Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа факультативного курса для 10 класса «Семья как деловое партнерство»

Пояснительная записка.
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса «Семья как деловое партнерство» для обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений разработана на основепримерной (авторской) программы Е.М. Артамонова «Семья как деловое партнерство». Москва: Глобус, 2007 года
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой: уменьшено количество часов до 17, в соответствии с РУП на 2014-2015 учебный год.
Основная концепция курса факультативный курс «Семья как деловое партнерство» направлен на разностороннюю подготовку молодежи к семейной жизни.
Данный курс состоит в трактовке семьи как одной из важнейших форм партнерства во взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми. Именно такой подход кажется наиболее отвечающим менталитету современного человека. Партнерство предполагает ответственность участников малой общности друг перед другом, уважение суверенитета и прав каждого в общесемейном деле. Партнерство исключает паразитическое иждивенчество и помогает распределить усилия современной семьи в борьбе за свое экономическое выживание.
К сожалению, в современной школе нет отдельного курса, посвященного проблемам семьи и брака. Вопросы, касающиеся этой проблемы, изучаются на уроках обществознания, истории, биологии, литературы, но без взаимосвязи, отсутствует системный подход. Это мешает формированию у учащихся идеала семьи, понимания, что семья является важнейшей ценностью в жизни.
Цель факультативного курса: сформировать у учащихся стойкое положительное отношение к семье и семейным ценностям, готовность к построению семейных отношений на основе социального партнерства.
Задачи курса:
1. Раскрыть политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также показать значимость семьи как важнейшего социального института общества, определить социальные роли супругов, обозначить идейные ценности семьи.
2. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как уважение к матери, отцу, старшим и младшим, потребность в воспитании детей, ответственность, верность, честность, доброта, чувство долга перед супругом, семьей, детьми, определить характеристики культуры интимных чувств.
3. Ознакомить с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов, родителей и детей.
4. Способствовать формированию понятия о психологических основах брака и семейной жизни, развитию чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, овладению навыками общения.
5. Ознакомить учащихся с физиолого-гигиеническим аспектом брачно-семейных отношений, включающим физиологические различия мужчин и женщин, вопросы личной гигиены.,
6. Формировать представления о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери.
7. Формировать отношение к семейной жизни одновременно как и к самостоятельной эстетической ценности и как деловому равноправному партнерству взрослых людей.

Место и роль учебного факультативного курса в учебном плане ОУ

Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса школьного компонента содержания образования «Семья как деловое партнерство» предназначена для обучающихся 10 классов, рассчитана на 1 год (17 часов) обучения (0,5 час в неделю).

