Из опыта работы учителя-дефектолога. Формирование навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи глухих детей
Из опыта работы по формированию навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи глухих детей учителя – дефектолога ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
В процессе обучения произношения большое внимание я уделяю формированию у них навыков самоконтроля.
Самоконтроль над произношением это свойство личности, заключающееся в умении проверять собственные действия, замечать недостатки и ошибки в своём произношении, исправлять их.
На начальном этапе работы контроль над произношением и коррекция осуществляются на основе сличения зрительных, тактильно-вибрационных, слуховых впечатлений , которые обусловлены работой речевых органов ребёнка, с впечатлениями связанными с восприятием образцов, которые ему предлагает учитель.
Ведущая роль в контроле над произношением на начальном этапе остаётся за педагогом. Его слух и реакция служит положительным подкреплением удачных и неудачных попыток при воспроизведении ребёнком требуемого элемента речи.
Далее от внешнего контроля со стороны учителя у ребёнка формируется внутренний, основанный на сложившихся образах, соответствующий различным элементам речи контроль.
Этот переход связан с перекодированием всего многообразия зрительных, тактильно-вибрационных и доступных глухому ребёнку слуховых сигналов в единую систему речевых кинестетических образов.
На основе компенсаторной функции использования всех сохранных анализаторов за счёт расширения сенсорной основы при условии использования технических средств обучения глухому ребёнку можно обеспечить широкую опору для восприятия и воспроизведения речевых элементов.
Для осуществления самостоятельных действий самоконтроля необходимо развитое, устойчивое внимание, раскрытие смысловой стороны контроля ребёнку, последовательное обучение контрольным действиям.
Формированию контрольных действий для глухих детей способствует специально организованная деятельность
1. Формирование различных видов контроля (внешнего и внутреннего) с целью формирования навыков самоконтроля, опирающихся на комплексное использование анализаторов: это контроль во внешнем двигательном плене, он предполагает освоение образцов предложенных ему для формирования произносительных навыков.
Для этого ребёнку предлагаются для освоения фотографии, таблицы, схемы, образец учителя. Это эталон, опираясь на который он должен осознанно контролировать своё произношение. Контроль во внешнем двигательном плане предполагает развитие и использование кинестетических ощущений, осмысление производимых действий. Для этого ребёнок постепенно овладевает специфическим словарём. Внешние и внутренние формы контроля являются базой для формирования навыков самоконтроля.
2. Подбор речевых единиц для развития самоконтроля, должен отвечать следующим требованиям:
- в слогах;
- в словах;
- фразах.
Речевой материал должен быть знаком детям, актуален для общения, соответствовать возрасту детей, отвечать фонетической теме занятия.
3. Для формирования необходимого навыка должны использоваться все структурные этапы занятия.
4. Включение обучению приёмов самоконтроля в различные виды деятельности.
Самоконтроль формируется последовательно.
На первом этапе создаются в речедвигательном и речеслуховом анализаторах следы артикуляции.
На втором этапе происходит закрепление приобретённых умений, развитие кинестетической и слуховой чувствительности, формирование специфического словаря, автоматизируются приёмы самоконтроля над различными сторонами произношения, используется система заданий.
На третьем этапе создаются прочные и устойчивые следы речедвигательных стереотипов. На этом этапе включается система заданий по формированию навыков самоконтроля.
В содержание заданий включаю различные виды воспроизведения речи: сопряжённое и отражённое проговаривание, самостоятельную речь. Даю
воспроизводящие задания:
- Скажи звук (т) (с) (в) и т.д., проверь себя так (даётся образец для самоконтроля;
Выполняем
разнообразные виды работ необходимых для усвоения новых знаний и формирования умений:
- Найди общее и отличие звуков (в) и (ф) , (д) и (т);
- Где язык при звуке (л) (ж) (с)?;
- Есть голос при звуке (с), (ш), (з), (ж)?;
- Какой воздух при звуке (ш), (с) ?;
- Придумай и скажи слово с этим звуком, ты сказал правильно?
Овладение знаниями включает две стороны: это-усвоение знаний и применение их. Поэтому включаю
задания, обеспечивающие прочное усвоение знаний:
- Покажи как произносится звук (ш).
- Расскажи, что ты знаешь о звуке (ш)?
(Язык вверху, голоса нет, воздух тёплый, губы округлые)
Примеры заданий , направленных на применение полученных знаний:
1) Говори правильно звук (н). Перед зеркалом посмотри где у тебя язык, проверь голос, откуда идёт воздушная струя? Научись говорить звук (н) в словах нос,кино, слон. В предложении:
- Лена надела носки.
При выполнении заданий дети должны уметь воспринимать, наблюдать, различать звуки речи, выделять их существенные признаки в произношении.
В ходе целенаправленной работы по развитию самоконтроля дети должны соединить образ слухозрительный, двигательный, тактильно-вибрационный, кинестетический с обозначением в словесном плане.
Рекомендуем посмотреть:
Пособие Аббак на коррекционных занятиях учителя - дефектолога в детском саду
Коррекционная работа на уроках физической культуры в школе. Из опыта работы