Конспект сюжетно-игровой ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Семья казака»
Задачи:
1. Обобщить имеющиеся у детей знания о традициях и быте Кубанского казачества, познакомить с некоторыми кубанскими казачьими играми.
2. Формировать умение входить в образ героя, понимать его интересы и нравственные ценности.
3. Совершенствовать умение самостоятельно создавать игровую обстановку для задуманного сюжета, включать в игру личные впечатления о жизни.
4. Способствовать развитию инициативности, возможности выражать задуманную сюжетную линию посредством последовательных действий.
5. Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, уважения к старшему поколению.
Предварительная работа:
Беседы о жизни и быте казачьей семьи, рассматривание иллюстраций. Экскурсии в краеведческий музей, мини-музей предметов казачьего быта в ДОУ, рассматриванием макетов «Казачье подворье», «Хата». Обогащение словаря детей новыми понятиями: хата, макитра, рушник, самовар, колодец, чугун, прялка.
Примерный ход игры
Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о казачьей семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое казачья семья?
(Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается
(Дети по желанию высказываются).
- А вы хотите поиграть в игру «Казачья семья»
(Да). Чтобы у нас получилась интересная игра –нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета
- Ребята, посмотрите
(Жест на игровые уголки, здесь два куреня, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).
- В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама-казачка? (Ответы детей). А давайте мама будет домохозяйкой, она будет заниматься домом и семьей). Что будет делать папа?
(Ответы детей). Папа будет охотником, рыбаком и всегда готов идти в поход. Кто будет играть роль папы? Что делает бабушка?
(Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети?
(Ответы детей). Кто будет детьми? - Во второй семье у нас тоже будет: Дед-атаман, мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать?
(Ответы детей).
- Где будет жить первая семья? Где вторая?
(Дети решают, выбирают себе дом).
- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по куреням.
(Играющие расходятся по своим куреням).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Роли.
Ролевые действия
Мама - казачка
Накрывает утром на стол, собирает и провожает мужа в поход; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает мужа с похода; кормит их, общается, вышивает, укладывает детей спать.
Папа - казак
Собирается в поход, чистит шашку, запрягает лошадь, возвращаются домой; проверяет хозяйство, играет с детьми, общается.
Дед-атаман
Собирается на рыбалку, охоту, приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними.
Бабушка -казачка
Руководит всем процессом игры. ; печет блины готовит узвар; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; навещает соседку, готовит обед, печёт пирог; встречает с охоты и рыбалки деда, предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками, даёт советы, общается.
Старшая дочка
Помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в курене, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается
Итог игры.
- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада
Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Поликлиника»
Конспект сюжетно-ролевой игры "Больница" для старшей группы
Сюжетно-ролевая игра «Больничка» для детского сада