Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект целевой прогулки в подготовительной группе в рамках экологического воспитания

Целевая прогулка к реке Истра со старшими дошкольниками в рамках экологического воспитания
Целевая прогулка к реке Истра
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, физинструктор, младший воспитатель, родители воспитанников, логопед, зам.зав. по безопасности.
Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие.
Цель: формирование экологического сознания у старших дошкольников.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления природе родного края, о правилах поведения в природе, знания о последствиях неправильного отношения к окружающей среде; показать взаимосвязь взаимодействия живых организмов на примере распространения растений. Закрепить знания о том, как путешествуют семена деревьев и кустарников, травянистых и водных растений.
2. Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к окружающей природе, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы. Расширять и систематизировать представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь растений. Развивать двигательную активность.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, аккуратность, трудолюбие, эмоциональную отзывчивость, экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, умение видеть и понимать красоту родного края. Формировать трудовые умения и навыки. Воспитывать в детях желание помогать взрослым, получать удовольствие от коллективного труда и от его пользы для окружающей природы.
Предварительная работа: лексическая тема «Деревья и кустарники», уход за комнатными растениями в уголке природы, д/игры: «Что, где растёт?», «Дерево, листья, плоды», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», чтение стихов и художественной литературы о лесе и деревьях, повторение экологических правил поведения в лесу, рассматривание гербария из листьев и семян различных деревьев, просмотр презентаций по теме «Деревья», «Осень в лесу», «Путешествие семян».
Оборудование: дидактические картинки на тему: «Правила поведения в природе», спортивный инвентарь для проведения подвижных игр, лупы, мешки для сбора мусора, перчатки на каждого ребенка, музыкальное сопровождение в виде аудиозаписей.
Словарная работа: пропеллер, крылатки, планёр, сплошной слой, гранёные семена репейника.
Индивидуальная работа: с Макаром и Прошей - повторить характерные особенности хвойных и лиственных деревьев, назвать отличительные признаки деревьев и кустарников; с Ясминой, Егором П. – вспомнить названия водных растений, учить описывать их; с Артемом и Софией – активизировать словарь по теме «Признаки осени» (работа с прилагательными); создать ситуацию успеха у Марины и Ильи Е. – упражнения с мячом.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- рассказ воспитателя;
- беседа;
- пальчиковая гимнастика;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- наблюдение;
- показ с объяснением;
- вопросы к детям;
- индивидуальная работа;
- трудовые поручения;
- рефлексия;
- поощрение.
Методы:
• словесный;
• наглядный;
• частично-поисковый;
• проблемный;
• практический.
Ход прогулки
Организационный момент:
Дети вместе с воспитателем, младшим воспитателем и логопедом выходят на улицу и организованно проходят на свою веранду, рассаживаются на скамейках, чтобы перед прогулкой повторить правила безопасного поведения на участке, выбрать игры и атрибуты к ним.
В это время появляется на веранде физрук и предлагает ребятам сегодняшнее физкультурное занятие провести не на спортивной площадке, а за пределами детского сада. Где именно, ребята узнают, если загадку отгадают.

Проводится логоритмика «Путешествие» логопедом:
Отправляемся в поход, сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре, полетели, закружили. (кружимся, руки на поясе)
Видим, скачут по опушке две зеленые лягушки: (полуприседания)
Прыг-скок, прыг-скок, прыгать нужно на носок. (прыжки на двух ногах на месте)
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись (наклоны)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. (потягивания)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (рывки руками)
Вышли на берег крутой, повертели головой,
Влево вправо посмотрите, (повороты вправо-влево)
В гости к ёжику бегите. (бег на месте)
Дети: Мы пойдем через поле к речке!
Воспитатель: Правильно, ребята, угадали. Вместе с нами пойдут мамы Даши и Ани. Но прежде, чем отправиться в наше путешествие к речке, давайте повторим правила поведения в природе. (ответы детей с опорой на дидактические карточки)
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться! Стройтесь парами. Все готовы? Давайте вспомним девиз наших путешествий.
Дети (хором): «Мы в любое время года ходим тропами природы! Отправляемся гулять, будем весело шагать. По тропинке мы пойдем друг за дружкою гуськом».

Беседа – наблюдение по дороге к речке
Воспитатель: Вот и пришла осень. У деревьев и кустарников на том месте, где весной были цветки, теперь гроздьями висят плоды с семенами. Их интересная жизнь только начинается, потому что семена отправляются путешествовать – искать новые, необжитые места. У каждого семечка свой «транспорт».
Сегодня на прогулке мы будем рассматривать семена деревьев, кустарников, травянистых и водных растений, поговорим и решим, кто, на чём пускается в путь.
Рассказ воспитателя о семенах - путешественниках деревьев и кустарников
Нетрудно понять, почему семена растений должны путешествовать. Вы прекрасно знаете, что на каждом растении их обычно созревает множество. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных, человека.
На прогулке, в саду вы уже собирали жёлуди – большие, тяжёлые плоды дуба. Вы видели, куда они падают?
Дети: Жёлуди падают рядом с деревом.
Воспитатель: Так вот, упадут жёлуди и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Кто, эти носильщики?
Дети: Белки, мыши, птицы.
Воспитатель: Набегут, налетят и подхватят жёлуди, и разнесут по норам, гнездам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.
Но больше всего среди семян любителей полётов. Это самый быстрый, выгодный и удобный способ попасть в далёкие края.
Многие семена деревьев, кустарников и трав крылаты. Вот, посмотрите, с ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Забавно смотреть, как быстро вращаются крылатки клёна в воздухе. (дать возможность детям поиграть с крылатками, попросить ребят описать свои впечатления, подвести их к тому, что семена клёна похожи на пропеллер)
Воспитатель: Мелкие орешки берёзы имеют два прозрачных крылышка по бокам. Помните, мы с вами рассматривали раньше орешек вяза, который лежит в середине небольшого круглого опушённого крыла. И светло-коричневое семечко лиственницы, которое располагается с краю похожего на парус крылышка.
Подхваченные ветром, как планёры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки, дороги. Бывает, что сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду. Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Вы знаете, что весной им предстоит большая работа – какая?
Дети: Растить новое дерево или кустарник.
Воспитатель: Обратите внимание, по обочинам дорог и канав поджидают своих помощников, но уже не ветра, а четвероногих (животных) и двуногих (людей). Посмотрите, вот репейник с сухими крючковатыми корзинками, туго набитыми гранёными семенами; череда с чёрными трёхрогими плодами. У плодов репейника есть маленькие крючочки, а у плодов череды – острые зубчики. Крючочками и зубчиками плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут. (дать возможность детям рассмотреть плоды репейника при помощи лупы, обменяться впечатлениями).
Воспитатель: А дальше наш путь лежит мимо сосен и елей. Ребята, а где находятся их семена? (в шишках)
Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Какие шишки у ели? (еловая шишка удлиненная, у нее более мягкие чешуйки)
Что вы расскажете про сосновые шишки? (они круглые с твердыми чешуйками)
Что вы можете рассказать о ели? (верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные, кора темная, шершавая.)
Как выглядит ель? (ель высокое дерево) Что есть у ели? (ствол, ветви, хвоя, шишки)
Какие ветви у ели? (мохнатые, большие до самой земли) В ветвях, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми шишками. Ель наша новогодняя красавица.
Как выглядит сосна? (сосна стройное и красивое дерево с прямым стволом). Что есть у сосны? (ствол, ветви, шишки, у сосны длинные и узкие иголки, располагаются на ветках парами).
Чем они похожи? (ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая, у сосны иголки и у ели иголки)
Помните, мы с вами учили стихи, прочитай их нам, Даша.
Даша: Даже елки мы вначале от сосны не отличали:
Раз растут иголочки, значит, это елочки.
А когда на ветку ели мы поближе поглядели,
Оказалось, что она не такая как сосна.
Воспитатель: Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? (у сосны иголочки длинные мягкие светлые, растут парами, а у ели иголки короткие, колкие, темные, растут по одной)
Воспитатель: По-другому их называют хвоинки (повторите). Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.
Вот мы с вами и пришли к реке. Как она называется? (Истра)
Ребята, вы здесь уже бывали и все вместе и с родителями летом. Посмотрите, изменилась ли природа с наступлением осени? (ответы детей)

А сейчас мы предлагаем вам поразмяться и поиграть.
Физинструктор делит ребят и взрослых на две команды (командные подвижные игры с использованием обручей и теннисных мячей)
Воспитатель: Отдохнули, повеселились? Предлагаю вам сейчас подойти поближе к воде и продолжить наши наблюдения, теперь уже за водными растениями.
Перед этим зам.зав по безопасности инструктирует ребят о правилах поведения вблизи водоемов.
Рассказ воспитателя о помощниках травянистых и водных растений
Воспитатель: Посмотрите внимательно, у берега, прямо в воде, растёт рогоз. На конце толстого, высокого, прямого стебля хорошо заметен коричневый початок. Если этот початок растрепать, то из него полетит пух. Вы уже догадались, что початок этот состоит из семян рогоза. Посмотрите на семена: они с хохолками – парашютиками, почти как у одуванчика. Когда початок созреет, ветер разнесёт его семена. (дети рассматривают семена рогоза через лупу) Просто расселяться и одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли.
Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки, - вода унесёт семена.
А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоём? (предположения детей)
Воспитатель: Водные растения тоже приспособились: семена кувшинок и водокраса (помните, мы очень хорошо рассмотрели, как они выглядят) прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Как эти птицы называются? (водоплавающие)
Тысячи водоплавающих птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.

Рефлексия:
Воспитатель: Мы сегодня на прогулке узнали очень много о семенах – путешественниках.
- Назови деревья, семена которых распространяются ветром? (Ответы детей: липа, клён, берёза, вяз, лиственница).
- Почему семена именно этих деревьев приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра? (Ответы детей: плоды этих деревьев имеют особые крылышки).
- Назови травянистые растения, семена которых распространяются ветром? (Ответы детей: одуванчик, бодяк, рогоз, ястребинка).
- Могут ли птицы помочь водным растениям переселиться в другие водоёмы? (Ответы детей: да, могут).
- Как именно птицы переселяют водные растения в другие водоёмы? (Ответы детей: семена прилипают к лапкам и перьям птиц и вместе с ними перелетают из озера в озеро).
- Подумайте и скажите, какое значение имеет распространение семян в природе? (Ответы детей: семена попадают в новые, необжитые места, где им будет легче прорасти).
- С помощью чего и кого расселяются растения по новым местам? (Ответы детей: с помощью ветра, животных и человека).
Воспитатель: Вы сегодня все показали себя большими знатоками природы! Мы все очень вами довольны.
А сейчас я хотела поговорить с вами о неприятном факте. Посмотрите вокруг, что вы видите, кроме красоты осенней природы? Что мешает нам любоваться ею с радостью и удовольствием? Да, ребята – это оставленный людьми мусор после отдыха у воды. Все это очень печально, ведь и взрослые и вы знаете, что оставлять после себя мусор недопустимо! Этим мы наносим большой вред окружающей среде, природе нашего родного края.
Как вы думаете, что мы могли предпринять, чтобы этот берег реки снова радовал нас? (ответы детей)
Правильно, вот и мы, взрослые, которые пришли с вами к речке, решили навести тут порядок. Вы можете к нам присоединиться.
Взрослые и дети надевают перчатки и собирают мусор на берегу реки.
Воспитатель: Теперь, когда площадку для игр мы с вами расчистили, вы, ребята, можете поиграть в мяч, в салки и бадминтон (физинструктор организует игровую деятельность).
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.
В конце прогулки дети по просьбе воспитателя собирают шляпки от желудей (для дидактической игры мемори).
На обратном пути взрослые и дети поют песни под музыкальное сопровождение.

Итог прогулки (подводится по возвращению в сад):
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка к речке? Очень познавательное путешествие получилось! Ребята, деревья, кусты и травы сейчас спешат устроить до зимы своё потомство. Я думаю, что теперь вы с интересом станете рассматривать упавшие вам под ноги семена, определять, с какого дерева они и как попали на это место. Желаю удачных вам новых открытий в окружающей природе.
Хочу сказать, что сегодняшний день стал для вас и днем Добрых дел! Вы не только знаете и любите окружающую вас природу, но и принесли ей сегодня реальную помощь, очистив берег нашей реки Истра от мусора. Мы, взрослые, гордимся вами! В деле охраны природы родного края теперь есть частичка и вашего труда. (вручение детям значков «Молодец!»)
Дети благодарят взрослых, участвующих в прогулке к реке, помогают физинструктору убрать спортивный инвентарь.
Организованный уход в группу.


Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Похожие статьи:

Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Счёт в пределах 10
Опубликовано: 1981 день назад (22 июля 2019)
Просмотров: 2759
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Елена Васильевна Бычкова # 22 июля 2019 в 01:10 +3
Светлана Васильевна, доброй ночи. Какое насыщенное мероприятие у Вас с детьми получилось! Оно несёт в себе мощный воспитательный заряд. Проделана большая предварительная работа. Прогулка акцентировала внимание детей на уже имеющиеся знания; перед детьми ставились проблемные вопросы; дети собирали природный материал. А самое главное, что они оказались в естественной природной среде: говорили о природе находясь в её окружении (а не сидя на стульчиках в группе).
ГОЛОС от души! +1
Берик Галымжанович Копжасаров # 23 июля 2019 в 15:38 +3
Здравствуйте, Светлана Васильевна! Очень серьезная подготовка, продуманное путешествие к реке. Игры и беседа - все на очень высоком уровне проработки. Согласен, что на воздухе нужно не только бегать, но и обсуждать все, что встречается на пути и экологические вопросы тоже. Голос Вам!
Антонина Дмитриевна Хлопонина # 24 июля 2019 в 11:33 +2
Добрый день Светлана Васильевна!Целевая прогулка на реку разработанный вами материал актуален для подрастающего поколения. Вашу информацию возьму себе на заметку.Большое спасибо. Творческих успехов