Конспект занятия по экологии в детском саду с использованием ИКТ. Подготовительная группа
Конспект занятия по экологии «Сохраним природу Ставрополья» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Ставропольского края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Ход занятия:
Слайд 1 Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся своим отличным настроением
(Этюд – приветствие)
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, матушка – Земля!
(обращаются к гостям)
Здравствуйте, мои друзья!
(дети присаживаются) Воспитатель. А теперь послушайте песню.
Слайд 2
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина") Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина? Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, край , район, станица)
Слайд 3
Да, мы с вами живём в Ставропольском крае, Новоалександровском районе, станице Расшеватской – они для нас самые родные.
А сейчас нам прочтут стихи:
Слайд 4
Ставропольский край родной, (Паша К.)
Есть на карте мировой
Ты меньше чем кленовый лист.
Здесь все народы собрались. Ребенок. У нас в сердцах, мой край родной и милый. (Даша Б.)
Ты как цветок прекрасен,
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский) Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо вам.
Слайд 5
Я сегодня хочу вас познакомить с необычной, современной книгой или интерактивной игрой, которая называется лепбук и которую можно сделать своими руками. Здесь помещается различная информация о каком-нибудь предмете, событии, времени года или природе. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ о лепбуках) Воспитатель: Вы хотите сделать свой лепбук о природе нашего края? Дети: Да. Воспитатель: Давайте составим проект такого лепбука. Для этого необходимо вспомнить всё, что мы знаем о природе Ставропольского края. (На магнитной доске постепенно выстраивается ряд карточек-надписей, так как дети умеют читать, определяющих разделы лепбука)
(Ставрополье - Моя малая Родина, Животные Ставропольского края, растения Ставропольского края, экосистема, Красная книга Ставропольского края, лекарственные растения Ставропольского края, Правила поведения в природе ) Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, по родному краю, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей- флора – мир растений, фауна – мир животных)
Слайд 6 Воспитатель. Наш лес напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый его житель. И мы попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы:
Дидактическая игра «Кому – что?»
Слайд 7
— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.)
– Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
Слайд 8
— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
Слайд 9
— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). Воспитатель. Мы с вами переходим к Животным нашего края. А о ком пойдет речь, узнаете из загадки:
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (лиса).
(Беру лису и выставляю на магнитную доску)
1. Где живет лиса? (в дупле, в норе, в гнезде). Выберите правильный ответ.
2. Для чего лисе длинный пушистый хвост? (чтобы ловить на хвост рыбу, чтобы заметать хвостом следы, чтобы использовать его как руль).
Еще загадка прочтет (Вера Е)
Что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
1. Чем питается заяц зимой? (орехами, корой деревьев, травой)
2. Зачем зайцу длинные ноги? (чтобы быстро бегать, рыть землю, прыгать по деревьям). Воспитатель. Молодцы, вы правильно ответили на вопросы!
- Кто еще живет в лесу? (перечисляют - беркут, синица, белка, волк, барсук, гусеницы, бабочки, паучки и т.д.). Чем они питаются? (птицами, орехами, грибами, травой, другими животными и растениями).
- Вот видите: одни животные питаются травой, другие насекомыми, а третьи другими животными.
И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.
Например: ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без леса. Лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.
Но для роста деревьев и других растений необходимы определенные условия. Какие? (свет, влага, тепло).
- Вот видите, как все связаны друг с другом и взаимозависимы, как звенья одной цепи. Ученые ее называют – пищевая цепочка.
- Посмотрите, если мы уберем одно звено, что тогда будет? Изменение одного звена влечет за собой изменение во всех остальных звеньях. Вот оказывается, почему надо сохранять всех животных и растения.
Слайд 10 с экосистемой Воспитатель: А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод, зайца, волка, солнца, тучи и т.д.
( Дети у интерактивной доски выполняют задание по очереди, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу). Воспитатель. А сейчас переходим к Растениям нашего края. Вы будите по очереди загадывать загадки и отвечать какое это растение.
