Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение визуальных источников в обучении истории

Из опыта работы преподавателя истории техникума. Применение визуальных источников в обучении истории.
В китайском изречении «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я запомню.Вовлеките меня – я пойму» намечен путь, по которому, приходится двигаться современному педагогу, если он стремится достичь активизации мыслительной деятельности обучающихся. Как вовлечь студента, как заинтересовать его на уроках, при этом реализовав в полной мере новые требования ФГОС?
Хотелось остановиться на использовании в изучении истории средств мультимедиа, которые позволяют обеспечить наилучшую по сравнению с другими средствами обучения принцип наглядности. Использование мультимедийной установки на уроках истории определяется необходимостью визуализации материала. В зависимости от темы и объема материала на занятиях можно показывать интерактивные карты, мультимедийные презентации, интерактивные схемы, документальные фильмы или фрагменты, репродукции, фотографии и т.д.
Например, при изучении темы «Дворцовые перевороты в 1725-1762 гг.», студентам демонстрируются портреты правителей изучаемого периода. А использование презентаций по сложным историческим темам, таким как «Гражданская война в России», «Первая мировая война» способствуют систематизации материала. Анимированные карты по темам: «Смутное время», «Внешняя политики Петра I», «Отечественная война 1812 г.», «Внешняя политика во второй половине XVIII в» и др. помогают усилить обучающий эффект и обеспечить связь между разными предметами: историей и географией.
Обязательным является использование визуальных источников при изучении темы «Культура России» разных периодов. В таком уроке можно выделить следующие этапы:
- организационный момент, объявление новой темы, например, «Культура Древней Руси»;
- просмотр презентации, знакомство с направлениями культуры;
- студенты по ходу рассказа преподавателя записывают в тетради основные термины;
- практическая работа, вопрос – размышление «Какие элементы Древнерусской культуры актуальны в наше время?»
К выполнению подобного задания студенты подходят творчески. Компетентностный подход учит искать множество вариантов ответов, формирует умение соотносить эпохи, ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты документальных фильмов. Словом речь идет о методике, помогающей студентам воспринимать реальные события посредством кино. Разработаны несколько вариантов использования фильмов в учебном процессе.
Вот некоторые из них:
1. Использование фильма в качестве изучения новой темы.
2. Использование фильма в качестве дополнительного и закрепляющего материала.
Так при изучении темы «Контрреформы Александра III», студенты смотрят документальный фильм «Царь – миротворец» и составляют вопросы к нему. Целый раздел истории «СССР во Второй мировой войне» состоит из просмотра и анализа фильмов военной тематики «Не вдаваясь в первопричины», «Сталинград», «Курская буря» и выполнения заданий. Такая работа на уроке имеет также воспитательный аспект: формирование патриотического настроя и гордости за свою страну.
Особо следует отметить применение в обучении подлинных визуальных источников или музейных экспонатов. Экскурсии в городские музеи: ПАО «Уралкалий», историко-художественный музей им. И. Коновалова, музей 10 Гвардейского Уральского Добровольческого танкового корпуса, музей эвакогоспиталя в СОШ №2 им. Н. Островского, пожалуй, наиболее интересны и незабываемы. Выход за пределы образовательного учреждения способствует сплоченности группы. Знакомство с фондами музеев помогает студентам глубже узнать историю своей страны, родного города, почувствовать свою сопричастность к разным историческим эпохам.
В результате таких экскурсий студентами были написаны исследовательские работы «История одной коллекции», «Трудовой подвиг березниковцев», защита которых успешно прошла в рамках ежегодной практической исследовательской конференции студентов учреждений СПО «Проблемы городов Верхнекамья и пути их решения» и на встрече городского Совета ветеранов, посвященной 70 – летию Победы.
Применение визуальных источников значительно расширяют образовательные возможности урока. Их можно использовать не только для усвоения знаний, но и для формирования предметных умений и компетентностных качеств студентов. Инновационные методы обучения, к которым относится визуализация материалов, позволяют обеспечить выполнение основных требований к уровню образования.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Межпредметная деятельность на уроках истории | Конспект урока истории для студентов колледжа на тему «1917 год: Россия на историческом повороте»
Опубликовано: 2956 дней назад (16 марта 2016)
Просмотров: 3687
Рубрика: История
+2
Голосов: 2
Любовь Владимировна Лычангина # 17 марта 2016 в 13:31 +3
Светлана Сергеевна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей педагогической статьёй. Безусловно, очень полезный материал Вы представили, и я согласна с тем, что применение визуальных источников в обучении истории - необходимо. У меня лишь рекомендации по оформлению: в начале разработки помещайте описание, чтобы педагогам было легче определить диапазон её применения; прописывайте цель, задачи. Таковы требования сайта. Делайте фото своих студентов и помещайте в начале публикаций, ведь фотографии, иллюстрации способны оживить даже самый сухой материал. Принимайте мой голос №1! Желаю Вам дальнейших творческих удач!
Светлана Сергеевна Кейль # 17 марта 2016 в 20:11 0
Здравствуйте Любовь Владимировна! Спасибо за отзыв и комментарий. Согласна, что статью можно было дополнить фото. Признаюсь, что не достаточно разобралась с правилами оформления статьи. В условиях прописано, что объем статьи не меньше 2 страниц. А куда еще фото размещать? Если в статье педагог делиться педагогическим опытом, так ли уж необходимы цели и задачи? Это же не методическая разработка или план урока. Напишите, поделитесь своими размышлениями. Всего доброго.