Творческий проект: «Сказочный мир театра теней» для детей подготовительной логопедической группы
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям детских садов по театрализованной деятельности с детьми.
Тип проекта: творческий практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Актуальность проекта:
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр, но он мало используется в дошкольном образовании. Теневые театрализованные игры оказывают огромное значение на развитие детей дошкольного возраста. Они развивают речь и мелкую моторику рук, развивают коммуникативные навыки и творческие способности, формируют умения взаимодействовать с окружающими, развивают эмоционально-волевую сферу, устойчивый интерес к художественной литературе, книге, развивают целеустремленность, волю.
Театр теней это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайды-рисунки), музыки, кино и т.д. Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Этот вид театрального искусства привлекателен, таинственен и загадочен.
Цель: формирование интереса к театрализованной деятельности, теневому театру.
Задачи:
1. Познакомить детей с теневым театром.
2. Обогащать и активизировать словарь детей, автоматизировать звуки в тексте, развивать просодическую сторону речи, диалогическую речь.
3. Развивать память, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу детей.
4. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
5. Развивать артистические способности,
6. Учить взаимодействовать со сверстниками.
Участники проекта: дети подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
1. Овладение навыками теневого театра.
2. Развитие выразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей.
3. Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой моторики
4. Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.
5. Развитие творческого воображения и фантазии.
6. Повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Драматизация теневой сказки «Лиса, Заяц и Петух».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Постановка цели, задач проектной деятельности.
Подборка литературы по теневому театру.
Разработка сценария спектакля «Лиса, заяц и петух».
Подготовка консультации для родителей.
2 этап. Практический
Деятельность воспитателей
- Чтение детям русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Беседа по содержанию и обсуждение характеристик каждого персонажа.
- Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма.
- Рисование и раскраски по сказке.
- Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух».
- Проведение беседы с детьми об истории теневого театра.
- Беседа о театральных профессиях (актер, кукловод, режиссер, светооператор, художник).
- Знакомство детей с оборудованием теневого театра.
- Знакомство детей с теневыми фигурками (подвижность деталей).
- Рассматривание с детьми теней на прогулке: «Найди тень от дерева, куста…», «Измерь тень», «Сравни тени».
- Проведение с детьми бесед: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень».
- Проведение с детьми игровых упражнений с рукой и светом.
- Изготовление атрибутов, декораций для постановок, теневых фигур для сказки.
- Проведение с детьми дидактических игр: «Что перепутано?», «Изобрази предмет», «Отгадай, чья это тень?», «Найди ошибку», «Кто лучше покажет».
- Проведение экспериментальных игр: «Как появляется тень?», «Предметы и их тени», «Чудесные превращения тени», «Тень от прозрачных и непрозрачных предметов», «Почему перемещается тень», «Сделай тень от ведерка, машинки».
- Проведение с детьми сюжетно-ролевой игры «В театре».
- Беседа с детьми о правилах поведения в театре.
- Репетиция спектакля «Лиса, Заяц и Петух».
- Проведение мастер-класса для родителей «Домашний теневой театр».
Деятельность учителя-логопеда
- Обогащение словаря детей лексикой связанной с искусством театра.
- Активизация у детей словаря прилагательных, глаголов, наречий.
- Пересказ детьми русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
- Распределение и работа над ролью.
- Проведение индивидуальной работы с детьми по автоматизации звуков в речи.
- Проведение игр-этюдов и упражнений на развитие выразительности речи, интонации.
- Обучение детей кукловождению (движение теневых фигурок при ходьбе, беседе), смена декораций, их крепление на экране.
- Отработка речевых диалогов с детьми.
- Репетиция спектакля.
- Проведение консультации для родителей «Значение театрализованной деятельности в работе по развитию речи».
Деятельность музыкального руководителя
- Подбор музыкального материала к персонажам сказки.
- Прослушивание с детьми музыки к сказке.
- Проведение с детьми игр-этюдов, игр-имитаций под музыку.
- Разучивание миниатюры с ведущими спектакля.
Деятельность родителей
- Оказание помощи в оборудовании теневого театра, изготовлении декораций, атрибутов.
- Закрепление речевого материала с ребенком.
3 этап. Заключительный
1. Показ спектакля «Лиса, заяц и петух» воспитанникам ДОУ и родителям.
2. Участие в городском конкурсе «Талантливые дошколята» в номинации «Конкурс театров». Награждение коллектива дипломом победителя в номинации «Театр теней».