1.На проталинке в лесу (Артем Ч.)
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
Слайд 11
2.На зелёном шнурочке (Саша Г.)
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Слайд 12
3.Как зовут меня, скажи (Ваня С.)
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый. .. (Василёк).
Слайд 13
4.Разбежались по лужайке (Виталина Г.)
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Слайд 14
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
А сейчас (Даша В) прочтёт стихотворение:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка".
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся)
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох)
И садятся птицы (приседают).
Ну а ты березка вся (встаём)
Стоишь листьями дрожа (кистями трусят)
(Дети присаживаются) Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, и прочитайте, что написано
(Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано )
Слайд 15
"ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ". Воспитатель.
1.- Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 16
2.Как называется книга, в которую заносят исчезающие виды животных и растений? (Красная книга). О чем нам говорит красный цвет?
Слайд 17
Слайд 18
3. Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
Слайд 19
(Раздаю детям сначала растения красной книги, затем животных и они называют их)
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24 Воспитатель. Молодцы, ребята! Мы с вами назвали какие растения и животные занесены в Красную книгу. Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, правила поведения в природе (прикрепляю на магнитную доску знаки, а они называют правило). Воспитатель. И теперь вы, как настоящие экологи, помогите разрешить вот такие ситуации:
1 ситуация: Дети пошли на прогулку. Вы видите, как мальчик из младшей группы сорвал травку и положил ее в рот. Что вы ему скажите?
2 ситуация: Вы со старшими друзьями оказались в парке или в лесу, и они начинают разводить костер. Как вы отнесетесь к этому?
3 ситуация: Вы с родителями пошли в зоопарк и видите, как кто-то из детей просовывает руку в клетку, бросает камешки в вольер, подает зверям из руки корм, стучит по клетке. Как вы к этому отнесетесь? Воспитатель.
- Молодцы, дети, вы ответили на все вопросы
Воспитатель. Ребята, сегодня мы обговорили почти все этапы, намеченные в Лэтбуке , но остались у нас что – то осталось. Это лекарственные растения Ставропольского края
Слайд 25
Слайд 26 Воспитатель. А теперь послушайте стихотворение:
Слайд 27
Дерево, трава, цветок и птица (Матвей Л.)
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если я сорву цветок, (Сеня Б.)
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Включить песню Ю. Антонова "Не рвите цветы"
1. Без чего невозможна жизнь на Земле? (без воды, почвы, воздуха, света).
2. Что приводит к загрязнению атмосферы: воды, воздуха, почвы? (выбросы грязного, вредного отравляющего дыма, дыма заводов, фабрик, выхлопные газы машин, свалки мусора и т.д.).
3. Что же делать? Как нам сохранить природу?
Максим К.
(Надо защищать природу, заботливо к ней относиться, соблюдать все правила поведения в природе, запрещать в больший количествах отлавливать рыбу, следить за чистотой воздуха, не выбрасывать мусор и т.д.).
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31 Игра « Рассортируй мусор по контейнерам»
Детям предлагаются контейнеры (стекло, пластик, пищевые отходы, металл, бумага) и карточки с различными предметами и они раскладывают в нужный контейнер.
Слайд 32
Давайте будем беречь планету, (Максим Ч)
Во всей вселенной подобного нет.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она? Воспитатель. Ребята, вы достойны звания «Юный эколог» и я вам вручаю медальки . (Надеть детям медальки)
Слайд 33 Воспитатель. И в заключение нашего занятия, произнесем девиз
"НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ!
Слайд 34 Воспитатель. Вот и подошло наше занятие к концу, мы с вами оформили наш ЛЭПБУК «Сохраним природу Ставропольского края». Ребята, скажите, что нового и интересного вы узнали и что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Рефлексия
Светлана Владимировна, я считаю, что ваше занятие не просто интересное, а очень нужное и полезное детям! Много игровых моментов, применение ИКТ-технологий. Вы, - молодец!