Учебно-тематический план
Названия разделов Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе
Тема 1 . Введение 2 2
Тема 2. Правовые основы семейных отношений 4 2
Тема 3. Семейная экономика 7 4
Тема 4. Семья и здоровье 5 2
Тема 5. Семья как социальный институт общества 4 2
Тема 6. Этнография семьи 6 2
Тема 7. Родители и дети 6 3
Всего 34 16
Содержание программы
Глава I. Введение 2 часа.
Роль семьи в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Конституция РФ о браке и семье. Государственная политика в области семейных отношений. Подготовка к семейной жизни как одна из важных сторон процесса формирования гармонически развитой личности. Содержание, цели и задачи курса.
Глава II. Правовые основы семейных отношений 2 часа.
Семья и её правой статус. Понятие и источники семейного права. Брак, супружество: порядок и условия заключения брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор. Нарушение семейных отношений. Семейный конфликт. Пути разрешения конфликтов. Основания и порядок расторжения брака. Социальные, психологические, педагогические и юридические последствия разводов. Возможные формы профилактики разводов. Правовые отношения родителей и детей. Личные права и обязанности родителей и детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава III. Семейная экономика. 4 часа.
Цели и задачи семейной экономики. Потребности семьи. Ресурсы семьи и их воспроизводство. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. Бюджет семьи. Доходы семьи. Расходы семьи. Расходы на питание. Организация рационального питания. Расходы на жилье. Расходы на оплату коммунальных услуг. Уровень жизни и потребительская корзина. Семейный менеджмент. Организация труда в семье. Творческое отношение ко всем видам труда. Выработка умения работать коллективно. Воспитание уважительного отношения к труду и чувства ответственности за порученное дело. Маркетинг в домашней экономике. Эстетика быта. Досуг в семье. Эстетический вкус. Эстетическая организация быта. Удобства и уют как средство создания определенной атмосферы в семье, выработки чувства домашнего очага. Искусство в жизни семьи. Домашняя библиотека. Культура использования телевидения. Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Вещи, сделанные своими руками. Эстетика быта и мода. Организация семейного досуга. Семейные праздники.
Глава IV. Семья и здоровье. 2 часа.
Особенности детского организма. Гигиена детей и подростков. Закаливание детского организма. Режим дня. Физкультура и спорт в формировании здорового человека. Здоровое питание. Алкоголизм. Причины подросткового алкоголизма. Последствия алкоголизма для здоровья человека. Женский алкоголизм. Алкоголик в семье. Трезвость – норма жизни. Курение – враг здоровья. Причины курения. Стадии табачной зависимости. Вред курения для организма. Как бросить курить. Наркотики и здоровье. Последствия наркомании для психического и физического здоровья. Признаки наркомании. Лечение и реабилитация при наркомании. Психологическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Знание анатомо-физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросов личной гигиены, норм сексуального поведения как условие формирования основ культуры интимных отношений.
Глава V. Семья как социальный институт общества. 2 часа.
Что такое семья. Семья как ячейка общества, формирующая основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Этапы становления брачно-семейных отношений. Кровно-родственная семья. Патриархальная семья. Современная семья. Сферы семейной деятельности. Общественные и индивидуальные функции семьи. Тенденции развития современной семьи. Типы семей. Кризисные явления в сфере семейных отношений. Семья и государство. Цели и принципы семейной политики государства. Защита прав женщин. Охрана здоровья матери и ребенка. Федеральные программы в сфере брачно-семейных отношений и по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей.
Глава V1. Этнография семьи. 2 часа.
Языческая семья. Свадебные обычаи и традиции. Воспитание детей. Роль женщины и мужчины в семье. Семейные нравы и домашние обряды русской православной семьи. Положение женщины. Взаимоотношения родителей и детей. Церковь и семья. Современные свадебные и семейные обряды и традиции. Семья –коллектив родственников. Особенности семьи как коллектива. Многообразие связей семьи с окружением, характер его влияния на семью. Система ролства. Новое содержание понятия «глава семьи». Семейный совет. Дедушка и бабушка в семье. Родословная семьи. Семейные реликвии.
Глава V11. Родители и дети. 3 часа.
Воздействие семьи на развитие и воспитание детей. Единство целей и задач общественного и семейного воспитания. Социальная необходимость участия семьи в формировании личности ребенка. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей. Корректировка их отношений с внешним миром. Стили семейного воспитания. Специфика семейного воспитания. Своеобразие форм, методов и приемов семейного воспитания. Знание родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поощрение и наказание, их психологическое воздействие и воспитательное влияние. Мать и отец – первые воспитатели. Личный пример и авторитет родителей. Материнство- высшая социальная ценность, великое предназначение женщины. Особенности влияния матери на детей. Отцовство – благородная и ответственная миссия мужчин. Ответственность отца за детей. Влияние отца на детей с момента их рождения. Отец – носитель высоких гражданских идеалов, хранитель материнского авторитета, чести семьи, образец супружеской верности. Отношения между отцом и матерью, единство их жизненных позиций – важнейшее условие успеха в воспитании детей.

