Изучение гласных звуков и букв с помощью здоровьесберегающей технологии «биоэнергопластика».
Автор. Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна.
Описание.Данный материал будет интересен заинтересованным родителям при изучении гласных звуков и букв со своими детьми, тем более, если они посещают коррекционную группу в детском саду, а так же учителям-логопедам и воспитателям для обмена опытом по данной теме.
Цель:Повышение педагогической компетенции родителей.
Задачи:
1. Закрепить понятие «Буква»;
2. Закрепить понятие «Звук»;
3. Напомнить, какие бывают гласные звуки и буквы в русском языке;
4. Уточнить количество гласных звуков и гласных букв;
5. Показать приёмы применения биоэнергопластики при изучении гласных звуков;
6. Познакомить с «коварной» буквой О .
Ход:
Приветствие родителей, беседа:
1. Логопед: Что такое буква? (Букву мы видим и читаем)
2. Логопед: Что такое звук? (Звук мы произносим и слышим)
3. Логопед: какие бывают звуки и буквы? (Гласные и согласные)
4. Логопед: Какие гласные звуки вы знаете? (Их 6 : АОУИЭЫ)
5. Логопед: Какие гласные звуки и буквы мы с детьми прошли на данный момент? (АОУИ)
6. Логопед: Сколько гласных букв в русском языке? ( Их10: АОУИЭЫЕЁЮЯ)
7. Логопед: Буквы ЯЕЁЮ в некоторых случаях обозначают два звука. Например, в слове ЯБЛОКО, мы слышим вначале слова два звука ЙА ,хотя буква Я- одна. Буквы Е Ё Ю так же обозначают в некоторых случаях два звука. Буква Е-ЙЭ (ЕЛЬ), Ё-ЙО (ЁЖИК). Приведите пример, где буква Ю обозначает в начале слова два звука (ЮНГА, ЮЛА, ЮГ, ЮРТА). В других случаях они смягчают предыдущий согласный. Например, в слове ЛЕЙКА, мы слышим звуки ЛЬ Э Й К А . Так как материал йотированных звуков очень сложный для детей дошкольного возраста, мы на занятиях при анализе и синтезе слов не берём слова с этими буквами. С этим материалом вы подробно познакомитесь в школе. Запоминаем. что Я Ё Е Ю- это БУКВЫ, но не звуки!
8. На данный момент мы с детьми прошли четыре гласных звука и буквы. Давайте вместе уточним их произношение с помощью приёма биоэнергопластики. Суть его в том, что мы закрепляем образ звука с помощью пальцев рук, а это развивает мозговые функции мозга ребёнка и в конечном результате его речь.
Напоминаю, что гласные звуки мы называем гласными, потому, что при произношении их воздух без преград в виде зубов или губ выходит из ротовой полости. Губы принимают образ и положение произносимого гласного. Они никогда не поджимаются внутрь рта. Рот всегда открывается или широко, как на звук А, О или достаточно широко, как на звуки У, И, Э, Ы. Никогда рот не зажат.
Все гласные звуки поются, тянутся.
Приступим: ( Логопед показывает, а родители повторяют)
На звук А мы широко открываем рот и совместно с движением рта растопыриваем пальцы рук в разные стороны напрягая их. Ладони направлены от себя.
На звук У мы открываем рот и вытягиваем губы вперёд «трубочкой», совместно с движением рта вытягиваем и пальцы рук вперёд от себя (изображаем почти закрытый «клювик»).
На звук О мы широко открываем рот, губы как бы округляются. Совместно с движением рта закругляем пальцы рук. Ладони направлены от себя.
На звук И мы открываем рот и растягиваем губы в улыбке. Совместно с движением рта растягиваем в разные стороны сомкнутые четыре пальца рук, большой палец отводим в противоположную сторону (изображаем как бы улыбку руками). Ладони направлены от себя.
Звук Э мы учимся произносить так:
открываем рот чуть шире, чем на звук И, растягиваем губы в улыбке. Напрягаем горлышко, т.к. довольно часто у детей звук Э в словах и фразе звучит как звук Е. Произносим в таких случаях звук утрированно. Совместно с движением рта закругляем пальцы рук. Ладони направлены друг к другу.
Звук Ы мы учимся произносить так:
открываем рот чуть шире чем на звук И, растягиваем губы в улыбке. Напрягаем горлышко, т.к. довольно часто у детей звук Ы в словах и фразе звучит как звук И. Произносим в таких случаях звук утрированно, с напряжением. Совместно с движением рта растопыриваем пальцы рук в разные стороны напрягая их. Ладони направлены от себя и в разные стороны.
9. Остановимся подробнее на "коварной" букве О. Будьте внимательны при подборе слов на звук О. Часто в печатных изданиях приведены примеры слов на букву и звук О неправильно. Можно увидеть очень распространённые картинки: ОГУРЕЦ, ОЧКИ, ОБЕЗЬЯНА. Но разве в этих словах звучит звук О? Нет! Вместо звука О мы слышим звук А. Нужно подбирать слова так, чтобы звук О был под ударением: ОКУНЬ, ОСТРОВ, ОСЕНЬ, ОКНА, ОВОЩИ.
10. Подведение итогов мероприятия. Ответы на вопросы родителей по данной теме.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогическое эссе учителя начальных классов
Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР