Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок для младших школьников 3-4 класса «За далью времени»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК, ОДНКНР МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам совершить путешествие во времени, перенестись из 21 века, в котором мы все живем и в котором многие из вас родились, на много столетий назад… Вы увидите, как постепенно, век за веком, Россия формировалась как государство. Узнаете, как в постоянных войнах с чужеземными захватчиками крепла наша страна.
Материалом для составления библиотечного урока послужили энциклопедии и литература по истории, рекомендуемая для чтения в начальной школе. Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме: для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по истории государства Российского
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории нашей страны, и она, может быть, откроется для учащихся с новой, даже неожиданной стороны. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам. Познакомить учащихся с историей Государства Российского
Оборудование: Выставка книг по истории государства Российского
Библиотечный урок «За далью времени»

Иван IV Васильевич Грозный (1530 – 1584)

1533 году Василий III неожиданно заболел и вскоре умер. На великокняжеский московский престол взошёл трёхлетний Иван IV Васильевич.

Детство великого князя

В годы малолетства великого князя государством управляла Елена Глинская с Боярской думой -

Елена Глинская мать Ивана Грозного

боярами Бельскими, Шуйскими, Оболенскими, Одоевскими. В 1538 году внезапно умерла Елена Глинская, и власть захватили бояре. С детства Иван IV был окружён интригами и ожесточённой борьбой между различными боярскими группировками.
К двенадцати годам Иван IV стал уже входить в свою волю. Поговаривали на Москве, что, к примеру, понравилось князю Ивану животных бессловесных мучить, бросая их на землю с высоких теремов. Чуть позже москвичи и сами убедились в Ивановой жестокости и необузданности. В пятнадцать лет собрал он вокруг себя знатную молодёжь и начал с ней скакать верхом по улицам и площадям, прохожих грабить и бить. От своих приближённых он слышал: «О! Храбр будет этот царь и мужествен!»

А ведь Иван был ребёнком очень даровитым. Он с жадностью и до корки прочёл всё, что только мог прочесть. Очень хорошо изучил священную, церковную и римскую историю, русские летописи, творения святых отцов. Иван Васильевич всю жизнь славился как образованный и умный правитель.
Но везде и во всём юноша-князь видел заговоры и измены. Едва исполнилось Ивану тринадцать лет, как решил он напасть на тогдашних истинных правителей - князей Шуйских.

Василий Шуйский

Приказал великий князь неожиданно для всех схватить Андрея Шуйского и отправить к псарям на поруганье. И побоялись возражать ему. Поволокли Шуйского в тюрьму, да и убили по дороге. А других бояр отправил Иван кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел и язык вырезать.

Венчание на царство


Иван IV Васильевич был венчан на царство в Успенском соборе Кремля

Иван IV Васильевич был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 16 января 1547 года и был провозглашён самодержавным царём, помазанником Божиим. С исторический точки зрения Иван IV смог решиться на поступок, который не могли позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Он стал первым русским царём и оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего. Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

В феврале 1547 года Иван Васильевич женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. В этом браке у Ивана IV было два сына - Иван и Федор. Ещё один сын, Дмитрий, погиб в младенческом возрасте.

Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева

Иван IV с детства не доверял боярам. Поэтому в конце 1540-х годов вместо Боярской думы был создан новый, ближний совет, состоящий из преданных царю людей, - Избранная рада.

Избранная рада
Новым советом руководил ворянин Алексей Адашев, которому помогал священник Сильвестр, духовник царя, а также митрополит Макарий. Избранная рада проводила политику государственной централизации, стремилась примирить интересы бояр, дворян и духовенства. Подчинить их общегосударственным задачам.

Дворянин Алексей Адашев

Священник Сильвестр

Митрополит Макарий
Реформы избранной рады

Избранная рада

В конце 40-х- 50-е годы XVI века Избранная рада провела ряд важных государственных реформ. Начали собираться Земские соборы - собрания представителей всех сословий, на которых обсуждались важнейшие государственные вопросы. Практику управления государством изменила земская реформа: была ограничена власть царских наместников в городах, за их деятельностью теперь наблюдали выборные от простого народа; выборные органы самоуправления вводились во всём государстве. В ходе приказной реформы были созданы приказы - общегосударственные ведомства, которые занимались разными отраслями управления: внешней политикой - Посольский приказ, учётом земель - Поместный приказ, финансовыми вопросами - Казна и т.д. Военная реформа учредила новую структуру армии - её основу составляли теперь поместная конница, состоявшая из дворян, получавших за свою службу участки земли с крестьянами, и вновь созданное стрелецкое войско - стрельцы набирались из вольных людей. Они получали за свою службу небольшое денежное жалованье и участки земли вблизи городов, в гарнизонах которых они служили. Для упорядочения законодательства в 1550 году был издан новый сборник законов - Судебник.

В 1550 году был издан новый сборник законов - Судебник

Деятельность Избранной рады значительно усилила Российское государство. Поэтому Россия стала проводить ещё более активную внешнюю политику. Сначала было присоединено Казанское ханство - 2 октября 1552 года 150-тысячное русское войско под командованием Ивана IV штурмом взяло Казань. В 1556 году было завоевано Астраханское ханство. Россия постоянно воевала с Крымским ханством, Швецией. А в 1558 году началась Ливонская война, за бывшие русские земли в Прибалтике (Ливонии).

Опричнина
Ивана IV раздражала определённая ограниченность своей власти Избранной радой. В результате Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. В 1560 году их незаслуженно обвинили в смерти царицы Анастасии: Сильвестра заточили в Соловецкий монастырь, а Адашева - в тюрьму. Вскоре оба скончались. Чуть позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 году умер митрополит Макарий. В 1565 году Иван 1V неожиданно для всех разделил собственное царство на две части - опричнину и земщину. Опричнина стала тем особым уделом, которым управлял сам царь. В него вошли в разных районах страны многие уезды, в том числе и часть территории Москвы. В опричнине был царский опричный двор, своё войско, своя дума, свои приказы. Земщина представляла собой всю оставшуюся территорию государства, которая управлялась Земской думой и приказами. При этом все тяготы продолжавшейся Ливонской войны, управления государством и содержания опричнины лежали на земщине.

Опричное войско
С помощью опричного войска Иван 1V начал гонения на своих подданных, за которые он получил прозвание - Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568-1570 годах, когда были полностью разгромлены Новгород и Псков, тайно удушен митрополит Филипп, уничтожено несколько княжеских и боярских родов. Лишь в 1572 году опричнина была отменена, но репрессии продолжались ещё несколько лет. За время опричнины значительным образом усилилась самодержавная власть царя, но государство было подвергнуто страшным разорениям.

Тайна записной книжки
Опричники носили чёрную одежду, к седлу с одной стороны привязывали собачью голову, метлу - с другой, в знак того, что они, как собаки, выгрызают и выметают измену бояр из государства.

Ученые спорят
Историки до сих пор спорят о причинах введения опричнины. Некоторые учёные считают, что Иван Грозный устроил «избиение» бояр для усиления дворянства. Другие утверждают, что целью царя было усиление собственной самодержавной власти. Ещё одна версия: опричнина была вызвана религиозными причинами. Иван Грозный, признавая над собой только власть Бога. Боролся он за чистоту православия, уничтожал «изменников веры». Тем самым он утверждал в России свою самодержавную власть как власть единственного истинного помазанника Божия.

Ливонская война

Ливонская война продолжалась 25 лет - с 1558 до 1583 года. Вначале успех сопутствовал русским войскам. Был полностью разгромлен Ливонский орден, захвачено около 20 городов, в том числе Нарва и Дерпт. Войска московского царя вплотную приблизились к Ревелю и Риге, в 1563 году был взят Полоцк. Но в конце 70-х годов XVI века ситуация изменилась. Объединившиеся в одно государство Литва и Польша (Речь Посполитая) совместно со Швецией начали новые боевые действия. В 1579 году поляки под командованием Стефана Батория захватили Полоцк, а затем уже и русский город Великие Луки. В 1581 году поляки осадили Псков. Героическая оборона Пскова, которая продолжалась пять месяцев, спасла Россию от поражения. Затем по русским войскам в Прибалтике нанесла удар Швеция. Лишь в 1583 году был заключён окончательный мир. Россия лишилась не только всех своих завоеваний в Прибалтике, но и части коренных территорий с городами Ивангород, Ям и Копорье. Лишь малая крепость Орешек на реке Неве осталась за русским царём. Ливонская война закончилась поражением.

Последние годы царствования
После смерти Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой у Ивана Грозного было ещё шесть жен. В седьмой раз он женился в 1580 году на Марии Фёдоровне Нагой.

Мария Фёдоровна Нагая

За недосмотрение за сыном и за убийство невинных Мария Нагая была пострижена в монахини под именем Марфы
У них родился сын - царевич Дмитрий. В 1581 году в ссоре с отцом погиб старший сын и наследник престола Иван Иванович, не оставивший после себя детей. Наследником стал второй сын Ивана Грозного - Фёдор Иванович, также не имеющий детей. В 1584 году Иван Грозный стал чувствовать себя всё хуже и хуже. Ему было всего 53 года, а он выглядел дряхлым стариком. К общей слабости добавилась страшная болезнь: у него началось гниение внутренностей. Никакое лечение не помогало, и 18 марта 1584 года Иван Грозный умер.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов «Слава Дмитрия Донского пережила века» Библиотечный урок, 3 класс. Структура книги
Библиотечный урок о природе для школьников 5-6 класса | О творчестве Корнея Чуковского для детей начальной школы
Опубликовано: 1784 дня назад (3 января 2020)
Просмотров: 1149
+29
Голосов: 29
Ольга Васильевна Яковлева # 3 января 2020 в 11:58 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересный, познавательный материал Вы опубликовали! Отличное оформление! голос
Валентина Николаевна Матвиенко # 3 января 2020 в 18:42 +4
С удовольствием побывала на библиотечном уроке! Подобран очень интересный материал об Иване Грозном. Выбраны самые яркие страницы из истории государства Российского во времена правления Ивана 1V. Интересно, познавательно! Яркое, красивое оформление работы! Спасибо! Инна Владиславовна, успехов! Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 3 января 2020 в 19:51 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Отличная публикация. Исторические сведения увлекают и делают занятие по-настоящему интересным и познавательным. Голос!
Ольга Константиновна Макарова # 4 января 2020 в 14:59 +3
Очень интересный исторический материал!+1! Спасибо за приглашение и публикацию!
Нелли Александровна Бондаренко # 4 января 2020 в 18:43 +3
Здравствуйте Инна Владиславовна! Отличная публикация. Подобран очень интересный материал. Примите мой голос!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 7 января 2020 в 01:47 +2
Инна Владиславовна спасибо за собранные исторические факты! Материал познавательный и доступно описан. Спасибо + голос №7
Наталия Валерьевна Кондукторова # 8 января 2020 в 19:18 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на библиотечный урок для младших школьников 3-4 класса «За далью времени», который позволяет совершить путешествие во времени, перенестись из 21 века, в котором мы все живем и в котором многие из вас родились, на много столетий назад… и увидеть, как постепенно, век за веком, Россия формировалась как государство. Полезная публикация для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по истории государства Российского. Голос + 1, удачи.
Елена Юрьевна Деришева # 10 января 2020 в 10:58 +2
Отличный материал.
Валентина Петровна Чурепкина # 21 января 2020 в 15:26 +2
Инна Владиславовна, вы представили очень ценный материал о том, как постепенно, век за веком, Россия формировалась как государство. Вы создаёте условия для расширения представлений учащихся об истории нашей страны, это важно.
Примите мой голос + 10. Успехов вам!
Тамара Александровна Новичкова # 21 января 2020 в 20:28 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Прочитав публикацию библиотечный урок по теме "За далью времён", хочется отметить грамотное, красочное оформление. Материал нужный, познавательный. В нем дается подробное представление об истории нашей страны. Такие уроки углубляют знания учащихся, дают возможность больше узнать об истории государства Российского во времена правления Ивана 1V. С удовольствием голосую.
Мария Андреевна Колибабчук # 28 января 2020 в 14:37 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение, я с увлечением знакомилась с историческим прошлым нашей страны. Ваша публикация, как всегда, сопровождается яркими иллюстрациями, фото и документами, что еще больше способствует развитию интереса учащихся к истории русской монархии 16 века. Информация полезна, познавательна, доступно изложена!Спасибо и творческих успехов!
Лариса Борисовна Бугакова # 4 февраля 2020 в 16:45 +1
Интересный и познавательный материал.Замечательный подбор наглядного иллюстрированного сопровождения.Все понятно и доступно для понимания и усвоения.Голос.