Рабочая программа по воспитательной работе в школе-интернате
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы школы-интерната, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Данная программа разработана мною с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы являются следующие законодательные документы:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от. 21.07. 2014);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»);
• Федеральный государственный образовательный стандарт (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155);
• Конституция РФ, ст. 43, 72;
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 No223;
• Образовательная программа МКОУ;
• Устав МКОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие воспитанников по основным направлениям развития и образования: духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному, семейных ценностей, правовому, профориентационному.
Рабочая программа рассчитана на 1 год. Пояснительная записка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим
из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно
они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система.
Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Цель программы:
Создание условий для активной жизнедеятельности воспитанников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии. Задачи:
• Формирование у воспитанников духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
• Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;
• Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга воспитанников во внеурочное время;
• Приобщение воспитанников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
• Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
• Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья воспитанников, формирование здорового образа жизни.
Данная программа является документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы-интерната. Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание направлено на создание современного национального воспитательного идеала -
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи:
• формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
• воспитание гражданственности, патриотизма;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование способности к духовному развитию;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
• формирование основ нравственного самосознания личности, морали;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей. Планируемые результаты:
- элементарные знания о государственном устройстве России;
- проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной культуры;
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у воспитанников. Общеинтеллектуальное воспитание
Общеинтеллектуальное направление воспитательной работы строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал воспитанников. Задачи:
• развитие познавательных способностей воспитанников, формирование положительного отношения к учебе, знаниям;
• развитие образного мышления;
• развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
• развитие творческих способностей;
• содействие воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом. Планируемые результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- проявления интереса к познанию нового;
- активное участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, деятельности детских научных сообществ, кружков интеллектуальной направленности. Общекультурное воспитание
Общекультурное развитие и воспитание предполагает деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству. Задачи:
• дать знания о правилах этики, культуры речи;
• формирование эстетического отношения к красоте окружающему миру, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
• создание эмоционально-насыщенной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность;
• формирование потребности активного участия воспитанников в коллективных делах;
• развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;
• обеспечение досуга воспитанников. Планируемые результаты:
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- участие в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, смотрах, выставках, акциях;
- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление) Спортивно-оздоровительное воспитание
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы ориентировано на формирование позиции признания воспитанниками ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Задачи:
• формирование элементарных представлений о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;
• формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания. Планируемые результаты:
- осознание воспитанниками необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- самореализация в спорте посредством участия в конкурсах, викторинах, соревнованиях школьного значения. Воспитание семейных ценностей
Семья играет огромную роль в жизни отдельной личности, в жизни всего общества в целом. В семье формируется личность ребенка и складывается «образ семейных отношений», семейного взаимодействия, что в будущем выступит основой для создания собственной семьи.
Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней. Задачи:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях. Планируемые результаты:
- знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. Правовое воспитание
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у воспитанников правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в интернате, в быту, на отдыхе. Задачи:
• ознакомление воспитанников с правами человека;
• формирование у воспитанников стойкого интереса к изучению права;
• способствование пониманию ребенком своих прав;
• воспитание уважительного отношения к правам других людей;
• формирование умений и навыков по защите прав и свобод человека;
• подготовка детей к активному участию в функционировании и жизни государства. Планируемые результаты:
- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о правах и обязанностях граждан;
- препятствие (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия. Профориентационное воспитание
У младших школьников важно сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и ближайшему производственному окружению. Воспитать нравственную и практическую установку к выбору профессии, основанную на включенности воспитанников в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной и трудовой деятельности.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Задачи:
• расширять знания и представления воспитанников о различных профессиях;
• дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
• формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно полезному труду;
• воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Планируемые результаты:
Воспитанники должны знать и понимать:
- представления о мире профессий;
- понимать необходимость получения профессии;
- роль труда в жизни человека;
- необходимость бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей.
Должны уметь:
- соблюдать порядок на рабочем месте, в группе;
- проявлять дисциплинированность последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- участвовать в общественно-полезной деятельности. Формы реализации этих направлений различны: часы общения, занятия-путешествия, беседы, деловые игры, круглые столы, ситуативные игры, интеллектуальные игры, познавательные занятия, игры – загадки, викторины, дидактические игры, творческие мастерские, выставки рисунков, концерты, конкурсы, веселые старты, внеклассное чтение, практикумы, сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы, экскурсии. Планируемые результаты можно разделить на три уровня: Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с воспитателем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие воспитанника на уровне группы, интерната, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами интерната, в открытой общественной среде.
К концу учебного года обучения воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- для выполнения домашнего труда;
- для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы;
- осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учебы;
- оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
- поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения. Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.
2. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. - 2008. - № 6.
3. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам.
- М.: Просвещение, 2011.
4. Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования // Воспитать
человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по
проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2003.
5. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», - Москва, 1986.
6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. (Развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург,
АРД ЛТД, 1997.
7. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979.
8. Бондарев В. П. Выбор профессии. - М.: Педагогика, 1989.
9. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост.
пед. ун-та. - 2000.
10. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. -1990. - №5
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1992.
12. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1998
Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.
14. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы // Классный руководитель, 2003, №5, // Педагогика. - 2008.
- № 9.
15. Линский И. Политика в области воспитания: новые идеи // Воспитание школьников, 2005, №5.
Никандров Н. Д. Общество, школа, семья: православные традиции и современная Россия // Мир образования -
образование в мире. - 2007. - N 2.
Петрова В. Нравственное образование младших школьников // Сельская школа. - 2007. - N 2.
16. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития. – 1997.
17. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников // Этическое воспитание. - 2008. - N 5.
Скачать Рабочая программа по воспитательной работе в школе-интернате