Творческий проект «Доброе королевство»
Возраст детей: 6-8 лет.
Длительность: долгосрочный.
Краткая аннотация
Данная работа адресована педагогам ДОУ и учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования и воспитателям групп продленного дня. Мной этот проект был проведен в подготовительной группе ДОУ, в настоящее время реализуется с учениками первого класса общеобразовательной школы во внеурочной деятельности и в группе продленного дня.
Проект «Доброе королевство» родился на пересечении двух направлений нашей с детьми творческой деятельности. Во-первых, мы продолжали ролевую игру «Необитаемый остров» (опубликована в №№10-12 журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад», 2013 г.). Во-вторых, в вечернее время я пересказывала детям фрагменты из книги Р.Толкиена «Хоббит, или туда и обратно». В какой-то момент в сюжет игры вошла историю о том, как на необитаемом острове было обнаружено поселение маленького народца – хоббитов. Дети решили построить для хоббитов дома, а потом город и целую страну. Дальнейшая деятельность по планированию, созданию макета и изготовлению атрибутов для игры была структурирована мной в форме проекта, который получил название «Доброе королевство».
Проект нацелен на развитие социально-культурных компетенций детей, интеллектуальных и творческих способностей, ручной умелости и предполагает интеграцию в игровой форме разнообразных видов детской деятельности.
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из важных задач дошкольной педагогики является подготовка детей к жизни в современном обществе и к обучению в школе. На занятиях по ФЦКМ мы много рассказываем детям о достопримечательностях родного города и его истории, о городской архитектуре, транспорте и правилах безопасности дорожного движения. Проект «Доброе королевство» призван обеспечить благоприятные условия для интернализации этих знаний через собственное творчество ребенка, что приводит к формированию осознанного отношения к окружающей действительности и воспитанию любви к своей стране.
Наилучшим образом усваиваются те знания, которые ребенок получает в эмоциональной, игровой форме. Изготавливая какую-то поделку или рисунок под руководством педагога, дети часто не ощущают личной заинтересованности. Нет интереса – нет радости, нет творчества. Самое большее, на что может рассчитывать ребенок – это родительская похвала. Но родители порой забывают даже об этой малости, и очередной детский рисунок летит в мусорную корзину. Бессмысленный труд невыносим, как для взрослого человека, так и для ребенка. Совсем другое дело, если ребенок изготавливает предмет, который понадобится ему для игры. Еще больше возрастает значимость поделки, если ребенок участвует в коллективном процессе, если то, что он создает, будет частью увлекательной игры, которой он с друзьями посвятит много дней.
По моим наблюдениям, проектная форма наилучшим образом отвечает требованиям современной деятельностной педагогики, нацеленной на формирование у детей ключевых компетенций и всестороннее развитие личности. Если традиционная, или экстенсивная педагогика ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д., то проектная деятельность направлена на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций, вопросов со стороны детей, которые поведут исследование в новом направлении.
Актуальность проекта «Доброе королевство» состоит именно в том, что он позволяет детям получать необходимые знания и формировать ручные навыки в ходе коллективной практической деятельности, тесно связанной с игрой и поэтому имеющей высокую ценность в глазах ребенка. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, а знания усваиваются без всякого труда. Новаторство проекта заключается в стимулировании познавательной деятельности детей, их креативности и самостоятельности за счет живого интереса к сюжету игры, непрямом управлении детской деятельностью через развитие сказочного сюжета педагогом.
Что такое город? Как он устроен? Откуда в магазинах берутся продукты? Откуда в домах вода, электричество, тепло? Кто ремонтирует дороги и строит здания? Кто управляет городским хозяйством? До начала проекта «Доброе королевство» дети не задумывались над этими вопросами. Город состоял для них из коробок жилых домов и торговых центров, расставленных вдоль улиц. В ходе оживленных дискуссий выяснилось, как много вещей необходимо людям для жизни в городе. Дети узнали о разных способах планировки города, о том, что город похож на живой организм, который растет и питается. Они с воодушевлением принялись за планирование собственных городов, крупными печатными буквами, порой с ошибками, подписывая: «театр», «музей», «телебашня»….
