Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Межпредметная деятельность на уроках истории

Технология межпредметной деятельности на уроках истории.
Среди современных технологий обучения особое место занимает интеграционная технология, которая обеспечивает связь разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне: учебных тем, учебных проблем, уроков, других форм организации обучения. На примере интегрированного урока истории и литературы можно выстроить систему межпредметной работы. Для начала необходимо учесть специфику этих гуманитарных предметов. История раскрывает пространственно - временные и причинно – следственные связи. Литература помогает ощутить историческое пространство, закрепленное в слове, в художественных образах.
Задания, которые предлагаются выполнить студентам можно разделить на несколько типов:
- сравнение исторического документа и художественного текста;
- сопоставление эпизода и образа в художественных произведениях и исторических документов;
- понимание закономерностей, историко-литературного процесса.
Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий каждого типа на уроке, тема которого «Россия 1812 г. в историческом и художественном осмыслении». Урок является обучающим в плане освоения новой формы работы. В ходе урока студентам предлагается изучить несколько отрывков из писем Наполеона и Александра I друг другу, фрагменты мемуаров самого Наполеона и отрывок из главы "Евгения Онегина" "Напрасно ждал Наполеон..", отрывок из «Войны и мир» Толстого, отрывки из «Письма русского офицера» Ф. Глинка.
Далее перед студентами ставиться задача:
- сравнить исторический документ и художественный текст;
- сопоставить эпизод и образ в художественных произведениях и исторических документов;
- понять историко-литературный процесс;
- терминологически грамотно оформить свои мысли.
По аналогичной схеме был проведен интегрированный урок "Из искры возгорится пламя..." (о подвиге декабристов в их деятельности и творчестве)
В начале урока студентам предлагались вопросы для фронтальной беседы, например, «Почему первые тайные общества декабристов возникли в России после 1812 года?», «Какая из программ Северного или Южного общества, была наиболее реалистична в условиях того времени?»
Далее следовал рассказ о зарождении нового течения в литературе – гражданской лирики и практическая работа. Перед студентами ставилась задача изучить самостоятельно творчество декабристов К. Рылеева, А. Одоевского, В. Кюхельбекера и ответить на вопросы:
- каким событиям царствования Александра I посвящены эти строки?
- действительно ли лирика поэтов- декабристов является отражение событий, происходящих в России в первой четверти 19 века?
Также предлагалось интерпретировать источник, определить в каком литературном жанре написаны агитационные письма Рылеева и Бестужева.
Подводились итоги интегрированного урока в форме защиты или осуждения деятельности декабристов современным поколением.
В выборе тем основываемся на широких программных темах по истории, которые охватывают большой промежуток исторического времени и отражены в литературных произведениях. Поскольку существуют известное расхождение между историческими периодами, изучаемыми на уроках истории и литературы, то проведение межпредметных уроков позволяет систематизировать знания студентов по этим гуманитарным дисциплинам, повторить изученный ранее материал.
Следует отметить, что на таких уроках студенты работают в группах, развивая учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. Они сами выбирают форму для ведения записей: это может быть предложенная педагогом таблица или тезисы.
Проведение интегрированных уроков позволяет студентам понять содержание и значение различных источников, соотнести исторические события с реалиями нашего времени, а самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации. Подобная практика интересна еще и тем, что педагог постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, студенты видят, что историк владеет знаниями по литературе, искусству, обществознанию.
Подводя итог, можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании студентов основы гуманистического мировоззрения.

Список литературы:
1. Кульневич Е. Совсем необычный урок. Волгоград 2006
2. Пушкин А.С. Евгений Онегин. М., 1987
3. России двинулись сыны. Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев. М., 1988.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века.I ч. М.,2006
4. Троицкий Н. Александр I и Наполеон. М., 1994
5. Ярославцева М. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М., 2012

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Из опыта работы преподавателя истории техникума | Применение визуальных источников в обучении истории
Опубликовано: 2968 дней назад (4 марта 2016)
Просмотров: 1743
Рубрика: История
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!