Библиотечный урок «Время энциклопедий и словарей!»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам об энциклопедиях. Вот уже многие сотни лет энциклопедии и словари, верно, служат людям, помогая им понять, «кто есть кто» в этом мире, как произносится и что значит то или иное слово, чем отличается электрон от позитрона, как сделана космическая ракета…
Предлагаю вам библиотечный урок «Что такое энциклопедия» об энциклопедиях. Материалом для составления библиотечного урока послужили словари, справочники. Библиотечный урок для учащихся 5 – 7 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие справочной литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о словарях, справочниках. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к справочной литературе.
Оборудование: Выставка энциклопедий.
Библиотечный урок «Время энциклопедий и словарей!»
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке
Анатоль Франс
Словарь – это вся внутренняя история народа.
Н. А. Котляровский
Как вы уже знаете, в старину словари и даже энциклопедии создавались нередко усилиями одного человека. При этом автор порою тратил на сбор материалов, их проверку по доступным источникам, написание статей и составление книги полжизни. Эти времена давно канули в Лету. В наше время работа над словарем, а тем более энциклопедией – это коллективный труд, в котором участвуют десятки, а то и сотни человек. Как же ведется работа по составлению словаря?
Работа над словарем (или энциклопедией) всегда начинается с составления, так называемого словника – перечня слов (понятий, терминов), которые должны войти в книгу. Словник может быть составлен по алфавиту или в каком-либо другом порядке, например, по тематике. По большому счету словник – это оглавление словаря, только очень большое и подробное. Если посмотреть отдельно только словник, то сразу можно догадаться, какой перед вами словарь: иностранных слов, ботанических или геологических терминов, либо какой – то другой. Составляя словник, авторы примерно определяют объем статей, договариваются о том, какие термины будут использовать, выделяют циклы (группы) статей и создают систему ссылок (это те слова, которые в энциклопедиях выделены курсивом). На этой же стадии планируют, какие разместить в тексте иллюстрации – фотографии, схемы, рисунки и репродукции, географические карты.
Работая над словарем, авторы используют множество книг, журналов, архивных материалов. Информацию об этом помещают в список источников – библиографию. Конечно, авторы статей не всегда указывают всю литературу, которую они изучили. Вполне достаточно бывает указать несколько основных книг. И если читатель захочет их прочесть, то он найдет там уже другую библиографию и так, переходя от книги к книге по ссылкам, сможет изучить заинтересовавший его вопрос очень подробно.
Для маленьких тематических словарей словник бывает коротким. Например, есть совершенно уникальный словарь биологических терминов.
Словарь биологических терминов
В нем немного более 6 тысяч слов. Зато все эти слова даются в переводе сразу на 6 языков – латынь, английский, испанский, немецкий, русский и французский. Казалось бы, чего проще – взять и найти переводы и собрать их в один словарь. Тем не менее, авторы трудились над этим словарем почти 10 лет.
Но если идет работа над большим словарем или энциклопедией, простым словником не обойтись. Сначала составляют тематические перечни по разным отраслям знаний. Потом эти списки делят на рубрики. В рубрики включают общие понятия, а уже внутри них выделяют частные термины. Работа это очень долгая выделяют частные термины. Работа это очень долгая, трудная, но исключительно интересная. А самое главное - от ее результатов зависит качество получившейся, в конце концов, энциклопедии или словаря. Когда тематический словник готов, его еще раз перерабатывают и превращают в алфавитный. В современных энциклопедиях, как правило, статьи размещают все-таки по алфавиту.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю – Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак
Тайна записной книжки
А вы знаете, что такое «Академический словарь»? и неправильно – это вовсе не словарь для академиков. Хотя они и приложили к созданию этого словаря свою руку…. Во времена правления Екатерины II было задумано выпустить «Словарь Академии Российской», чтобы снабдить образованных жителей империи самым полным пособием в познании своего Отечества и всего остального мира.
Работа над словарем началась в 1783 году и продолжалась 11 лет, после чего 6 томов словаря поступили в продажу. За основу был взят словарь французской Академии наук, но в русском переводе его дополнили и переработали: ведь пользоваться им должны были наши соотечественники. Это был не просто словарь, а настоящая энциклопедия: в нем содержались сведения по всем наукам, по литературе, искусству….
Екатерина Дашкова
«Шефом» готовящегося словаря стала великолепная женщина, стоявшая в тот момент во главе Петербургской академии, Екатерина Дашкова. «Нам так не хватает правил хорошего словаря», - обмолвилась она как-то в разговоре с императрицей, и вопрос об издании «Академического словаря» (так его называли в обиходе) был решен. Этот словарь пользовался большой популярностью много лет после выхода в свет. Из него читатели узнавали и «географическое устройство нашего Отечества», и значение многих иностранных слов. Ведь недаром А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» заметил:
…А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.
Сколько языков знает словарь?
Кроме уже знакомых нам с вами орфографических словарей весьма популярными являются так называемые переводные словари, в которых поведён (в алфавитном порядке) более или менее полный перечень слов русского языка и, к примеру, английского, французского, китайского….
Вообще-то языков, на которые может перевести нашу речь словарь, - множество, а точнее, ровно столько, сколько их есть на Земле. А их в мире около 6 тысяч. Возможно, словаря, переводящего с русского языка на язык какого-то индейского племени в долине Амазонки, еще и нет в продаже, но он ведь может быть создан. Бывают словари, переводящие сразу на несколько иностранных языков, то есть словари многоязычные.
Когда на свете появились первые словари-переводчики?
Вавилонская башня
Наверное, тогда, когда Бог, покарал строителей Вавилонской башни и разделил их речь на множество языков, затруднив общение между народами и племенами. Во всяком случае, известные ученые древнейшие переводные словари существовали еще в Древней Месопотамии. Они были клинописными и переводили слова с шумерского языка на аккадский и т.д. Одним из самых ранних русских переводных словарей считается «Книга лексикон греко-славено-латинский», созданный Епифанием Славинецким во второй половине 17 века.
Книга лексикон греко-славено-латинский
В наше время словарей-переводчиков множество. Ими пользуются студенты, школьники, профессиональные переводчики литературы, специалисты и просто изучающие чужой язык люди. Такие словари принято делить на две группы: общелексические, переводящие общую, разговорную и литературную лексику с одного языка на другой, научные, научно-технические и технические, предназначенные для специалистов в той или иной области знаний. Такие словари часто бывают двух- и многоязычными, ведь специалисту иногда бывает важно знать, как пишется тот или иной термин по-испански или по-японски по-английски.
Одним словом, словарь-переводчик – это верный помощник в нашем многоязычном, но доступном во всей своей обширной географии мире. Недаром же путеводители по разным странам обязательно снабжают туристов небольшими словариками самых употребительных слов (чаще всего с транскрипцией произношения) – нельзя же оставаться «немым» в стране, гостем которой ты являешься.
Душа, чело и вечность...
Прислушайтесь к словам,
В них слово «Человечность»
Не слышится ли вам?
Душа, душой, душевность,
Напевность слов простых,
И чувств неповседневность,
И вся волшебность их...
Года, столетья, вечность...
Сквозь эту млечность лет
Я вижу твой, сердечность,
Неразличимый след.
Я. Козловский
Узкие специалисты
«Узкий специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя», - написал когда-то Козьма Прутков. Но в чем- то он был все-таки не прав. Если флюс не кому не нужен, то специалисты (даже с узкой специализацией) бывают даже нужны. В мире словарей тоже есть свои «узкие специалисты», знающие все от «А» до «Я», но в пределах одной отрасли науки или искусства.
Энциклопедический словарь юного художника
Например, «Энциклопедический словарь юного художника» расскажет о том, как рисовать, но ни словом не обмолвится о том, к примеру, как научиться водить автомобиль и правильно переходить дорогу. Зато это отлично знает «Справочник автомобилиста».
Справочник автомобилиста
И каждый из словарей может нам помочь, но только в своей области знания. Такие словари, между прочим, есть практически для любой сферы жизни человека. Если вы хотите узнать все о геологии, научиться читать (хотя бы по складам) великую книгу природы, то вам понадобиться «Геологический словарь».
«Геологический словарь»
А если вам не дают покоя тайны стихосложения, и вы хотите не просто складывать строки, но и понять, что же у вас получается: ямб, хореи или верлибр? – вы обязательно приобретете «Поэтический словарь», составленный еще в середине прошлого века. А. Квятковским, или «поэтический словарь»,
выпущенный издательским домом «Литературная учеба». Для человека, который хочет выпустить свою книгу, когда-то был издан специальный «Словарик-справочник автора», а для тех, кто интересуется музыкой, - «Краткий музыкальный словарь»….
На библиотечных полках вы можете найти «Словарь античности» и «Словарь славянской мифологии». Специальных словарей в нашем мире очень много, поэтому не стесняйтесь, идите в библиотеку – там есть все!
Кроме того, многие из них приспособились говорить на понятном маленьким читателям языке и относятся к так называемым «школьным» словарям. кроме словарей, о которых мы уже упомянули, существуют «Школьный толковый
словарь русского языка», «Школьный словарь ударений», «Школьный словарь синонимов» и еще около двух десятков самых разных словарей «взрослых», «переведенных» на детский язык.
Школьный толковый словарь русского языка
Школьный словарь ударений
Школьный словарь синонимов
Смешных словарей не бывает
Мы уверены, что некоторые словари, которые попадаются вам на прилавках магазинов или полках библиотек, могут показаться не просто странными, но даже смешными. Ну, в самом деле: зачем нужен, например, словарь рифм? Если ты настоящий поэт, то уж что-что, а рифму подберешь к любому слову. И так, и не так. Конечно, настоящие, большие поэты редко прибегают к помощи такого словаря, они сами, если не могут вспомнить подходящую рифму, просто придумывают ее, составляя из нескольких коротких слов (составная рифма) или используя более сложное созвучие слов. Тем не менее, и такой словарь находит своего читателя. Рифма бывает, нужна не только «настоящему» поэту, но и человеку, который придумывает занятную рекламу для какого-то товара, сочиняет звонкий лозунг, а то и просто трудится над поздравлением другу ко дню рождения.
Среди словарей, которые могут показаться некоторым мальчикам и девочкам смешными, можно отметить и так называемый обратный словарь. В нем все слова располагаются не по принципам последовательности «первых букв», а – наоборот. Все слова в таком словаре отсортированы в алфавитном порядке, но по конечным буквам. Даже выравнивание списка слов в таком словаре для удобства идет не по левому, а по правому краю страницы. Зачем такой словарь нужен? Обратный словарь помогает изучать языки, в которых конец слова (суффикс) несет большую грамматическую нагрузку, чем его начало. Обратные словари составлены для русского, болгарского, казахского, португальского и некоторых других языков земли. Такой словарь находит применение в компьютерной лингвистике, а также используется для того же поиска рифм, о котором мы уже говорили. Не такой уж это и «смешной словарь».
Какие еще «смешные» словари существуют? Нам попался однажды в Интернете маленький словарик, посвященный слову «палка». В нем были помещены все значения этого слова, который автор мог найти в других словарях: палка, дубина, прут, кол, дрына и т.п., а также пословицы и поговорки, в которых упоминается палка. Это словарь, как говорится, на любителя курьезов, а вот составленный одним московским поэтом «Словарь штампа»
Словарь штампа
может оказаться даже поучительным: ведь штамп речи (а тем более поэтической) – явление вредное: такие слова и выражения становятся избитыми от многократного употребления.
Выходит, что немного смешных или непривычных словарей довольно много, и в то же время смешных словарей просто не бывает. Каждый кому-то и для чего-то нужен, а значит, имеет право на жизнь и внимание читателей.
Это так, а не иначе
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
В. Шефнер
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Библиотечный урок для учащихся 5-8 класса на тему: Третьяковская галерея
Православный библиотечный урок, 5-8 класс на тему: «Днесь светло красуется преславный град Ростов!»
Библиотечный урок «Кто владеет информацией, тот владеет миром», 5-7 класс