3. Участие в конкурсно-познавательной театральной программе «Театр глазами молодых». Награждение дипломами участников театрального коллектива, педагогов за постановку спектакля.
Срок реализации: январь – март
Реализация проекта показала, что использование теневого театра в работе с дошкольниками обогащает их жизнь и вводит в удивительный сказочный мир теней. Теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Этот вид деятельности требует от детей внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности, умения действовать по определённому образу.
Любовь к теневому театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Ведь только взрослые могут доставить детям огромную радость приобщения к театральному искусству.
Литература:
1. Игнатова А.С., Илларионова С.Н. «Теневой театр своими руками»
2. Лыкова И.А., Шипунова В.В. «Теневой театр вчера и сегодня»
3. Образцов. К.Л. «Как сделать куклу своими руками»
Сценарий сказки «Лиса, Заяц и Петух»
Действующие лица: Ведущие – 2 детей, Лиса, Заяц, Барашек, Коза, Собака, Волк, Медведь, Петух.
На сцене ширма с экраном. Перед ширмой на ковре в центре находятся закрытая коробка, мяч и кукла. Сбоку с одной стороны оформлен игровой уголок, с другой размещен столик с настольной лампой, стулья.
Под музыку из-за ширмы выходят две девочки, играют с куклой, мячом и убирают на полку. Увидев, коробку, открывают, заглядывают в нее, удивленно достают маски лисы и зайца, детскую книгу. Надевают маски, берут книгу, садятся за столик. Включают настольную лампу (основной свет гаснет) и читают название книги. На экране появляется название сказки.
Ведущий 1.
У лесочка на опушке,
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил Косой
Рядом с рыжею Лисой.
На экране слева и справа две избушки. Из окошка лубяной избушки выглядывает Заяц, из окошка ледяной – Лиса.
Ведущий 2.
А ленивая Лисица
Не хотела потрудиться
Дом построить лубяной
И вселилась в ледяной.
На экране появляется красное солнце, ледяная избушка медленно опускается вниз.
Ведущий 1.
Но весною снег растаял,
У Лисы избы не стало.
Лиса под музыку подходит к лубяной избушке.
Стала рыжая Лисица
К Заюшке на двор проситься.
Лиса (жалобно)
Добрый Заинька, пусти,
Чаем сладким угости!
Заяц (выглядывает из окошка).
Заходите, заходите,
В тесноте, да не в обиде!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Зайка, доброе сердечко,
Рыжую пустил на печку.
Около печки стоит Лиса, Заяц у стола.
Лиса.
Да, я вижу тесновато,
Для двоих-то маловато!
Вон пошел отсюда, Зайка,
Я теперь в избе хозяйка!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 1.
Идет Заяц, слёзы льёт.
А навстречу ему барашек идет.
Под кустом на пеньке сидит Заяц, под музыку выходит Барашек с барабаном.
Барашек.
Я Барашечка-баран,
Стучу громко в барабан.
Что ты, заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.
Барашек.
Ладно, ты не плачь, косой,
Разберусь сейчас с Лисой!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
И пошел Барашек Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Барашек.
Барашек.
Я Барашечка-баран,
Громко стукну в барабан.
А ну, хитрая Лиса,
Убирайся вон в леса!
Ведущий 1.
А Лиса ему с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги Баран ты переулочком!»
Барашек (пятится назад).
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Испугался Барашек,
Бежит без оглядки,
Сверкают только пятки.
Ведущий 1.
Сидит заяц, опять слёзы льёт.
А навстречу ему Коза идет.
Под кустом на пеньке сидит Заяц, под музыку выходит Коза.
Коза.
Ме-е-е! Я Коза-дереза.
Рожки острые, как нож.
Таких на свете не найдёшь.
Что ты, Заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня сразу прогнала.
Коза.
Ладно, ты не плачь, косой,
Разберусь сейчас с Лисой!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
И пошла Коза Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Коза.
Коза.
Я коза-дереза.
Рога острые. Смотри.
А ну из дома выходи. Ме-е-е!
Ведущий 1.
Рыжая Лиса с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги медведь ты переулочком!»
Коза (пятится назад).
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Испугалась Коза,
Бежит без оглядки.
Сверкают только пятки.
Под кустом сидит Заяц, под музыку выходит Собака.
Ведущий 1.
Сидит зайчик, слёзы льёт.
А навстречу ему Собака идёт.
Собака.
Гав! Гав! Гав!
Что ты, Заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.
Собака.
Ладно, ты не плачь, косой,
Разберусь сейчас с Лисой!
Ведущий 2.
Пошла Собака Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
Экран закрывается для смены декораций.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Собака.
Собака.
Гав! Гав! А ну, Лиса,
Убирайся вон в леса!
Ведущий 1.
Рыжая Лиса с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги Собака ты переулочком!»
Собака (пятится назад).
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Испугалась Собака,
Бежит без оглядки.
Сверкают только пятки.
Под кустом сидит Заяц, под музыку выходит Волк.
Ведущий 1.
Сидит Зайчик, слёзы льёт.
А навстречу ему Волк идёт.
Волк.
Я Волк – зубами щелк.
Что ты, Заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.
Волк.
Ладно, ты не плачь, косой,
Разберусь сейчас с Лисой!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
И пошел Волк Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Волк.
Волк.
Я волк – зубами щелк.
Уходи лиса отсюда,
Не то будет тебе худо!
Ведущий 1.
Рыжая Лиса с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги Волк ты переулочком!»
Волк (пятится).
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Ведущий 2.
Испугался Волк,
Бежит без оглядки.
Сверкают только пятки.
Экран закрывается для смены декораций.
Под кустом сидит Заяц, под музыку выходит Медведь.
Ведущий 1.
Сидит Зайчик, слёзы льёт.
А навстречу ему Медведь идёт.
Медведь.
Что ты, Заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.
Медведь.
Не беда, не плачь, я помогу
Лису из дома прогоню.
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Пошел Медведь Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Медведь.
Ведущий 1.
Медведь громко зарычал.
Во весь голос закричал.
Медведь.
А ну, хитрая Лиса,
Прочь ступай в свои леса!
Ведущий 1.
Рыжая Лиса с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги медведь ты переулочком!»
Медведь (пятится).
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Испугался медведь,
Бежит без оглядки.
Сверкают только пятки.
Под кустом на пеньке сидит Заяц, под музыку выходит Петух с косой.
Ведущий 1.
Сидит Зайчик, слёзы льёт.
А навстречу ему Петух идёт.
В красных сапогах,
С косой на плечах.
Петух.
Что ты, Заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить Лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.
Петух (уверенно, весело).
Ладно, ты не плачь, косой,
Разберусь сейчас с Лисой!
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 1.
И пошел Волк Зайцу помогать,
Хитрую Лисицу из избушки гнать.
На экране лубяная избушка, под музыку выходит Петух.
Ведущий 2.
Подошел Петух к избушке,
Что стояла на опушке.
Петух.
Ку-ка-ре-ку!
Иду я в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Лисе голову снесу,
Уходи Лиса!
Ку-ка-ре-ку!
Ведущий 1.
Рыжая Лиса с печи
Громким голосом кричит.
Лиса (выглядывает из окна)
«Да как выскочу!
Да как выпрыгну!
И полетят клочки по закоулочкам!
Беги Петух ты переулочком!»
Ведущий 2.
Но Петух наш был не трус
И ответил…
Петух.
Не боюсь! Никуда я не уйду,
Лису из дома прогоню.
Петух подходит к избушке.
Ведущий 1.
Подошёл Петух к крыльцу,
Закричал…
Петух.
Ку-ка-ре-ку!
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах.
Лисе голову снесу,
Уходи Лиса!
Ку-ка-ре-ку!
Лиса.
Убегу скорей отсюда,
А не то мне будет худо!
Лиса выбегает из домика.
Ведущий 2.
Испугалась Лиса,
Бежит без оглядки.
Сверкают только пятки.
Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 1.
Как же Заяц рад,
Пляшет и поёт,
Петушка к себе зовёт.
Под весёлую музыку Заяц пляшет с Петухом.
Экран закрывается для смены декораций.
На экране слово «конец».
Ведущий 2.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Ведущие закрывают книгу, выключают настольную лампу (основной свет включается). Под музыку относят книгу в коробку, снимают маски и заходят за ширму. Все актеры с куклами выходят за ведущими из-за ширмы и становятся в полукруг. Педагог представляет каждого ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Теневой театр своими руками
Семинар практикум для воспитателей. Театральная деятельность в ДОУ
Театрализованное представление по сказке Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшей - подготовит
Сценарий театрализованного представления «Как коза избушку построила». Старшая группа
Похожие статьи:
Мальчик-пальчик, где ты был? (Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук)
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»