Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: в данной методической разработке представлены дидактические игры и игровые упражнения по профилактике у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.
Задачи: совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, развивать фонематическое восприятие.

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Выделяются три группы специфических ошибок у детей:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
В играх «Цепочка слов», «Прицепи вагончик» дети учатся выделять звук из начала и конца слова. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова. Т.о. составляется цепочка.

Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Найди место звука в слове».

В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится, если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков.

В игре «Расшифруй слово» слова составляются по первым звукам (буквам) других слов. Например: жираф, ананас, Буратино, акула (жаба).

Слова можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).
В зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по второму, третьему, по четвертому звуку. Эта работа проводится с использованием картинок, а при более усложненном задании - по памяти.

Игровые упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза.
В игре «Подбери словечко» детям предлагается: определить по звуковой схеме, какое слово предложено или для данного слова выбрать одну из предложенных звуковых схем.

Игровые упражнения на образование нового слова путём замены, прибавления какого-либо звука.
Например: заменить в слове первый звук на какой-либо другой: ложки – рожки.

В слове БЫК заменить звук [Ы] на звук [А] – БАК; в слове КОТ заменить второй звук звуком [И] - КИТ; добавить к слову РОТ звук [К] КРОТ.
В игровых упражнениях для формирования навыков слогового анализа и синтеза слов дети делят слова на слоги, считают количество слогов.
В игре «Поезд» детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.
В игре «Телеграф» ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).
В играх «Составь слоговую схему слова», «Подбери схему к слову» к словам дети составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам.
Дети знакомятся с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Игровые упражнения на подбор слов на заданный слог в определённой позиции. Например: РО - роза, ров и т.д.

В игре «Собери слово из слогов» дети читают слоги и составляют слова.

Недоразвитие звуко-слогового синтеза приводит к нарушению понимания прочитанного. Ребёнок не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово.
Используются следующие задания:
- Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);
- Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма — ши — на);
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).
В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: М, Т, С, О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.

Отгадывание разнообразных ребусов, изографов, чтение слов в обратном порядке, по полубукве.

С целью формирования осмысленного чтения используются следующие игры и задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.

Для уяснения лексического значения слова используются игры «Подбери слово»
1. Подобрать нужное слово к смысловому ряду:
а) по опорным признакам. Например: белое, теплое, парное (что?) (Молоко).
Хищный, серый, злой, клыкастый (кто?) (Волк);
б) на обобщающие понятия:
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - транспорт)
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,..)
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда, лето)
2. Подбор родственных слов в игре «Назови семейку» (Снег – снеговик, снежный, снегурочка, подснежник)
3. Подбор синонимов к существительным в игре «Подбери слова приятели» (добрый, ласковый, нежный).
4. Подбор антонимов к данным словам в игре «Скажи наоборот» (высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко – близко).
В результате использования игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвит Консультация логопеда для родителей 1 класса
Творческий проект в детском саду в подготовительной группе. Теневой театр | Дидактическая игра «Цветные картинки» для автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников
Опубликовано: 2333 дня назад (3 июля 2018)
Просмотров: 6906
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!