Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Консультация для родителей детского сада. Условия для развития изобразительного творчества детей
Автор: Петрова Светлана Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Тобурдановский детский сад «Берёзка».
Описание: Данный материал полезен для родителей и воспитателей детских садов.
Цель: Познакомить родителей с условиями для развития творчества детей в рисовании.
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Для развития творчества в рисовании необходимо создавать несколько условий:
Первое условие. Художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (ФГОС).
Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и составляет содержание образования, используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Развитие творчества в рисовании отведено большое внимание в задачах по художественно - эстетическому развитию в ФГОС. Ребёнок, во время наблюдений с взрослыми обращает внимание на выразительные формы и цвета, действуя с предметами может выразить свои чувства цветом в рисовании. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию.
Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Наблюдая с родителями за деревьями в природе, ребёнок может увидеть образ деревьев: гордое дерево, танцующее дерево,
грустное или весёлое дерево. Увидит красоту природы в наблюдениях.


Во вторых. Экспериментирование с художественными материалами.
В наше время в магазинах ассортимент товаров для детского творчества многообразен. Это не только акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, но и пальчиковые краски, различные наборы для творчества, краски - паффи с эффектом поп-корна, витражные краски, восковые карандаши, фломастеры на водной основе с натуральными красками, пластиковые карандаши и т. д. Дети, экспериментируя с ними, творят.
Для развития творчества у детей раннего возраста можно использовать пальчиковые краски, которые подготовит руку малыша к более сложным действиям.
В третьих. Возможность выбора детьми изобразительных материалов, развитие самостоятельной творческой деятельности.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей. Всё это можно увидеть в рисовании нетрадиционными способами. Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Стремление к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения Л.С.Выготский [ с.13]
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Методы нетрадиционных техник рисования: «монотипия», «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование мыльной пеной», «рисование методом наката»,«рисование ребром картона», «рисование с помощью соли», «рисование методом напыления (набрызг)», «рисование кляксами», «клеевая техника (витражи)», «рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами», «рисование по кругу», рисование вдвоем,
«мятый рисунок», «рисование клейстером», «рисование по стеклу»,«рисование методом тычка», «печатание спичечным коробком», «оттиск поролоном», «пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти), «граттаж», «восковые карандаши + акварель», «рисование свечой» (проступающий рисунок), «рисование жесткой кистью» (щетина), «рисование по – сырому», «расчесывание краски», « рисование углем», «печать винной и пенопластовой пробкой», « рисование цветными и белыми мелками».





В четвёртых. Обучение техническим и изобразительным умениям.
Изобразительное творчество ребёнка невозможно также без развития специальных изобразительных способностей чувства цвета, формы, пропорций, чувства ритма, декоративности, композиции: способности «ручной умелости» (владения техникой).[6 с.188]
Е.А.Флёрина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения[5с.9] Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству.
Без обучения детей технике рисования не возможно развитие творчества. Основной задачей обучения детей изобразительной деятельности является развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного, обогащение знаний и впечатлений об окружающей действительности; обучение приёмам изображения, способам обследования предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах, обогащение сенсорного опыта (СакулинаН.П.) А. В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребёнка.
Алгоритм действий при использовании гуашью.
-осторожно обмакнуть кисть всем ворсом в краску;
-отжать ворс о край баночки с краской одним движением;
-рисование набранным цветом краски;
-промыть кисть в воде;
-осушить кисть лёгким прикладыванием ворса к салфетке;
-набрать краску другого цвета;
-рисование этим цветом краски.

Алгоритм действий при использовании акварели.
-смочить каждый цвет краски, стряхивая кистью каплю чистой воды;
-набрать выбранную краску на кисть;
-проверить цвет на палитре (достаточно ли он насыщенный, не слишком ли светлый; добавить ли краску или воду).
-рисование набранным цветом ;
-промыть и просушить кисть перед тем, как набрать другую краску.


В пятых. Постановка творческих заданий проблемного характера.
Внедрение методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность является одним из условий для творческого развития ребёнка.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы.
Рассмотрим несколько методов работы:
Антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.
Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ассоциации, на что похоже (дом, похожий на цветок, сказочное дерево, автомобиль, похожий на божью коровку), эмпатия, приём вживания в образ, приём вхождения в картину – запах малинового варенья и т. д.
В шестых. Возможность выбора детьми видов деятельности.
В седьмых. Выбор детьми участников совместной деятельности.
Дети должны договариваться при рисовании. Например, при рисовании перчаток, дети договариваются между собой об узоре, о цвете изделия и т. д.
В восьмых. Выполнение работы по интересам - по выбору детей.
Взрослый, учитывая интересы детей подготавливает интересующий материал, или договаривается с ребёнком о чём хотел бы поговорить завтра.

Итак, я бы хотела ещё раз сделать акцент на то, что для того чтобы развить в детях творческие способности нужно отметить несколько условий:
Во – первых, детей надо обучать технике рисования и изобразительным умениям.(50% на изучение и 50% на творчество)
Во - вторых, творческие способности развиваются благодаря использованию разнообразного материала, то есть, экспериментируя современным художественным материалом.
В третьих без наблюдения красот окружающего мира (какой формы дерево, какого цвета кора, листья), без восприятия мира природы, без эмоционального переживания увиденного не может ребёнок передать образ чего - то в своих рисунках.
В четвёртых детям нравится использование нетрадиционного материала в рисовании. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, а именно нетрадиционная техника рисования даёт возможность в реализации своего творческого потенциала. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
В пятых сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Один из них это использование ТРИЗ технологии развитии детей. ТРИЗ технология даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
Литература.
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.И. А. Лыкова. Цветные ладошки - авторская программа М.: Карапуз-дидактика. 2007. – 144с.,
3. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: 4.Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
4.Т. Г. Казакова. Детское изобразительное творчество. Творческий центр Сфера. М., 2006
5.Т. Г. Казакова. Теория и методика детского изобразительного творчества. М., Владос. 2006
6.Б.П.Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. - 158с.
7.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.,2007 Часть 1.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ИЗО у дошкольников 5-7 лет. Новогодняя елка Творческая мастерская по изодеятельности в детском саду Обучение ИЗО детей в детском саду с использованием аппликационных работ Проектная деятельность по ИЗО в детском саду

Похожие статьи:

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ

Участник №98 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Праздничный конверт в технике оригами на День Матери своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Как сделать Травянчика своими руками для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2760 дней назад (13 апреля 2017)
Просмотров: 5609
+2
Голосов: 2
Ольга Николаевна Сидорова # 14 апреля 2017 в 18:52 0
Материал интересный. Показаны примеры нетрадиционных техник. Использование приёмов ТРИЗ стало для меня открытием. Пробую в своей работе.
Светлана Анатольевна Петрова # 14 апреля 2017 в 19:39 0
Ольга Николаевна,спасибо вам за комментарий к моей работе. Удачи вам!
Ольга Васильевна Яковлева # 14 апреля 2017 в 19:12 +1
Здравствуйте, Светлана Анатольевна. Очень интересный, полезный, актуальный материал. Дальнейших творческих успехов! голос
Светлана Анатольевна Петрова # 14 апреля 2017 в 19:40 0
Большое спасибо и вам. Творческих успехов!
Светлана Анатольевна Петрова # 14 апреля 2017 в 19:40 0
Большое спасибо и вам. Творческих успехов!