Самостоятельная работа с текстом на уроках истории
Любой творчески работающий педагог стремится использовать в своей деятельности как традиционные приемы и методы так и инновационные технологии. Однако возникают следующие проблемы как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию образования и где взять время.
Эффективным в этом вопросе является качественный подход, направленный на использование внутреннего ресурса урока за счет изменения методов работы с информацией.
Всем педагогам по роду своей деятельности приходиться часто использовать различные тексты и к этому сложно добавить что - то новое.
Но и здесь можно привнести новизну в системный подход к организации самостоятельной работы с текстом
Текст понятие многоплановое. Под текстом мы подразумеваем не только материал "классических" учебников по истории, это схема, график, презентация, реклама. Текст - это то, с чем наши студенты соприкасаются ежедневно. Это основа их обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст необходимо обладать определенными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе ее прочтения.
Результаты работы со студентами I и II курсов показали, что они не могут грамотно работать с информацией. Чтобы восполнить этот пробел на уроках истории уделяется внимание работе с текстовой информацией. Перед студентами
ставятся следующие задачи:
- повысить интерес к тексту;
- овладеть основными операциями работы с текстом.
На уроках используется многоуровневую систему изучения текста с применением определенных навыков. Пример: студентам предлагается прочитать небольшой по объему документ, описывающий события Смутного времени, приезд Лжедмитрия I в Москву.
Документ
«….Вельможи представили Лжедмитрию печать государственную, ключи от казны Кремлевской, одежды, доспехи царские и сонм царедворцев для услуг его. Уже началось державство расстриги, который по, внушению ли собственного ума или советников, немедленно занялся правительством, действуя свободно, решительно, как бы человек рожденный на престоле, и с навыком власти: 11 июня 1605, еще не имев вести о Феодоровом убиении, писал во все города и в самую дальнюю Сибирь, что он, укрытый невидимою силою от злодея Бориса и дозрев до мужества, правом наследия сел на государстве московском, что духовенство, (…) все чины и народ целовали ему крест с усердием, что воеводы городские должны немедленно взять со всех людей такую же присягу на имя царицы - матери, инокини Марфы Феодоровны, и его, царя Димитрия. Уже Самозванец занимался и делами внешними: велел догнать посла английского Смита, еще не выехавшего из России; взять у него Борисовы письма королю и сказать ему что новый царь, в знак особенного дружества к Англии, даст ее купцам новые выгоды в торговле» (Н. Карамзин История государства российского т.9-12)
Предлагается следующий механизм действий:
1 этап. Внимательное чтение текста: выявление информации, раскрытие содержания.
2 этап. Осмысление: соотношение новой информацию с имеющимися знаниями по этой теме; определение авторской позиции к главному персонажу источника, как Карамзин называет Лжедмитрия I?
3 этап. Преобразование: определение собственного отношения к событию.
Завершить работу можно составлением вопросов к тексту. "Умный вопрос - половина знания" как сказал философ Ф. Бэкон. Для студентов в этом и будет заключаться новизна, так как они привыкли, что вопросы задает в основном педагог. Такая работа помогает раскрыть их творческие способности. Объясняется, как сформулировать вопрос и какие виды вопросов существуют: продуктивные, репродуктивные, проблемные.
При изучении темы "Борьба Руси с иноземными захватчиками" студенты ознакомились с отрывком из летописи о битве Александра Невского немецкими и шведскими феодалами:
"И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере надломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью...И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна"
На основе этого текста можно сформировать такие общеучебные навыки, как определение темы текста, выделение главной мысли и составление разных типов вопросов к тексту. Студенты соотносят текст летописи с материалом учебника о правлении новгородского князя Александра Невского и отвечают на вопрос: "Можно ли назвать истинным патриотом Александра Невского?" Безусловно, ответ будет положительным, но в продолжении темы следует добавить еще и дискуссионный вопрос: "Почему после блестящей победы над рыцарями - крестоносцами Александр не смог освободить Русь от монголо - татар?" Однозначного ответа студенты не дают. Компетентностный подход учит искать множество вариантов ответов.
На двух примерах показано, что различные способы подачи информации, создают пространство для деятельности студентов, в котором текст становится объектом исследования, но и доставляет радость самостоятельного сделанного открытия. Возможности «эксплуатации» текста не ограничены. Серьезная методически выстроенная работа с текстовой информацией позволяет обеспечить выполнение основных требований к уровню образования, например, формировать компетентностные качества с опорой на общеучебные навыки.
Рекомендуем посмотреть:
Влияние литературного творчества на духовное развитие личности
Образно - эмоциональная основа в обучении истории
Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи
Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги