Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час о хлебе, 7 класс

Внеклассное мероприятие «О хлебе насущном замолвим мы слово»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 9 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование представления о хлебе как основе жизни человека.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление учащихся о хлебе, о том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к нему.
Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей
Внеклассное мероприятие «О хлебе насущном замолвим мы слово»

Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на земле.
Народная поговорка


«Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - так в разные времена с любовью говаривали о хлебе. И действительно, какой обед без хлеба: не сытный, не питательный, то ли поел, то ли нет. Да с хлебом и вкуснее все.
Историю свою хлеб ведет из глубины веков. Сначала люди питались сырыми зернами; затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу. Считается, что именно каша была «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу, и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако из этой «ошибки» люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом.
Время шло век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в приготовлении хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, возможно, впервые в Египте, 4 – 5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовления пива. Казалось бы, при чем тут пиво? А у пива и хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта – результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешенное тесто, произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться. Дышать, словно живое. И хлеб из такого «живого» теста оказался намного вкуснее.
Приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб перешло от египтян к древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам и римлянам. Во 2 веке до нашей эры в Риме и в других городах уже существовали специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах.
Не удивительно, что уже в древнем мире существовали разные виды хлеба. Например, в своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и военное блюдо – хлебные завитки, запеченные на вертеле. С тех пор хлебопекарное искусство заметно улучшилось, сортов хлеба и различной выпечки - не счесть. У каждого народа есть свои хлебные любимчики и секреты их приготовления. О некоторых из них мы и попробуем поведать.

Тайна записной книжки:
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб» или эстонское «лейб».

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский


Белый, серый, черный – кто важнее?
«Яль на свете всех белее?» - наравне со сказочной красавицей могла бы воскликнуть любая пшеничная булка, и никто не смог бы ей возразить.
Не напрасно же на протяжении столетий белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как бедные люди ели серый (из пшеничной муки грубого помола) и черный (ржаной) хлеб. Но тот факт, что простые крестьяне, питаясь в основном черным хлебом из муки грубого помола. Не испытывали недостатка с пищеварением, наводит на справедливый вопрос6 какой хлеб на самом деле лучше и полезнее?
Начнем с того, что пищевая и энергетическая ценность хлеба определяется его химическими свойствами. Для выпечки белого хлеба используется мука высших сортов, чья биологическая ценность не очень высока, потому что при переработке зерно лишается всех пяти своих белковых оболочек, которые содержат около 70% витаминов и минералов. В результате в белой рассыпчатой муке остается почти чистый крахмал. Хорошо это? Нет, конечно. Витаминов В – 1, В – 2 и фолиевой кислоты в муке высших сортов в 3 раза меньше, чем в муке грубого помола. Витамин Е вообще отсутствует. Магния в 5 – 6 раз меньше, фосфора и кальция – в 3 раза. Цифры внушительные, но это все химия. Оценивать хлеб только со стороны полезности было бы неправильно. Ведь, как сказал академик И.П. Павлов, пища должна быть вкусной. Следовательно. Если брать во внимание вкус. Аромат. Пористость и внешний вид хлеба, то тут белоснежным батонам и булочкам нет равных. А если к ним для аромата и вкуса добавить еще ваниль, сбоду и прочее, так вообще за уши не оттащишь. Выходит, что белый хлеб более вкусный, но менее полезный.
У черного хлеба всегда были другие задачи. Его пекли не для баловства, а чтобы насытится, прокормиться. Он действительно был хлебом насущным, душой российского хлебопечения. Правда, тот черный хлеб, который ели наши предки, отличался от сортов черного хлеба, которые производят сейчас: он был приготовлен на закваске, то есть остатках старого теста, замешенного в хлебной таре. В ней содержалось больше витаминов, ферментов, поэтому образующаяся в результате выпечки в такой посуде корочка была не только самой вкусной, но и самой полезной частью хлеба. Корочка уже, конечно, стала не та, но большинство витаминов и полезных веществ остались.
Хлеб из пшеничной муки грубых сортов – серый хлеб. Возможно, кому – то он покажется менее вкусным, зато он более полезный и способствует улучшению работы кишечника.
Чтобы разрешить вечный спор между хлебами, французский ученый Ф. Мажанди впервые провел эксперимент, который показал, какой хлеб все – таки полезнее: черный или белый. Он составил хлебную диету для двух совершенно здоровых собак. Первая питалась исключительно белым хлебом, вторая только черным. В результате через несколько месяцев первая заболела и умерла, а здоровье второй осталось на хорошем уровне. Ученые Осборн и Мендель подтвердили его выводы, проводя аналогичные опыты над крысами. Таким образом, напрашивается вывод: чем выше сорт муки, чем она белее, тем менее богата питательными веществами, необходимыми для полноценного питания организма. Или, говоря современным языком, хлебом № 1 является черный хлеб.

Блокадный хлеб

Прозвучавший по радио 22 июня 1941 года голос Левитана и первые бомбежки прервали мирное течение жизни советского народа. Началась Великая Отечественная война (1941 – 1945). Уже в сентябре город Ленинград (ныне Санкт – Петербург) оказался в блокаде, почти полностью отрезанным от Большой земли. Это означало голод и жестокие лишения. В городе появились хлебные карточки, по которым и отпускались заветная норма хлеба. С 20 ноября 1941 года в течение месяца и пяти дней хлебная норма для жителей города составляла 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов хлеба для служащих, иждивенцев и детей до 12 лет. (В витринах Музея хлеба в Санкт – Петербурге хранятся продовольственные карточки тех лет). Это был практически голод, так как у людей к ноябрю 1941 года давно уже закончились все домашние припасы. Именно им враг надеялся задушить ленинградцев. Но город жил, боролся, работал, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем, в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды…
…И горе было гостем частым,
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.


Так писал поэт про те страшные времена.
В самом начале ноября 1941 года хлеб в Ленинграде пекли из ржаной муки самого грубого помола, к которой добавляли овсянку, солод и то, что обычно не едят, - жмых от подсолнечных семечек плюс закваска и как можно больше воды. С каждым блокадным днем рецептура менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе. Так, к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не оставалось. В хлеб добавляли перемолотые ветки березы, семена дикорастущих трав. И все – таки, несмотря ни на что, ленинградцы, пережившие блокаду, до сих пор помнят свои блокадные пайки, и вкуснее этого хлеба для них никогда не было и нет. Потому что это был хлеб жизни.

Ты помнишь голод страшный в дни войны?
Тогда и черствому кусочку хлеба
Не просто рад был - не было цены.
Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.


Бородинский хлеб

Необычным, очень своеобразным вкусом отличается от других сортов черного хлеба бородинский. А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто. Есть в этом хлебе и так нужные нам витамины В – 1 и В – 2. Недаром пользуется он повышенным спросом не только на территории современной России, но и в странах бывшего СССР. А еще бытует мнение, что на Руси уже в Средние века появились такие сорта черного хлеба, как заварной, красносельский. Поистине интересна история появления бородинского хлеба. После битвы на Бородинском поле М.Тучкова, вдова погибшего генерала А. Тучкова, основала Спасо – Бородинский женский монастырь. Хлебопечение – одно из традиционных занятий при монастырях. Служительницы Спасо – Бородинского монастыря изобрели новый сорт ржано – пшеничного хлеба, долго не черствеющего, заварного, который впоследствии назвали бородинским.

К юбилею Бородинской битвы
Испекли те сёстры каравай,
И в него вложили все молитвы,
Да любовь, что била через край.


Паломники, посещавшие монастырь, приобрели этот хлеб, распространяя его по всей земле Русской. Сейчас на хлебозаводах существует своя рецептура приготовления и выпечки этого хлеба, сохраняющая многовековые традиции.

Кулич

Мама утром встала рано,
Испекла пирог румяный
Пышный, сдобный и душистый,
С чудной коркой золотистой.
Он украшен пудрой сладкой,
Белой сливочной помадкой.
Он с ванильным ароматом,
Начинён изюмом, маком,
К славной Пасхе испечён.
Куличом зовётся он.

Кулич, традиционное пасхальное кушанье. Изначально пасхальный кулич задумывался как подобие церковного артоса – большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. В дни празднования Пасхи на Руси артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе, а в субботу Светлой седмицы вместе с пасхой и с окрашенными в Великий четверг яйцами кулич также проходит через освящение – едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд, который происходит в Великую субботу.
Традиционно после окончания пасхального богослужения верующие разговляются (то есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога). Иногда уже в церкви прихожане угощают друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делит его по числу домочадцев.
Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме цилиндра. И хотя во всех куличах используется дрожжевое тесто, от количества сдобы зависит, насколько он будет высок и пышен. Куличи часто выпекают с изюмом, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.

Хала

Халу не режут -- ломают легонько,
Она и радешенька быть на ладоньке.
Ее расплетают напевно, с молитвой
И день обещает быть солнечным, сытным.
У халы вкус детства и пышность достатка,
Пекли ее в пятницу, священность порядка.
Кошерного теста ломоть бережливо
Несли жертвой в Храм, там плели терпеливо
По три и по шесть. Испеченные жгли
Все халы во имя Великой Любви!
Но Храм в запустеньи, Стена только в силе,
Поэтому к халам нас всех приучили
И в детские годы, вприхлебку с чайком
(Добавку стащив со стола всё ж тайком)
Услада для сердца, оберег живота
Хала субботняя необычайно вкусна!


Хала – это традиционный праздничный хлеб еврейского народа, готовящийся из сдобного дрожжевого теста и имеющий вид заплетенной косички. «Плетут косички» накануне шаббата (священной субботы), причем в многодетных семьях дети тоже участвуют в этом интересном занятии. Конечно, для них это своего рода игра: мама дает каждому кусок теста, и ребенок, разделив его на три жгута, плетет свою маленькую халу - косичку, тогда как мама в это время готовит халы большие, для стола. Зато, какое удовольствие потом съесть свою собственную булку.
Едят халы на шаббат, то есть в праздничную субботу, которая начинается в пятницу после захода солнца. Свое название хала получила от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. Заповедь эта называется «хала» или «отделение халы», ее источник – в словах Пятикнижия. Согласно этой заповеди, словом «хала» обозначался кусок теста, который отщипывали при выпечке хлеба для жертвоприношения и относили священникам Храма. Священники выпекали халу и ели ее, лишь они имели на это право. Теперь, поскольку Храм (который находился в Иерусалиме в очень далекие времена) разрушен и священников больше нет, кусочек теста, отщипываемый при выпечке хлеба для шаббата, сжигают, а испеченные халы едят. В наших хлебных магазинах тоже можно встретить халу, чаще посыпают маком или кунжутом. В России эта булка – плетенка пришлась по вкусу, а с конца 19 века обрела большую популярность.

Маца

В буквальном переводе с иврита маца означает «выжатое», «лишенное влаги». И действительно, эти тончайшие прямоугольные хрустящие лепешки из теста, сделанного только из муки (обычно пшеничной) и воды, без соли и без какой – либо закваски – самые сухие и обезвоженные из всех хлебобулочных изделий. К тому же это единственный вид хлеба, разрешенный религией к употреблению в течение недельного еврейского праздника Песах (греч. и рус. Пасха). Тора предписывает употребление мацы в Песах как напоминание о том, что во времена Исхода израильтяне «испекли… из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить…» (Исх. 12:39). Эту библейскую историю многие из вас помнят. Когда Моисей именем Бога потребовал у египетского фараона отпустить его народ и не получил согласия, он был вынужден продемонстрировать чудеса, призванные убедить фараона и его приближенных в божественности своего требования. Эти чудеса получили название десятки казней египетских из – за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил свое название еврейский праздник Песах (иврит. «миновение», от глагола «обошел», «миновал»). Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и миновал дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца. Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода израильтян из Египта. Поскольку уходить нужно было той же ночью, беглецы прихватили с собой только самое необходимое и конечно же тесто для хлеба, поставленное с вечера и были в пути испечены первые сухие лепешки, получившие название «маца».
Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного моря, где совершилось еще одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона, благодаря чему беглецы спаслись. А случилась вся эта история, как сходятся во мнении исследователи, в 15 – 13 веках до н.э.

Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове "ХЛЕБ",
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след...
Тот след не зарастает ковылем...
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем...
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом "хлеб" - волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.
И. Набиева


Вот и подошли к концу наши хлебные истории. Это лишь небольшая часть. И я надеюсь, что вы ребята, нашли в них и что – то важное, полезное и для себя, для своего понимания и отношения к хлебу. Не забывайте, что хлеб – он был, есть и будет и от вас во многом зависит его дальнейшая история.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав» Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России Конспект классного часа для 6-8 класса на тему: Герои земли Русской

Похожие статьи:

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Библиотечный урок для 5 класса. Музей – заповедник Есенина | Классный час о хлебе, 5 класс
Опубликовано: 3057 дней назад (10 июля 2016)
Просмотров: 7592
+42
Голосов: 42
Светлана Викторовна Жук # 10 июля 2016 в 09:58 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Изучила размещенный Вами материал. Тема важная, но мы все реже обращаемся к ней. Спасибо за напоминание! Очень глубокое по содержанию мероприятие. Фотоматериал является хорошим дополнением к нему. Посмотрите еще раз на цель. Мне кажется, правильнее использовать существительное. Например, "формирование представления о хлебе как основе жизни человека". В задачах нужно подкорректировать запятые. Примите мой голос! Удачи!
Наталья Александровна Цуцерова # 10 июля 2016 в 10:12 +2
Доброе время суток! С большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Тема нужная, важная, интересная. Воспитывает в ребенке бережное отношение, уважение к хлебу. Спасибо за материал и идею. Беру в закладки , если вы не против. Удачи и творческих успехов.
Валентина Политова # 10 июля 2016 в 15:23 +3
Предложена актуальная, ценная, важная, интересная методическая разработка о хлебе.
Хлеб — всему голова. Издавна живут эти слова в народе. Сейчас как никогда ранее необходимо донести до сознания и сердец детей значение этих слов. Ведь хлеб — это главное, без чего нельзя представить могущества государства. Неизмерима цена его. Беря в руки кусочек хлеба, дети должны помнить, что цена его — тревожные бессонные ночи, труд и пот.
Без сомнения голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 10 июля 2016 в 15:24 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна.
Вами представлен благодатный материал. Спасибо за публикацию. Информация познавательна и поучительна. Рассказ о хлебном разнообразии, о его многочисленных видах, сортах, формах и названиях заинтересует слушателей и не оставит равнодушными. Качественный фотоматериал дополняет работу. С удовольствием голосую.
Венера Родавильевна Файзулхакова # 10 июля 2016 в 17:24 +1
интересное занятие.Увлекательно слушать и читать.Много интересной и познавательной информации.Как для детей так и для взрослых.Представлены интересные фотографии.
Софья Владимировна Юхнина # 10 июля 2016 в 20:55 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с внеклассным мероприятием «О хлебе насущном замолвим мы слово». Информационно! Грамотно! Трогательно! Чувствуется, что Вы с душой готовили эту публикацию. Качественные фото и подробные факты непременно расширят представление учащихся о хлебе. Голосую +5, Успехов ВАМ!!!
Мира Симеунович # 11 июля 2016 в 01:08 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Вы не только «замолвили слово», Вы предоставили нам драгоценную повесть об истории хлеба. Какая чудесная идея: рассказать о хлебе как основе жизни человека! Материал изложен ясно, последовательно. Начинаете с «ошибки», благодаря которой каша превратилась в хлеб, потом описываете древнегреческие и римские виды хлеба, затем рассказываете о потрясающем блокадном хлебе в Ленинграде, о хлебе Бородинского женского монастыря... В хлебную историю добавили и познавательную информацию о разных современных видах хлеба (белый, чёрный), и закончили «чудесами» о том, как древние израильтяне-беглецы с собой взяли только хлеб – мацу, чтобы одержать чудо жизни. Таким образом Вы ознакомили учащихся с Хлебом, который в разные времена спасал человечество. Молодец! Голосую!
Ольга Васильевна Яковлева # 14 июля 2016 в 21:13 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Очень интересный, познавательный материал Вы опубликовали! Творческих успехов! голос
Сергей Борисович Осинцев # 15 июля 2016 в 10:58 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна.
Очень рад за вас,что вы заострили внимание на этой теме. Очень полезная и нужная информация. Сейчас к хлебу относятся не стой значимостью и значением,которым он был раньше."Хлеб-всему голова" - говорили в старину. Наши предки считали хлеб символом плодородия, относились к нему как живому существу. Хорошая подборка иллюстраций. Спасибо вам.
С уважением Осинцев С.Б.
Мария Александровна Антонова # 27 января 2017 в 16:52 +2
Добрый день! Очень важная тема! Вы наполнили конспект классного часа значимым, познавательным материалом, хорошо, что используете наглядный материал! Всего доброго Вам!
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 10:25 +2
Сказал бы - полезный урок! Дети сейчас не чувствуют значимость этих крох. Готовое занятие, которое полезно включать в любую воспитательную работу.Это всегда актуальная тем, полезно периодически проводить такие мероприятия, которые будут напоминать детям о значимости, казалось бы, обыденных вещей.