Конспект непрерывной образовательной деятельности (образовательный квест) в средней группе по теме
«Путешествие по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Автор: Михеева Светлана Васильевна, педагог-психолог
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД (образовательный квест) для детей средней группы. Данный материал будет полезен воспитателям, специалистам дошкольной образовательной организации. НОД направлена на расширение знаний детей о сказах уральского сказителя П.П. Бажова, развитие любознательности, активности, языковой культуры, чувства сострадания и взаимопомощи, умения ориентироваться в различных неопределенных ситуациях, принимать решение.
Форма проведения - образовательный квест.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, открывающей возможности для позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развития соответствующих возрасту видов деятельности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой (сказами П.П.Бажова).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
приобретение опыта в двигательной деятельности детей и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- ребенок приобретает опыт освоения и применения культурных способов деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; получает возможность выбора рода занятий, участников по совместной деятельности;
- получает опыт использования речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
- применяет умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства;
- обладает начальными знаниями о социальном мире, малой Родине, истории родного края, знаком с произведениями П.П. Бажова.
Методы и приемы:
Игровые: игровые действия, упражнения (оказание помощи).
Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные: демонстрационные пособия, активные действия детей.
Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: книга «Малахитовая шкатулка», анимация «Снегопад».
Раздаточный: большой отрез ткани, большие бусины.
Музыка А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Форма организации непрерывной образовательной деятельности – образовательный квест.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель (держит книгу):
- Хотите, ребята, я вам расскажу один из сказов нашего земляка Павла Петровича Бажова из книги «Малахитовая шкатулка»?
- Итак… Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя…
Выходит Кокованя.
Кокованя:
Про кого вы тут говорите? Не про меня ли?
Воспитатель:
- Ой, от удивления у меня даже странички выпали из книжки.
Книга рассыпается по страничкам.
Кокованя: Это дело поправимо, ребятки. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце» и собрать все странички по порядку.
Инструктор по физической культуре: Отправляемся в поход! Лес красавец перед нами он приветствует ветвями.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх над головой,
Руки вниз,
Хлопок – другой.
Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И в вразвалочку идем.
Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием вправо, влево.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх.
Справа - зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева – спеет ежевика
Ягоды все соберем
И Даренке принесем.
Повороты туловища влево, вправо с отведенной рукой.
Появляется девочка Даренка. Очень грустная.
Педагог-психолог обращает внимание детей на то, что девочка грустит. Она живет в лесу только с дедушкой Кокованей, да кошкой Муренкой. Можем ли мы помочь Даренке? Поиграем с ней, развеселим?
Игра с Даренкой «Ухо-нос».
Цель: развивать точность и координацию движений, внимание, волевую регуляцию, желание доставить радость друзьям.
Ход игры: По показу воспитателя дети правой рукой берутся за нос, левой – накрест за ухо. По сигналу (хлопок в ладоши) меняют руки: левой берутся за нос, правой – накрест за ухо. Побеждает самый внимательный.
Воспитатель:
Даренке понравилась наша игра, она дарит нам страничку книги, а мы ей – собранные ягодки.
Дети получают страницу книги.
Под музыкальное сопровождение входит кошка Муренка.
Воспитатель:
- Посмотрите, дети, кто это!?
Кошка Муренка:
- Я любимая кошка Даренки. Зовут меня Муренка. Возьмите меня с собой. А я с вами поиграю.
Давайте мы с вами развлечемся и поиграем. Я позову на помощь своих друзей зайчат.
Игра «Зайцы и волк».
Ход игры: Один из вас будет волком. Остальные дети – зайчики. Зайчики располагаются на одной стороне зала, волк – на противоположной.
Кошка Муренка:
Зайцы скачут «Скок-скок-скок»
На огромный лужок.
Кору щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Дети-зайчики прыгают на двух ногах, присаживаются, оглядываются в поисках волка.
Кошка Муренка произносит слово «Волк». Волк выходит из укрытия и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Присевшего зайчика волк не может осалить. Пойманных зайчат он отводит в сторону. После того, как пойман 1 зайчик, выбирается другой волк.
Наигравшись получают еще одну страничку книги от Муренки.
Воспитатель:
- Ребятки, чтобы нам очутиться на другой странице, надо нам закрыть глаза и представить красивый зимний уральский лес.
Визуализация. Звучит музыка А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»
Педагог-психолог:
Тихо в чудесном зимнем лесу. Белый пушистый снег сверкает и переливается в лучах солнца.
Кудрявые ветки деревьев украшены нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая веточка кажется причудливой фигуркой.
Молоденькие елочки похожи на пушистых зверьков. Изогнулись под тяжестью снега тонкие стволы молодых берёз. Они напоминают изогнутые кружевные арки. Зимнее низкое солнце освещает вершины деревьев.
Спит чудесный сказочный лес. Тихо кругом.
Воспитатель:
Дети, чем удивителен лес зимой?
Дети:
Лес одет в чудесный снежный наряд.
На мультимедийной презентации идет снег (падают снежинки)
Воспитатель:
Какие можно придумать слова от слова «снег»?
Дети называют слова
На презентации появляется коллаж с из новообразованных слов.
Воспитатель:
Какие мы еще слова не назвали?
Дети читают слова на презентации, которые не называли раньше.
Входит девочка в костюме снежинки и дарит детям новую страничку книги.
Дети получают новую страничку книги.
Выходят Кокованя, Даренка и Муренка, подходят к домику дедушки.
Кокованя:
- Знаешь, Даренка, живет в нашем лесу необычный козлик. Зовут его Серебряное копытце. Где ни пробежит козлик – везде самоцветные камешки оставляет.
Даренка:
- А какой он, дедушка?
Кокованя предлагает детям нарисовать козлика Серебряное копытце.
Общая картина из бусин на холсте, выложенном на полу.
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: большой отрез ткани, на котором изображен контур козлика Серебряное копытце, набор цветных бусин.
Как играем: на ткани выложить рисунок, дружно, договорившись друг с другом.
Появляется козлик.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с козликом. Беремся за руки и образуем круг. «Козлика» ста¬вим в середину круга. Дети идут по кругу и поют: «Козлик наш, козлик, по двору гуляет, песни распевает: Мэ, мэ, мэ!».
Дети, сужая круг, подходят к козлику и приговаривают: «Козлик, козлик, нас поймай, если сможешь, забодай!». Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребёнок, до ко¬торого «козлик» дотронулся первым, становится водящим, и игра возобновляется.
Наигравшись, козлик дарит детям разноцветные камешки и страницу книги.
Воспитатель:
- Так и зажили счастливо Кокованя, Даренка и Муренка.
- Но вот однажды утром Даренка как всегда проснулась…
Логопед:
Артикуляционная гимнастика
Утром Подаренка проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» – «трубочка»).
Пошла Подаренка завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Подаренка и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Подаренка играла с камешками («катание шарика»).
Подаренка поиграла и увидела еще одну страницу книги. Даренка обрадовалась, что тоже смогла помочь дедушке.
Дети получают страницу книги.
Воспитатель:
Вот мы и собрали странички книги «Серебряное копытце». Давайте соберем все странички по порядку.
Дети собирают книгу и передают дедушке.
Дедушка: Спасибо вам, собрали книгу, а в благодарность от меня вы получаете сладкие сюрпризы (дед угощает детей конфетами).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в средней группе. Колобок
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР