Проектная деятельность «Раз ладошка, два ладошка»
Я рисую - руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.
В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,
Получаются мордашки и детишки-замарашки!
Автор проекта: Сафонова Татьяна Юрьевна
Сроки реализации проекта: январь – февраль 2016 г.
Участники проекта: дети младшей, средней, подготовительной групп, воспитатель.
База исследования проекта: Детский сад № 5 «Родничок»
Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий, практико-ориентированный, социально-личностный.
Актуальность проекта:
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование ладошками прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.
Рисование с помощью ладони - одно из любимейших детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их разные образы.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимание уделяется явно не достаточно. Хотя известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.
Цель проекта:
Воспитывать интерес к рисованию, самостоятельным навыкам изображения, украшение разных рисунков и формировать представления о сенсорных эталонах цвета.
Задачи проекта:
Младшая группа Средняя группа Подготовительная группа
- развитие мелкой мото -рики рук;
- развитие мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие воображения;
- умение концентрировать внимание;
- учить выполнять элементарные продуктивные действия;
- развивать речевую активность;
- помочь открыть многоцветие мира;
- способствовать развитию желания заниматься рисованием - развитие мелкой мото -рики рук;
- обострение тактиль- ного восприятия;
- улучшение цветовос -приятия;
- концентраця внима- ния;
- повышение уровня воображения и само- оценки;
-расширение и обога- щению художественного опыта;
-формирование предпо- сылок учебной деятель- ности (самоконтроль, самооценка, обобщен- ные способы действия) и умение взаимодейство- вать друг с другом;
-активность и самосто -ятельность детей в изо- деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразитель- ности.
- помочь открыть многоцветие мира;
- развитие мелкой моторики рук;
- закреплять назва- ния семи цветов спектра в игровой форме;
- развивать важней -шие для художес- твенного творчества умения видеть мир глазами творца - художника;
-формировать наблю -дательность и вни -мательность;
- предоставить свободу в отражении доступными для ребёнка художест -венными средствами своего видения мира.
- помочь открыть многоцветие мира;
- развитию художественного творчества;
Гипотеза проекта:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познание, Социализация, Коммуникация, Безопасность, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Прослушивание музыкальных произведений.
Экспериментирование
Продуктивная деятельность.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (сформировывается представление о сенсорных эталонах цвета).
Выявление и осознание ребенком своих способностей.
Сформировываются способы самоконтроля.
Обогощается речь детей. Развивается мелкая моторика рук.
Развивается мышление, воображение, память.
Всю работу над проектом я разделила на следующие этапы:
1 этап – Подготовительный
Определить вид проекта.
Определить цель и задачи проекта.
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
2 этап – Организация проекта
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать иллюстративный материал, художественную литературу по теме и т.д.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Материал подобран с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Используемые приемы и методы:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
Практические – упражнения, игровые методы
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь
основных правил:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Педагог создает схематические изображения.
5. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
6. В качестве «физкультминутки» - используются имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному
принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
3 этап 9. Подготовка к выставке.
10.Выставка. 8. Продукт деятельности готовят к выставке.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Младшая группа
№
Тема Срок реализации Программное содержание.
1. «Ладошка правая, ладошка левая»
3 неделя
января Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке».
2. «Совушка – сова большая голова»
4 неделя
января Учить создавать образ птицы. Туловище: ладошку густо покрываем краской и рисуем круговыми движениями, вверху краску растягиваем пальчиками для создания образа совы. Крылышки: отпечатки ладошки правой и левой. Глаза рисуем коньчиками пальцев. Зрачки, клюв и лапки – ватной палочкой.
3. «Рыбки»
1 неделя февраля Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей.
4. «Домашняя птица»
2 неделя
февраля Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать способность сочувствовать.
5. «Лесная полянка» 3 неделя
февраля Развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, чувство ритма, цветовосприятия и творческие способности. Воспитывать желание прийти на выручку, аккуратность и осторожность при работе с материалами.
6. «Поздравим наших мам»
4 неделя февраля Продолжать рисование «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Календарно-тематическое планирование
Средняя группа
№
Тема Срок реализации Программное содержание.
1. На морском дне:
«Морской
конек»
3 неделя
января Учить фантазировать. Отправляемся «путешествовать» с золотой рыбкой. Учить делать отпечатки ладошки в разных направлениях. Развиваем воображение.
2. «Дружная семейка осьминогов»
4 неделя
января Продолжать фантазировать. Туловище осьминогов рисуем тыльной стороной ладошки. Щупальцы – «живая линия» - пальчиком с удалением. Водоросли – «живая линия». Песок и камушки кончиками пальцев.
3. «Снегири»
1 неделя февраля Учить детей рисовать птицу нетрадиционным способом оттиск - ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги. Развивать память, воображение, логическое мышление, творческие способности: чувство цвета, фантазию. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата. Доставить детям радость от выполненной работы.
4. «Павлин» 2 неделя
февраля Учимся делать отпечатки ладошек полукругом – хвост павлина
5. «Летят перелетные птицы»
3 неделя
февраля Учить создавать образ стайки птиц при помощи отпечаток ладошки, сильно отводя большой пальчик в сторону (шея и голова птицы). Учить рисовать глаза.
6. «Цветы для мамы»
4 неделя февраля Учить делать отпечатки в разных направлениях. Листочки рисуем тремя пальчиками, передвигая их сверху вниз с наклоном к стебельку.
Календарно-тематическое планирование
Подготовительная группа
№
Тема Срок реализации Программное содержание.
1. «Волшебные ладошки» 3 неделя
января Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.
2. «Животные» 4 неделя
января Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании в изображении животных.
3. «Павлин» 1 – 2 неделя февраля Учимся делать отпечатки ладошек полукругом – хвост павлина
4.
«Аленький цветочек»
3 - 4 неделя февраля Закрепить имеющиеся знания о рисовании ладошкой. Закреплять строение цветка. Развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, чувство ритма, цветовосприятия и творческие способности. Воспитывать желание прийти на выручку, аккуратность и осторожность при работе с материалами.
Материал проекта способствует:
Развитию мелкой моторики рук.
Обострению тактильного восприятия.
Улучшению цветовосприятия.
Концентрации внимания.
Повышению уровня воображения и самооценки.
Расширению и обогащению художественного опыта.
Формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом.
Активности и самостоятельности детей в изодеятельности.
Умению находить новые способы для художественного изображения.
Умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
3 этап – Заключительный
Оформление выставки
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта «Раз ладошка, два ладошка» были достигнуты определённые результаты:
1. Создана выставка детских работ.
2. Сформированы устойчивые знания и интерес к рисованию.
3. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и воспитателем, благодаря совместной деятельности в ходе работы.
ВЫВОД: Реализация проекта помогла детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и используют для самовыражения любые доступные средства. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа «Цвет творчества» Н.В.Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.
2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой - Москва 2005
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева - Академия развития, 2006
4. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская - «Детство-пресс», 2004
5. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская - «Детство-пресс», 2003
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ИЗО у дошкольников 5-7 лет. Новогодняя елка
Творческая мастерская по изодеятельности в детском саду
Обучение ИЗО детей в детском саду с использованием аппликационных работ
Поурочное планирование по ИЗО для дошкольников
Похожие статьи:
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