Расчерчивая дорожные развязки на макете города, дети на кончиках пальцев узнали значение правил дорожного движения. В уютных домиках поселились хоббиты, слепленные из пластилина. Подняли свои купола соборы и шпили башен. Были разбиты скверы и парки… Город зажил своей жизнью, дети каждое утро прибегали в сад с новыми идеями: «Я придумал новый вид транспорта», «Я сделаю телескоп для наблюдений за космосом», «Я поселю золотых рыбок в городском пруду», «Я поставлю часы на городской ратуше».
Математика, обучение грамоте, рисование, лепка, ручной труд – все занятия оказались подчинены замыслу «Доброго королевства». И дети были счастливы. Они трудились для общего дела и гордились своим вкладом в жизнь города. Не замечая, что учатся писать и читать, чертить и понимать схемы, дружить и понимать друг друга. Ведь так и должно быть в детском саду: самое главное – счастье детей, их эмоциональная вовлеченность в групповую деятельность. Нет проку в знаниях, которые навязываются без любви, без радости.
Цель проекта: Дать детям представление о городе как сложной социальной системе, интернализировать знания детей о городской жизни посредством интеграции в игровой форме разнообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
• Дать детям доступные детскому восприятию сведения об истории города, его планировке.
• На примере города Мытищи обогатить знания детей о структуре и функциях города как сложной системы.
• Учить детей ориентироваться в природной и социальной среде обитания, совершенствовать умения и навыки взаимоотношений с взрослыми горожанами и сверстниками.
• Развивать интеллектуальные способности и ручную умелость детей.
• Формировать навыки сотрудничества.
• Развивать у детей образное мышление, фантазию, творчество.
• Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Продолжительность: 3 месяца.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Предполагаемый результат:
- Развитие интереса к архитектуре родного города;
- Формирование у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Развитие графических навыков и ручной умелости детей;
- Умение решать проблемные ситуации;
- Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Составление плана работы педагогов.
2. Практический:
- Непосредственная работа педагога с детьми, родителями.
- Самостоятельная игровая, познавательная и исследовательская деятельность детей.
3. Презентационный:
- Оформление макета «Доброе королевство»;
- Фотовыставка «Мы строим город».
- Выставка рисунков «На улицах города».
4. Итоговый:
- Подведение итогов, анализ полученных результатов.
- Определение перспективы на будущее.
Модель реализации проекта:
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана необходимая литература, слайды и видеофильмы для показа детям, было проведено родительское собрание на тему «Прогулки по городу». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.
Начали мы с дискуссии о привычных вещах, которые нас окружают дома. Всегда ли они существовали? Как бы мы жили, обходясь без электричества, бытовых приборов, мебели? Могли ли вещи, которыми мы пользуемся, быть иными? Что, если бы комнаты были не прямоугольными, а круглыми? Какая бы мебель подошла к круглым, треугольным стенам? Обязательно ли пользоваться столом и стульями? Удивительное дело, но в ходе генерирования творческих идей дети приходили к решениям, успешно использованным в других, древних или восточных культурах.
Дети часто мечтают иметь собственный дом. Быть в нем полновластными хозяевами. Так реализуется одна из базовых человеческих потребностей – потребность в безопасности. Поэтому к созданию и оборудованию игрушечных домиков дети отнеслись с огромным энтузиазмом. Пластилиновые человечки, которых они поселили внутри – ведь это проекции их самих, воплощение мечты о взрослой успешной жизни. Хоббиты наделялись профессиями, о которых мечтали дети. «Аватары» робких детей целыми днями сидели в своих домиках, дети с активным характером претендовали на должности в городской администрации. Один из мальчиков, Илья, путем голосования был избран королем и построил себе замок в центре города. На шпиле самой высокой башни был водружен флаг королевства, дизайн которого разработал Данила. Коля построил в городском парке зоопарк с динозаврами. Егор решил, что в городе обязательно должна быть церковь. Девочки вместо картонных домиков слепили добротные коттеджи из цветного теста.
Для некоторых детей город сводится к той улице, по которой он с мамой ходит в детский сад или спортивную секцию. Некоторые успели повидать другие города, другие страны. Но никогда раньше дети не вдумывались в механизм городской жизни, не относились к городу как к системе из множества важных частей. Проект «Доброе королевство» заставил их посмотреть на город с этой, взрослой точки зрения. Почувствовать себя архитекторами и администраторами. Почувствовать ответственность за жизнь в созданном городе.
Из рассказов воспитателя, видеофильмов и слайдов дети получили много информации о том, как живет город. Откуда в кранах вода, а в магазинах продукты, куда девается мусор из баков. Кто обеспечивает порядок в городе, для чего нужны деньги, и можно ли построить город без больниц, школ и театров. Весь этот материал дети творчески переработали, создав сначала план города, а затем – коллективный макет, на котором каждый разместил то, что считал наиболее важным. Кто-то – футбольный стадион, кто-то – телебашню, а кто-то – городской парк с аттракционами.
Строительство города Хомби потребовало от детей много усилий, объединило их общей целью. Но вот макет построен. Передо мной, воспитателем, встал вопрос: что дальше? Наблюдая за играми детей в рамках проекта, а заметила, что мальчишки постепенно вооружают свою часть города. Возникла даже идея объявить войну «девчоночьей» стороне. Чтобы предотвратить «гражданскую войну» в нашем Королевстве, пришлось создать образ внешнего врага. Раз «Доброе королевство» принадлежит хоббитам, пусть врагом будет страна Мордор из книг того же Толкиена. Я предложила детям эту идею, и они с энтузиазмом принялись ее воплощать. Скоро неподалеку от города Хомби выросли мрачные башни Мордора. Его строили только мальчики, увлеченно обсуждали системы вооружения, лепили «воинов-орков» и самого Темного Властелина.
В ответ вокруг Королевства выросли крепостные стены и защитные башни. В Добром Королевстве появился артефакт, волшебный кристалл, который дети прятали от разведчиков Мордора. Между городом и Мордором начались бои. За «плохих» играли лишь несколько мальчиков, и то, оговаривая, что они условно или временно «плохие». Изобретатели с обеих сторон линии фронта разрабатывали необычное, ставящее врагов в тупик оружие. Например, пушки, стреляющие «добрящим мороженным», съев которое, солдаты отказывались воевать, усыпляющие конфеты. Конечно, всякий раз побеждали добрые силы, Темный Властелин трусливо бежал из страны, а разрушенный город отстраивался.
В какой-то момент я поняла, что ресурс игры скоро будет исчерпан. И тогда мы торжественно передали малышам из средней группы оба королевства с подробными наказами и инструкциями. Пусть играют!
Последний, четвертый этап проекта «Доброе королевство» - итоговый.
По итогам проекта была проведена выставка детских рисунков «Мой город», фотовыставка «Мы строим город».
«Доброе королевство» продолжало жить в средней группе детского сада, дети нашей группы подружились с малышами и стали их наставниками.
По-настоящему интересные игры не умирают. Наш проект не завершился, а претерпел трансформацию: мы сочинили историю о короле, его дочери-принцессе и храбром рыцаре. Вместо пластилиновых человечков в игру вступили сами дети, и вскоре был подготовлен и показан родителям спектакль по придуманной коллективно сказке «Драконий остров».
Так и должно быть в детском саду, если относиться к творческой игре всерьез: в игровой занимательной форме усвоение знаний и наработка необходимых для школы навыков происходит так же незаметно, как растет ребенок.
Для нашей группы проектная форма работы не является чем-то исключительным. Параллельно с проектом «Доброе королевство» в группе разворачивался долгосрочный проект «Лепная сказка», в рамках которого и была написана сказка «Драконий остров», а чуть позже мы запустили образовательный модуль «Я изучаю мир», который позволил детям проводить множество увлекательных естественнонаучных опытов.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре
Сущность игровой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте
Виды игр и их классификация в педагогике