Пояснительная записка.
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса «Семья как деловое партнерство» для обучающихся 10 классов общеобразовательных учреждений разработана на основепримерной (авторской) программы Е.М. Артамонова «Семья как деловое партнерство». Москва: Глобус, 2007 года
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой: уменьшено количество часов до 17, в соответствии с РУП на 2014-2015 учебный год.
Основная концепция курса факультативный курс «Семья как деловое партнерство» направлен на разностороннюю подготовку молодежи к семейной жизни.
Данный курс состоит в трактовке семьи как одной из важнейших форм партнерства во взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми. Именно такой подход кажется наиболее отвечающим менталитету современного человека. Партнерство предполагает ответственность участников малой общности друг перед другом, уважение суверенитета и прав каждого в общесемейном деле. Партнерство исключает паразитическое иждивенчество и помогает распределить усилия современной семьи в борьбе за свое экономическое выживание.
К сожалению, в современной школе нет отдельного курса, посвященного проблемам семьи и брака. Вопросы, касающиеся этой проблемы, изучаются на уроках обществознания, истории, биологии, литературы, но без взаимосвязи, отсутствует системный подход. Это мешает формированию у учащихся идеала семьи, понимания, что семья является важнейшей ценностью в жизни.
Цель факультативного курса: сформировать у учащихся стойкое положительное отношение к семье и семейным ценностям, готовность к построению семейных отношений на основе социального партнерства.
Задачи курса:
1. Раскрыть политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также показать значимость семьи как важнейшего социального института общества, определить социальные роли супругов, обозначить идейные ценности семьи.
2. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как уважение к матери, отцу, старшим и младшим, потребность в воспитании детей, ответственность, верность, честность, доброта, чувство долга перед супругом, семьей, детьми, определить характеристики культуры интимных чувств.
3. Ознакомить с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов, родителей и детей.
4. Способствовать формированию понятия о психологических основах брака и семейной жизни, развитию чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, овладению навыками общения.
5. Ознакомить учащихся с физиолого-гигиеническим аспектом брачно-семейных отношений, включающим физиологические различия мужчин и женщин, вопросы личной гигиены.,
6. Формировать представления о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери.
7. Формировать отношение к семейной жизни одновременно как и к самостоятельной эстетической ценности и как деловому равноправному партнерству взрослых людей.
Место и роль учебного факультативного курса в учебном плане ОУ
Данная адаптационная педагогическая разработка факультативного курса школьного компонента содержания образования «Семья как деловое партнерство» предназначена для обучающихся 10 классов, рассчитана на 1 год (17 часов) обучения (0,5 час в неделю).
Учебно-тематический план
Названия разделов Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе
Тема 1 . Введение 2 2
Тема 2. Правовые основы семейных отношений 4 2
Тема 3. Семейная экономика 7 4
Тема 4. Семья и здоровье 5 2
Тема 5. Семья как социальный институт общества 4 2
Тема 6. Этнография семьи 6 2
Тема 7. Родители и дети 6 3
Всего 34 16
Содержание программы
Глава I. Введение 2 часа.
Роль семьи в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Конституция РФ о браке и семье. Государственная политика в области семейных отношений. Подготовка к семейной жизни как одна из важных сторон процесса формирования гармонически развитой личности. Содержание, цели и задачи курса.
Глава II. Правовые основы семейных отношений 2 часа.
Семья и её правой статус. Понятие и источники семейного права. Брак, супружество: порядок и условия заключения брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор. Нарушение семейных отношений. Семейный конфликт. Пути разрешения конфликтов. Основания и порядок расторжения брака. Социальные, психологические, педагогические и юридические последствия разводов. Возможные формы профилактики разводов. Правовые отношения родителей и детей. Личные права и обязанности родителей и детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава III. Семейная экономика. 4 часа.
