Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проблемно-ситуативное обучение на уроках истории и обществознания

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Современная государственная образовательная политика ставит перед педагогами страны цель: воплотить модель ученика, который бы мог ориентироваться в потоках информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию и стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление. Кейс-технологии нацелены на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.
Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Сущность технологии
Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.
Используя кейс- технологию, решаются следующие цели:
1. «погружение в историю», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
2. способствование тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор
3. развитие компетентностей учащихся
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Ккейс технологиям относятся:
• метод инцидента;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, при изучении темы «Правоотношения и правонарушения», 10 класс, можно предложить учащимся следующее сообщение:
«Преступность в России анализирует Главное организационно-аналитическое управление Генеральной прокуратуры страны. Итоги первого полугодия неутешительны: прирост составил 5,2%. С учетом того, что рост правонарушений продолжается и даже растет, есть смысл разобраться в явлении более глубоко. 44,4% всех зафиксированных случаев преступности в России за первое полугодие – это хищение чужого имущества. Здесь динамика неравномерна: число краж подскочило на 8,7%. Красть стали больше, но меньше стали грабить (на 10,1%) и отбирать имущество методом разбоя (-5,6% динамики). Еще немного интересной статистики: рецидивистами совершается свыше половины всех преступлений, а каждый третий случай нарушения закона отмечен пометкой «отягчающее обстоятельство – под действием алкоголя».
Вопросы к тексту:
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:
«В отдел социальной защиты одного из районов г. Казани обратились
жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей.
Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляюталкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители»
Вопросы к тексту:
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в
данном случае.
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой
проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом
социальной службы
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Семейное право.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Фрагмент урока «Воздействие человека на природу» 7 класс
1. Инсценирование конфликтной ситуации.
Демонстрация мультфильма «Экологическая корова»
- Какова центральная проблема этого мультфильма? Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?
Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).
Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).
Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.
Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии»
Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока. Давайте сформулируем тему нашего урока.
2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
- Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время это влияние может быть не только положительным.
Как же относится человек к природе, выясним это.
Кейс №1.
Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.
Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.
О каком отношении говорят эти факты? ( потребительское отношение к природе)
Кейс №2.
Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.
И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.
Каковы взаимоотношения? ( подчинение природы своим интересам)
Кейс №3.
Анализ фрагмента статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.
«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».
Задание: каковы последствия этой охоты?
Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?
(резко уменьшилось поголовье животных, что привело к нарушению воспроизводства)
Вывод:
Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.
Задание: работая с текстом учебника на стр. 202, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»
3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.
Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.
Познакомьтесь с текстом и приготовьтесь в группах ответить на вопросы к нему:
1. Какой элемент биосферы подвергается загрязнению?
2. Источники (причины) загрязнения.
3. Каковы могут быть последствия для человека?
4. Предложите свои способы решения этой проблемы.
Кейс №4.
Проблема загрязнения атмосферы – одна из актуальных и трудноразрешимых проблем современности. Человечество пытается найти выход – изобретаются экологически чистые виды топлива, разрабатываются новые способы утилизации отходов, создаются безвредные материалы для производства и строительства. Основные источники, вызывающие загрязнение атмосферы, это – антропогенный и естественный. Естественный источник – то, что происходит в природе с большей или меньшей регулярностью. От этого никуда не деться – мы вряд ли когда-нибудь сможем предотвратить извержение вулкана, гарантировать защиту от лесных пожаров или пыльных бурь. Процесс разложения животных или растений также вносит свой вклад в постепенное загрязнение атмосферы. Антропогенное воздействие на атмосферу исходит от человека. Здесь можно выделить быстро развивающиеся и распространяющиеся промышленные предприятия, топливно-энергетический комплекс, предприятия машиностроения и, конечно, транспорт. Очень много в атмосферу поступает газообразных веществ, которые вредят ей, но не стоит забывать и о твёрдых частицах – пыли, саже, копоти. В районах, где сконцентрированы промышленные предприятия, постоянными компонентами воздуха уже стали такие опасные тяжёлые металлы, как никель, медь, кадмий, ртуть, свинец, ванадий и хром. Проблема попадания в воздух большого количества свинца становится особенно угрожающей. Вообще, в 20 веке значительно изменилось содержание в воздухе озона и углекислого газа. Ежедневное сжигание ископаемого топлива повышает концентрацию углекислого газа в воздухе. Это усугубляется сужением площади тропических лесов, которые преобразуют газовый состав атмосферы.
Кейс № 5
При выращивании сельскохозяйственных культур рабочие агрофирмы обрабатывали поля и сады различными препаратами: пестицидами и гербицидами. Агрофирма получала высокие урожаи, а следовательно и прибыль. Начальник отдела кадров агрофирмы доложил директору, что в последнее время стало меньше людей, которые хотят работать в их агрофирме. Рабочие опасаются, что им придется работать с различными вредными препаратами: пестицидами и гербицидами. После такой работы многие рабочие чувствуют недомогание, а некоторые даже не выходят на работу. Этот факт очень огорчил директора.
Кейс № 6
Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров

Так что представляет наибольшую опасность для атмосферы, воды и почвы?
Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:
Почему так тревожно звучат слова писателя?
Откуда же пришла эта беда?
И почему она стала вселенской?
Рефлексия. Я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока со словом природа.
Синквейн – это в переводе с английского пять строк:
строка 1 – имя существительное,
строка 2 – 2 прилагательных,
строка 3 – 3 глагола,
строка 4 – фраза со смыслом,
строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода" Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс

Похожие статьи:

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Рабочая программа факультативного курса, 7-8 класс. Народное творчество
Опубликовано: 3303 дня назад (8 декабря 2015)
Просмотров: 4684
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!