынков – тоже дети, только их не заметить.
• Маленький, удаленький, сквозь землю прошел – красну шапочку нашел.
• И зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Лишайники

Седой лишайник, среди елей,
придаст причудливый им вид,
как будто в царстве Берендея,
бород невиданно висит....
Бывает, все стволы покрыты,
порой коры даже не видно,
как клочья ваты позабытой,
на лапах ели, так обидно...
Лишайник дерево не губит,
хоть часто на стволах корявых...
Где слабый рост селиться любит,
и не сосёт сок, вы не правы....
Кора там реже шелушится,
коль слабо дерево растёт.
Тут есть местечко, где ужиться,
с корой он вместе отпадёт....


Без них лес невозможно представить. Куда ни глянешь, всюду на стволах старых сосен виден серовато – бирюзовый налет, на осинах – желто – оранжевые лепешки, на елях – седые космы. Иной раз хвойные деревья так обрастают этой «лесной водорослью», что под ее лохматым слоем не видно уже самой коры.

Лишайник к дереву подкравшись
задумал схему прокрутить
и аккуратно подлизавшись
сумел его в себя влюбить.


Некоторые ребята думают, что лишайники приносят деревьям вред, высасывают из них соки. Это не так, никакого вреда от них нет. Дерево для лишайника просто место поселения, а питается он вполне самостоятельно. Впрочем, лишайники могут жить и не на дереве, а прямо на земле – сплошным ковром. Когда долго нет дождя, этот ковер хрустит под ногами.
Лишайник очень чувствителен к загрязнению окружающей среды, он живет только там, где воздух чист и свободен от промышленных газов. Но это, пожалуй, единственное его «требование». В остальном лишайник можно считать самым неприхотливым растением на нашей планете. Его можно встретить даже там, где не приживается ни одно деревце или кустик – на Крайнем Севере, за Полярным кругом. Растет лишайник очень медленно, зато живет до 100 лет.

Тайна записной книжки
Деревья могут записывать погоду. Сомневаетесь? А вы взгляните на поперечный срез ствола, ну, скажем, елки или сосны. Смотрите: одни кольца на нем узкие, другие широкие. Почему? Очень просто: год, который оставил узкое кольцо, был засушливым, неблагоприятным для роста дерева, а если кольцо широкое – год выдался хороший, с теплыми грибными дождями, с ласковым солнышком. Наукой это наблюдение проверено: в Московской области однажды взяли метеорологические записи за 100 лет и сравнили с «записями» на пне столетней ели. Все в точности совпало: засушливые годы – узенькие кольца, благоприятные – широкие.

Мхи

Мох на камнях узором сложным
Представит карту дальних мест.
Зелёный противоположным
Дан жёлтому и серый есть.
Мох старый, седоваты хлопья.
Жучок блеснёт литой спиной.
Бегущего едва ли – хлоп я,
Пускай спешит к себе домой.
Узоры мха – ковров старинных
Подобье – что за пестрота!
Я наблюдатель из активных,
Мха полюбилась красота.
В его затейливых узорах
Я сумму знаков видеть рад…
Балтин Александр


Куда ни пойдешь в лесу, особенно в хвойном, везде встретишь или зеленый сплошной ковер мха или, на крайний случай, изумрудные его островки. Видов мха в наших лесах очень много. Может быть, поэтому предки - славяне не стали придумывать для каждого из них отдельное название. И только один вид, очень похожий на сильно уменьшенное растение льна, удостоился своего имени: кукушкин лен.

Мох кукушкин лен

Мхи относятся к высшим растениям, но из высших они самые мелкие и примитивные. У них даже нет корней, эту роль выполняют отростки, похожие на ниточки. На крошечных стебельках высотой несколько миллиметров под сильным увеличением можно увидеть совсем крошечные листики – чешуйки.И зимой и летом мох одинакового зеленого цвета. Но это вовсе не значит, что он все время растет и развивается. По-настоящему это растение оживает только тогда, когда его смочит вода, а если дождя долго нет, оно замирает в глубокой спячке. Однажды комочек мха пролежал в гербарии 19 лет и после этого, напоенный влагой, ожил.

Мхом душистым и прелыми листьями
Древесиной и влажной землёй
Пахнет лес... Совершенно немыслимо
Мысли здесь обретают покой.
Терпкий запах грибов и валежника,
Свежесть хвои, зелёной травы...
Лес укроет природною нежностью.
Лечат душу лесные дары.
Емишев Анатолий


Есть важное направление деятельности людей науки - живая природа. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И потому исследование природы должно идти комплексно - так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.
М. Келдыш


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Библиотечный урок для 5 класса. Музей – заповедник Есенина Библиотечный урок для школьников 5-8 класса. Литературный музей Библиотечный урок для школьников 4-6 класса «Русский лес – край чудес»
Интересный библиотечный урок в 5 классе о природе | Библиотечный урок для школьников 5-6 класса. Мир природы
Опубликовано: 2362 дня назад (4 июня 2018)
Просмотров: 1868
+47
Голосов: 47
Ольга Николаевна Сибилёва # 4 июня 2018 в 23:04 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим интересом познакомилась с вашим библиотечным уроком «Природа с вами говорит…» в 5 классе. Удачная тема для детей заявленного возраста. Им будет любопытно (впрочем, как и мне сейчас!) совершить виртуальную экскурсию в лес, собрать грибочки, увидеть мхи, лишайники... Красота! Ненавязчиво Вы воспитываете у ребят любовь к своей Родине, прививаете бережное отношение к природе. Это показывает Ваш профессионализм педагога.
Как всегда, Ваша публикация прекрасно иллюстрирована.
Дальнейших творческих успехов и удачи во всех начинаниях! Примите мой голос 2.
Елена Юрьевна Деришева # 5 июня 2018 в 08:38 +2
Интересный, познавательный библиотечный урок. Успехов. Голос.
Светлана Николаевна Истраткина # 5 июня 2018 в 09:00 +1
Здравствуйте! Очень интересный урок получился,как будто сама в лесу побывала.Очень понравился раздел про грибы (т.к. хожу за грибами).Всё подготовлено очень профессионально. Голос!
Мария Андреевна Колибабчук # 5 июня 2018 в 21:33 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим интересом ознакомилась с Вашей разработкой, много нового почерпнула для себя! Для ребят будет очень увлекательно и интересно прогуляться по тайным уголкам русского леса. Вы прививаете любовь к родному краю, воспитываете восхищение красотой русского леса. Яркие фото прекрасно передают величие и красоту леса, тонко подобраны стихотворения и цитаты. Спасибо!
Ирина Александровна Захарова # 5 июня 2018 в 22:16 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Познакомилась с Вашей работой - Библиотечный урок «Природа с вами говорит…». Очень интересный, познавательный материал, доступный для детей, ярко иллюстрированный. Стихи, рассказ наверняка заинтересует ребят и быть может им захочется увидеть такую красоту самим. Примите и мой голос)) Удачи))
P.S. Вы, наверное, уже заметили опечатку в образовательной задаче. Если обратиться к редакторам, они могут подправить.
Ирина Викторовна Ануфриева # 6 июня 2018 в 06:20 +1
Инна Владиславовна, с интересом познакомилась с вашей публикацией. Замечательный урок по формированию общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы. Прекрасное путешествие в природу, которое расширит знания детей, несомненно разовьёт индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.И самое главное научит любить и беречь природу... Ну, и, конечно, привьёт интерес к энциклопедиям, книгам и журналам, к интерес миру увлеченных.
Не поняла, только, вашу первую задачу: 1. Образовательная: расширить представление о детей, кораблях России.
Творческих успехов и удачи во всех начинаниях! Голос!
Наталья Ивановна Мурашова # 6 июня 2018 в 15:17 +1
Спасибо, Ирина Владиславовна, за прекрасное общение с природой, с лесом. Знания детей, действительно, углубляются, расширяются. Очень много и интересно вы рассказываете о грибах, лишайниках, мхах. Замечательные иллюстрации хочется смотреть и смотреть. Детям прививается интерес к книгам о природе. + 1
Надежда Николаевна Земелькина # 6 июня 2018 в 15:48 +2
Очень интересный библиотечный урок! Много красочного, познавательного материала! Ваши уроки влюбляют детей в природу нашей страны!
Оксана Анатольевна Данильченко # 6 июня 2018 в 16:41 +2
Большое спасибо за приглашение! Ваша виртуальная экскурсия очень понравилась! Обязательно проведу в следующем учебном году со своими ребятами. Все очень интересно и красочно, красивые стихи дополняют материал. Удачи! Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 9 июня 2018 в 15:16 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С удовольствием посещаю Ваши уроки. Всегда узнаю что-то новенькое. Интересно, познавательно и увлекательно. Отличное оформление и подача информации. Такие уроки учат детей любить и беречь природу, гордиться ее красотой и богатством. Голос! Удачи!
Тамара Васильевна Енина # 11 июня 2018 в 14:13 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Большое спасибо за интересный, познавательный библиотечный урок. Хорошо подобран иллюстративный материал, доходчивая информация, не поспоришь: - с природой надо дружить. Благодаря Вашей разработке, надеюсь, у природы друзей станет чуточку больше. Спасибо за труд. Голос.
Тамара Анатольевна Коледа # 12 июня 2018 в 09:41 +2
ГОЛОС!
Ирина Николаевна Ступченко # 30 июля 2018 в 13:03 +1
Голосую с удовольствием.