Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы

Детское экспериментирование – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы по данной теме, создания условий для развития познавательной активности детей, учитывая возрастные особенности, подбора материалов для уголка экспериментирования.

Был составлен перспективный план работы по организации исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования. Метод экспериментирования включал различные виды познавательной, экспериментальной, творческой и продуктивной деятельности детей. Опыты и эксперименты проводились как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. С детьми были проведены занятия «Взаимодействия воды и снега», «Предметы из стекла и металла», «Эксперименты с водой» и др.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. И наша задача – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Я преследую следующие цели: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Ставим перед собой такие задачи, как:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2. Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
3. Развитие у детей умственных способностей;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка - развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Дети с огромным удовольствием проводят их в нашей группе. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Опыты, которые мы проводили в группе, дети делали самостоятельно. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование мы применяем как эффективный способ обучения детей.

Таким образом, анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Рекомендуем посмотреть:

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Мастер-класс для воспитателей ДОУ Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста для воспитателей | Развитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. Опыт работы
Опубликовано: 1233 дня назад (8 июля 2021)
Просмотров: 772
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!