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Должны знать/понимать:
1. Статьи Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков;
2. Особенности влияния родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения;
3. Устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений;
4. Факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. Понимать сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Знать понятие "готовность к браку". Знать структуру и динамику развития семьи, функции семьи;
5. Психологию межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности;

Учебно-методическое обеспечение
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности. В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
1. Проектно- исследовательская технология. Одна из основных целей такой работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Формы организации могут быть разные: урок, групповая, индивидуальная. Всё это даёт возможность ученикам развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
2. Технология развивающего обучения развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности учащихся на уроках истории, совершенствование навыков поисковой работы для привлечения дополнительного материала, развитие общей эрудиции школьников.
3. Активный и интерактивный методы: предполагают взаимосвязь учеников не только с учителем, но друг с другом. Они позволяют учащимся чувствовать себя на уроке свободно и не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения, что очень важно на уроках обществознания.
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности.
Все типы образовательных пространств взаимообусловлены. С точки зрения организации обучения, практики порождают системы уроков, а уроки насыщают и обогащают практики, учебное занятие рефлексирует пройденный учебный путь, самостоятельная работа корректирует и направляет дальнейшее движения учащегося в учебном материале, консультации позволяют решать индивидуальные проблемы школьников в обучении.

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы проверки и оценки результатов обучения осуществляются через формы промежуточного контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение индивидуальных заданий.,
Итоговый контроль: тестовые задания, практические работы, творческие работы.
Итогом работы факультатива «Семья как деловое партнерство» станут созданные учащимися творческие проекты (компьютерные презентации):
1. Здоровая семья.
2. Моя родословная.
3. Воспитание в семье.

Календарно - тематическое планирование.
Содержание Всего Дата проведения Практических работ Основные
знания и умения
план факт
I. Введение
1. Роль семьи в воспитании поколений.
2. Конституция РФ о браке и семье.
1
1 Знать содержание, цель и задачи курса
Уметь:ориентироваться в Конституции РФ
II. Раздел. Правовые основы семейных отношений.
1. Семья и ее правовой статус
2. Правовые отношения родителей и детей.

Знать правовые основы семейных отношений.
Уметь объяснить суть семейного права;
III. Раздел Семейная экономика
1. Цели и задачи семейной экономики.Бюджет семьи.
2. Семейный менеджмент
3. Практикум «Досуг в семье»
4. Практикум «Искусство в жизни семьи»
Знатьцели и задачи семейной экономики;
Уметьорганизовать бюджет семьи, труд в семье, уют
IV. Раздел. Семья и здоровье
1. Гигиена детей и подростков
2. Проект «Здоровая семья»
Знать особенности физиолого-гигиенические аспекты семейных отношений
Уметь объяснить важность здорового образа жизни
V. Раздел Семья как социальный институт общества
1. Семья как ячейка общества.
2. Практикум «Типы семей»

1 Знать что такое семья, типы семей, функции семьи.
Уметь:уметь объяснитьцель создания семьи
VI. Раздел. Этнография семьи
1. Что такое этнография.
2. Проект «Моя родословная»
Знать понятие этнография семьи
Уметь:называть особенности семьи как коллектива;
VII. Родители и дети
1. Цели и задачи семейного воспитания
2. Специфика семейного воспитания
3. Проект «Воспитание в семье»

1 Знать воздействие семьи на развитие и воспитание детей
Уметь высказывать свою точку зрения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Боголюбов Л.Н. «Право» М:Просвещение, 2007г.
2. Никитин А.Ф. «Правоведение» М:Прсовещение, 2008г.
3. Никитин А.Ф. «Семейное право», М., 2006
4. Сысенко В.А. «Супружеские конфликты», М.,2006
5. Чаклин А.В. «Сохранить здоровье смолоду»., М., 2004
I. Картины.
II. Экранно-звуковые средства обучения.
III. Компьютерные презентации в формате Ppt.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Рабочая программа факультативного курса, 7-8 класс. Народное творчество
Опубликовано: 3253 дня назад (8 декабря 2015)
Просмотров: 2042
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 12 декабря 2015 в 18:53 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта