Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательная беседа со школьниками 6 класса на тему «Жить в гармонии с природой»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Можно ли определить верное направление в лесу по сосновой смоле, мышиной норке или муравейнику? Правда ли, что погоду предсказывают облака, листик обыкновенного клевера и домашняя кошка? Есть ли что – то общее между цветами на клумбе и летающими пчелами? Странные вопросы, не правда ли? Но самое необычное то, что на каждый из них можно ответить удивительно. И помогут в этом приметы. Сколько живет на Земле человечество, сколько эти приметы и существуют. Наблюдательные люди замечали какое – то явление, запоминали, и, если оно повторялось, - появлялась примета. Постепенно их накопилось великое множество. Одну из таких примет, предвещавшую ненастье, описал в своем стихотворении Александр Сергеевич Пушкин:
… Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град…

Материалом для составления библиотечного урока «Жить в гармонии с природой» послужили энциклопедии, литература о природе, журналы, рекомендуемые для чтения в основной школе. Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах о природе, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам о .природе
Оборудование: выставка книг о природе
Библиотечный урок «Жить в гармонии с природой»

«Птицы, звери, цветы и деревья к человеку взывают: сохрани, сбереги, где живёшь, где стоишь - хотя бы на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии взляда»
Д.С. Лихачёв


Вот, снова позади остался город,
Вновь тишь лесная окружила нас,
И скрыться с вами здесь нашли мы повод,
Давайте, не упустим этот шанс.
Нам снова тень деревьев стала крышей,
И птичье пенье музыкой звучит.
И рады мы, что снова его слышим –
С ним можем мы шум города забыть…


Как вы думаете, что должен брать с собой в дорогу каждый настоящий путешественник?
Тут и гадать нечего – карту и компас. В самом деле, как еще можно определить направление, в котором тебе нужно двигаться? Ах да, ведь есть еще солнце, звезды. Раньше, пока компаса не изобрели, люди именно по ним определяли, где юг, север, запад или восток. Ну а если небо затянуто тучами? Если идет дождь?
Представьте себе, что идете вы за ягодами или грибами в лес. Уверенно шагаете ну, например, на юг – по солнцу. И вдруг солнце скрылось. А уже пора возвращаться домой. Понятно, что двигаться теперь надо точно на север. То есть повернуться на 180 градусов и – вперед. Но вот беда - пока набиралось лукошко, направление вашего похода столько раз менялось. А потом, разве вы не знаете, что, когда человек идет в одном направлении (на самом деле ему кажется, что в одном), он все равно непроизвольно «закругляет» в одну сторону. Дело в том, что правая нога у всех нас немножко короче левой, и поэтому при ходьбе мы незаметно для себя отклоняемся вправо. Вот и получается заколдованный круг.

Тайна записной книжки
Как определить расстояние до ближайшей дороги, железнодорожной станции или деревни, если ты их не видишь, но слышишь? Вам поможет таблица средней слышимости (днем, на ровной местности, при полной тишине).

Шум поезда – 10 км.
Паровозный и пароходный гудок, мощная сирена – 7- 10 км.
Автомобильный гудок – 2 – 3 км.
Грузовой автомобиль – 1 км.
Скрип повозки – 1 – 1,5 км.
Ржанье лошадей, лай собак – 2 – 3 км.
Шум шагов на дороге – 250 – 500 метров.


Владимир Арсеньев

Очень часто в заблуждение вводит кажущееся однообразие рельефа местности, силуэтов деревьев – человек начинает двигаться по кругу, не подозревая о своей ошибке. Вот как описывал подобную ситуацию известный путешественник и писатель Владимир Арсеньев в книге «В дебрях Уссурийского края» пишет : «Я устал и сел отдохнуть на валежник, и тотчас почувствовал, что начинаю зябнуть. Холодная сырость принудила меня подняться и идти дальше. Должно быть, луна взошла: сквозь туман ее не было видно, но на земле светлее стало. Часа два еще я бродил наудачу. Местность была поразительно однообразна: перелески, поляны, овраги, кусты, отдельные деревья и на земле валежник – все это было так похоже друг на друга, что никак нельзя было ориентироваться по этим предметам. Наконец, я выбился окончательно из сил и, подойдя к первому, на земле лежащему дереву, сел на него, и задремал, опершись спиной на сук. Я сильно зяб, вскакивал постоянно и топтался на одном месте. Так промаялся я до утра. Рядом лежало другое дерево. Оно показалось мне знакомым. Я подошел к нему и узнал именно то, на котором сидел я первый раз».
Заблудиться в большом лесу, а тем более в тайге, довольно легко. И многим в такой ситуации становится страшновато. Бывает, что человек начинает панически метаться и все больше выбивается из сил. Кончается вода, хочется есть. Не всегда удается развести огонь, чтобы обогреться, высушить одежду. Появляется чувство беспомощности, безысходности положения. Что делать?
Главное – не отчаиваться, сохранять спокойствие и уверенность в себе. Внимательно посмотрите вокруг. В любом лесу, на любом болоте обязательно должны быть живые компасы, которые укажут вам верный путь.

Тайна записной книжки
Определить стороны света можно не только по лесным приметам, но и по постройкам. Самые точные ориентиры – православные церкви.


Алтарь и часовня у храмов всегда обращены на восток, а колокольня на запад. Край нижней перекладины креста, который опущенный на церковном куполе показывает на юг, а приподнятый – на север.
Вы на поляне? Вас окружают высокие сосны? Обратите внимание на их стволы. Видите янтарные натеки - желтые смоляные капельки? На одной из сторон их гораздо больше. Знаете почему? Сюда попадают горячие лучи солнца, а под воздействием тепла живица (так называют сосновую смолу) выделяется активнее. Значит, какая это сторона света? Правильно – южная.
Есть и еще одна примета, связанная с сосной. Смотрите: на стволе от самой земли и чуть ли не до кроны тянется темная вертикальная полоса. Этот участок коры влажнее других, потому он и заметнее. Дело в том, что во время дождя поверхность коры по всему стволу намокает, а вот высыхает она неравномерно. На южной стороне тепла больше – там влага испаряется быстрее. А северная сторона находится в тени. Отсюда вывод: темная вертикальная полоса обращена к северу.
Обследуйте также кору дубов, лип, кленов, берез. С одной стороны она гладкая, с другой – шершавая, более темная. Там, где кора грубее, - север. Особенно хорошо это заметно на осине и тополе. У берез с южной стороны кора белая, чистая. А с северной – гуще покрыта трещинами, наростами, темными пятнами. У одиноко стоящей березы с южной стороны крона пышнее, листья более крупные, чем на северной стороне.


У многих деревьев кора покрыта мхами и лишайниками. Тоже компас. Если внимательно приглядеться, увидишь, что на одной стороне ствола мхи или лишайники растут гуще. Они не любят прямых солнечных лучей, предпочитают прохладу и тень. А где этой тени больше? Ясно, что с северной стороны.
Да что там дерево – даже по пню, торчащему посреди поляны, можно определить направление. Смотрите: с одной стороны у него трава выше, сочнее, а с другой – ниже. Как это объяснить? На солнечной, южной, стороне весной и в начале лета трава получает больше света и тепла, поэтому развивается быстрее. А вот в конце лета эту примету надо «читать» наоборот: заметно свежее и зеленее будет трава с северной стороны, а на южной, обращенной к жгучим солнечным лучам, она высохнет и пожелтеет.
И еще запомните: более густой травяной покров всегда на северных окраинах полян. В оврагах трава быстрее выгорает с солнечной стороны. Есть вокруг нас и другие живые компасы. Вот некоторые из них

Земляника

Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
Богдарин А.


По землянике можно определить даже в пасмурную погоду стороны света. На южной стороне стебелька находятся самые спелые ягоды, а на северной, в тени - недозрелые. Всегда с одного бока ягода окрашена сильнее - она «загорела» на юге, там, солнечные лучи на нее падали. Точно так же определяют стороны света по плодам малины, ежевики, шиповника. Они тоже раньше созревают с южной стороны.

Лебеда (марь белая)

Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.


Как только заходит солнце, она наклоняет в его сторону, то есть на запад, верхушку стебля и находится до утра в таком положении. Зная эту особенность лебеды, можно определить стороны света.

Подсолнечник

Под солнышком подсолнечник,
Когда денёк погожий,
Весь день глядит на солнышко –
Сам на него похожий!
Цветок пчелу к себе зовет;
В траве ныряют грабли
А солнышко плывет, плывет,
Как золотой кораблик.
У каждого своя пора,
Своё житье простое…
Подсолнечник глядит с утра
На солнце золотое.
Плывёт кораблик-солнышко, -
Вокруг лучи кольцом!
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом!
Е. Трутнева


Утром своей золотой головой он обращен на восток – туда, где должно взойти солнце, а днем все время на него «смотрит». В облачную погоду подсолнечник остается неподвижным.

Череда трехраздельная

Если есть у Вас проблемы с диатезом, сыпью,
Примем ванночки мы с ней и отварчик выпьем.
Так я делаю всегда.
Это травка – (череда).


Наверняка ты это растение знаешь. Его острые клиновидные семена с зазубринами любят цепляться за одежду, и очиститься от них бывает непросто. Не сердись - это у череды такой способ распространения. Зацепилась семечком, «проехала» какое – то расстояние, упала на землю – вот и еще одно такое же растение появится.
Череда очень любит светлые места. В течение дня цветы череды - корзинки следят за движением солнца, и поворачиваются все время в его сторону. Даже когда солнце прячется за тучу, череда неизменно обращена к невидимому для нас светилу. Поэтому, зная точное время, по ней можно определить расположение сторон света. Скажем, сейчас 17 часов. Летом в средней полосе солнце в 6 часов утра находится на востоке, в 14 часов – на юге, в 20 часов – на западе. Следовательно, в 17 часов цветки череды обращены на юго-запад.

Тайна записной книжки

Компасом могут быть не только растения, но и некоторые насекомые. Очень простая и верная примета – муравейник. Обычно он расположен с самой теплой, южной, стороны дерева или пня. К тому же южная сторона муравейника всегда более пологая, чем северная.

Как хорошо, что есть еще места такие,
Где я могу в тени деревьев отдохнуть,
Послушать, что поют певцы лесные,
И здесь, средь тишины лесной заснуть.
Здесь ночью тишина, лишь совы воют,
А потому так хорошо в лесу уснуть.
А от дождя палатка нас укроет,
Раскрыть ее лишь, друг мой, не забудь.
Люблю встречать рассвет, когда луч первый,
Вдруг полосой, между стволов пройдя,
Вновь землю озарит, и друг мой верный,
Мне солнца диск кивнет, опять взойдя.
И я сюда опять прийти стараюсь,
Чтоб насладиться этой красотой,
И вновь и вновь я ею восхищаюсь,
И временно прощаюсь с суетой.
Вайнер Борис


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Урок поэзии в школе, 7-8 класс Библиотечный урок «О поэзии», 7-8 класс Библиотечный урок для школьников 5-8 класса

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия по творчеству Есенина в библиотеке

Библиотечный урок в 7 классе. О пользе энциклопедий и словарей | Библиотечный урок «Кто владеет информацией, тот владеет миром», 5-7 класс
Опубликовано: 2152 дня назад (1 января 2019)
Просмотров: 2636
+42
Голосов: 42
Светлана Константиновна Бычкова # 1 января 2019 в 21:13 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Очень интересная познавательная беседа "Жить в гармонии с природой", углубляющая знания о природе: грамотно составлена, красиво проиллюстрирована. Голос!
Светлана Христьяновна Лаптева # 2 января 2019 в 14:47 +5
Беседа – распространенный и эффективный метод обучения. Умело используя беседу, вы способствуете активизации познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они учатся думать, рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Материал для беседы подобран интересный и познавательный.+
Валентина Николаевна Матвиенко # 2 января 2019 в 20:56 +3
Инна Владиславовна, спасибо за замечательную познавательную беседу! Записная книжка раскрывает столько удивительных тайн об окружающей природе! Любознательные школьники, конечно же, захотят узнать больше о народных приметах. Безусловно, Вы активизируете познавательный интерес школьников,расширяете их кругозор, прививаете интерес к энциклопедиям, книгам, журналам, воспитываете бережное отношение к природе.Творческих успехов! Голос!
Лидия Сергеева # 2 января 2019 в 23:36 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна!Спасибо большое за приглашение. Очень интересная познавательная беседа "Жить в гармонии с природой". Работа хорошо оформлена и написана грамотным языком. Материал занятия познавателен, способствует воспитанию экологического самосознания детей, а так же закрепляет и уточняет их знания.Данный материал можно применить и работе с дошкольниками.
Еще раз огромное спасибо. С Вашего разрешения применю в своей работе.
Ольга Николаевна Сибилёва # 4 января 2019 в 07:35 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим интересом познакомилась ещё с одной Вашей публикацией. Познавательная беседа со школьниками 6 класса на тему «Жить в гармонии с природой» способствует развитию образного и логического мышления, воображения, умению мыслить нестандартно. Материал очень интересно раскрыт, ярко иллюстрирован.
Я думаю, что этот материал будет интересен для любого школьного возраста.
Большое спасибо за Ваш труд! Примите мой голос +7.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 4 января 2019 в 17:25 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Жить в гармонии с природой». Яркие иллюстрации, рубрика «Тайны записной книжки», тематическая выставка книг будут способствовать развитию интереса учащихся к миру природы. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Лариса Владимировна Валитова # 6 января 2019 в 13:40 +1
Здравствуйте Инна Владиславовна. Спасибо за летнее путешествие в мир природы зимой. Очень интересные факты, а также фото. Голос.
Елена Владимировна Иванова # 6 января 2019 в 20:38 +2
Добрый вечер! Замечательно, что вы привлекаете детей к живым книгам, заинтересовываете их, даете возможность получить знания. Ваши библиотечные уроки познавательны и увлекательны! Голосую.
Вера Валерьевна Павлова # 8 января 2019 в 04:16 +2
Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение на Библиотечный урок «Жить в гармонии с природой»
Мне как биологу очень интересно было прочитать информацию и о растениях-барометрах, и как можно в природе понять, какая и где часть света находится и просто узнать много интересных фактов о живой природе, такой необъятной и удивительной!
Ваш материал очень интересен и проиллюстрирован красочными фотографиями.
Голос за Ваш библиотечный урок.