Цели и задачи семейной экономики. Потребности семьи. Ресурсы семьи и их воспроизводство. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. Бюджет семьи. Доходы семьи. Расходы семьи. Расходы на питание. Организация рационального питания. Расходы на жилье. Расходы на оплату коммунальных услуг. Уровень жизни и потребительская корзина. Семейный менеджмент. Организация труда в семье. Творческое отношение ко всем видам труда. Выработка умения работать коллективно. Воспитание уважительного отношения к труду и чувства ответственности за порученное дело. Маркетинг в домашней экономике. Эстетика быта. Досуг в семье. Эстетический вкус. Эстетическая организация быта. Удобства и уют как средство создания определенной атмосферы в семье, выработки чувства домашнего очага. Искусство в жизни семьи. Домашняя библиотека. Культура использования телевидения. Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Вещи, сделанные своими руками. Эстетика быта и мода. Организация семейного досуга. Семейные праздники.
Глава IV. Семья и здоровье. 2 часа.
Особенности детского организма. Гигиена детей и подростков. Закаливание детского организма. Режим дня. Физкультура и спорт в формировании здорового человека. Здоровое питание. Алкоголизм. Причины подросткового алкоголизма. Последствия алкоголизма для здоровья человека. Женский алкоголизм. Алкоголик в семье. Трезвость – норма жизни. Курение – враг здоровья. Причины курения. Стадии табачной зависимости. Вред курения для организма. Как бросить курить. Наркотики и здоровье. Последствия наркомании для психического и физического здоровья. Признаки наркомании. Лечение и реабилитация при наркомании. Психологическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Знание анатомо-физиологических особенностей мужского и женского организма, вопросов личной гигиены, норм сексуального поведения как условие формирования основ культуры интимных отношений.
Глава V. Семья как социальный институт общества. 2 часа.
Что такое семья. Семья как ячейка общества, формирующая основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Этапы становления брачно-семейных отношений. Кровно-родственная семья. Патриархальная семья. Современная семья. Сферы семейной деятельности. Общественные и индивидуальные функции семьи. Тенденции развития современной семьи. Типы семей. Кризисные явления в сфере семейных отношений. Семья и государство. Цели и принципы семейной политики государства. Защита прав женщин. Охрана здоровья матери и ребенка. Федеральные программы в сфере брачно-семейных отношений и по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей.
Глава V1. Этнография семьи. 2 часа.
Языческая семья. Свадебные обычаи и традиции. Воспитание детей. Роль женщины и мужчины в семье. Семейные нравы и домашние обряды русской православной семьи. Положение женщины. Взаимоотношения родителей и детей. Церковь и семья. Современные свадебные и семейные обряды и традиции. Семья –коллектив родственников. Особенности семьи как коллектива. Многообразие связей семьи с окружением, характер его влияния на семью. Система ролства. Новое содержание понятия «глава семьи». Семейный совет. Дедушка и бабушка в семье. Родословная семьи. Семейные реликвии.
Глава V11. Родители и дети. 3 часа.
Воздействие семьи на развитие и воспитание детей. Единство целей и задач общественного и семейного воспитания. Социальная необходимость участия семьи в формировании личности ребенка. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей. Корректировка их отношений с внешним миром. Стили семейного воспитания. Специфика семейного воспитания. Своеобразие форм, методов и приемов семейного воспитания. Знание родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей. Поощрение и наказание, их психологическое воздействие и воспитательное влияние. Мать и отец – первые воспитатели. Личный пример и авторитет родителей. Материнство- высшая социальная ценность, великое предназначение женщины. Особенности влияния матери на детей. Отцовство – благородная и ответственная миссия мужчин. Ответственность отца за детей. Влияние отца на детей с момента их рождения. Отец – носитель высоких гражданских идеалов, хранитель материнского авторитета, чести семьи, образец супружеской верности. Отношения между отцом и матерью, единство их жизненных позиций – важнейшее условие успеха в воспитании детей.
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Должны знать/понимать:
1. Статьи Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков;
2. Особенности влияния родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения;
3. Устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений;
4. Факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. Понимать сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Знать понятие "готовность к браку". Знать структуру и динамику развития семьи, функции семьи;
5. Психологию межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности;
Учебно-методическое обеспечение
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности. В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
1. Проектно- исследовательская технология. Одна из основных целей такой работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Формы организации могут быть разные: урок, групповая, индивидуальная. Всё это даёт возможность ученикам развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
2. Технология развивающего обучения развитие мыслительных процессов и аналитической деятельности учащихся на уроках истории, совершенствование навыков поисковой работы для привлечения дополнительного материала, развитие общей эрудиции школьников.
3. Активный и интерактивный методы: предполагают взаимосвязь учеников не только с учителем, но друг с другом. Они позволяют учащимся чувствовать себя на уроке свободно и не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения, что очень важно на уроках обществознания.
4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности.
Все типы образовательных пространств взаимообусловлены. С точки зрения организации обучения, практики порождают системы уроков, а уроки насыщают и обогащают практики, учебное занятие рефлексирует пройденный учебный путь, самостоятельная работа корректирует и направляет дальнейшее движения учащегося в учебном материале, консультации позволяют решать индивидуальные проблемы школьников в обучении.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы проверки и оценки результатов обучения осуществляются через формы промежуточного контроля: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение индивидуальных заданий.,
Итоговый контроль: тестовые задания, практические работы, творческие работы.
Итогом работы факультатива «Семья как деловое партнерство» станут созданные учащимися творческие проекты (компьютерные презентации):
1. Здоровая семья.
2. Моя родословная.
3. Воспитание в семье.
Календарно - тематическое планирование.
Содержание Всего Дата проведения Практических работ Основные
знания и умения
план факт
I. Введение
1. Роль семьи в воспитании поколений.
2. Конституция РФ о браке и семье.
1
1 Знать содержание, цель и задачи курса
Уметь:ориентироваться в Конституции РФ
II. Раздел. Правовые основы семейных отношений.
1. Семья и ее правовой статус
2. Правовые отношения родителей и детей.
Знать правовые основы семейных отношений.
Уметь объяснить суть семейного права;
III. Раздел Семейная экономика
1. Цели и задачи семейной экономики.Бюджет семьи.
2. Семейный менеджмент
3. Практикум «Досуг в семье»
4. Практикум «Искусство в жизни семьи»
Знатьцели и задачи семейной экономики;
Уметьорганизовать бюджет семьи, труд в семье, уют
IV. Раздел. Семья и здоровье
1. Гигиена детей и подростков
2. Проект «Здоровая семья»
Знать особенности физиолого-гигиенические аспекты семейных отношений
Уметь объяснить важность здорового образа жизни
V. Раздел Семья как социальный институт общества
1. Семья как ячейка общества.
2. Практикум «Типы семей»
1 Знать что такое семья, типы семей, функции семьи.
Уметь:уметь объяснитьцель создания семьи
VI. Раздел. Этнография семьи
1. Что такое этнография.
2. Проект «Моя родословная»
Знать понятие этнография семьи
Уметь:называть особенности семьи как коллектива;
VII. Родители и дети
1. Цели и задачи семейного воспитания
2. Специфика семейного воспитания
3. Проект «Воспитание в семье»
1 Знать воздействие семьи на развитие и воспитание детей
Уметь высказывать свою точку зрения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Боголюбов Л.Н. «Право» М:Просвещение, 2007г.
2. Никитин А.Ф. «Правоведение» М:Прсовещение, 2008г.
3. Никитин А.Ф. «Семейное право», М., 2006
4. Сысенко В.А. «Супружеские конфликты», М.,2006
5. Чаклин А.В. «Сохранить здоровье смолоду»., М., 2004
I. Картины.
II. Экранно-звуковые средства обучения.
III. Компьютерные презентации в формате Ppt.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года