Из опыта работы учителя начальных классов «Мы исследуем мир»
Исследовательская и экспериментальная деятельность в первом классе.
В новом Законе об образовании сказано, что в современном мире «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в начальной школе. Внеурочная деятельность по направлению «общее интеллектуальное развитие» проводится в нашем классе в форме занятий кружка «Мы исследуем мир».
В детях есть врожденное стремление к постижению предметов, явлений окружающего мира и их исследованию. Задача педагога – не погасить, а наоборот, развить эту искру живого интереса. Для этого у нас в классе создана творческая атмосфера, где поощряется умение детей нестандартно мыслить, задавать вопросы и самостоятельно решать проблемные ситуации. Если ученик задает интересный для всех вопрос, например, «Почему падает снег?», я стараюсь исчерпывающе, на доступном уровне на него ответить, причем зачастую для этого требуется подобрать литературу, видеоматериалы, провести наблюдения и опыты, обсудить результаты, рассказать об агрегатных свойствах воды и ее роли в природе больше, чем предусмотрено учебному программой по Окружающему миру. Таким образом, учащиеся не только получают новые знания об исследуемом явлении, но и приобретают практический опыт, занимаясь экспериментальной и творческой деятельностью.
Формы внеурочной деятельности позволяют объединить вокруг проблемной цели отдельные группы учащихся, в полной мере использовать такие современные методики, как технология проблемного обучения, проектная деятельность, и особенно метод учебного экспериментирования как наиболее полно выражающий деятельностный подход к образованию, выраженный в требованиях ФГОС. Кроме того, командный принцип работы способствует сплочению класса, развивает у детей навыки сотрудничества.
Экспериментальная работа вызывает у учащихся интерес к исследованию природы, развивает их ум, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию исследовательского типа мышления. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.
Какие эксперименты можно проводить с первоклассниками? Самые разнообразные. Если по каким-либо причинам невозможно провести наглядный эксперимент, всегда можно провести его мысленно, используя доступную пониманию школьника модель исследуемого явления. Опыты предваряются и сопровождаются рассказом учителя, обсуждением, дискуссией по поводу наблюдаемых явлений. Таким образом, к пониманию основополагающих законов природы школьник приходит в результате собственного размышления и сопоставления фактов, а не получает знания в готовом виде. К таким – живым, полученным на собственном опыте сведениям о мире – у детей возникает совершенно иное, эмоциональное отношение.
Для того, чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть ищущей, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где другого человека все обыденно и привычно. Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и не делать вид, что нам, взрослым, давным-давно все ясно в этом мире. «Отчего дует ветер? Сверкает молния? Что такое огонь? Из чего сделана зубная паста? А кирпичи? Почему не падают самолеты? Как светит лампочка?» - Вот с таких детских вопросов и началась наша исследовательская деятельность.
Темы исследований были объединены нами в следующие образовательные модули: «Космос», «Тайны вещества», «Свет и цвет», «Вода», «Воздух», «Магнетизм», «Электричество», «Растения», «Невидимый мир».
Помимо демонстрационных опытов в рамках каждого модуля использовались следующие методы и приемы:
• Наблюдения за физическими явлениями.
• Эвристические беседы.
• Знакомство с глобусом, картами, компасом, микроскопом.
• Создание моделей исследуемого явления.
• Рассказы о великих изобретателях и ученых.
• Просмотр видеофильмов.
• Чтение познавательной литературы.
• Создание творческих продуктов.
• Самостоятельное экспериментирование.
Планируемая нами исследовательская работа тесно связана с разработанной А.А. Плешаковым программой по Окружающему миру для первых классов («Школа России»). Проводимые на занятиях кружка опыты соответствуют календарным темам учебника. Считаю, что такая форма работы является актуальной и востребована, хотя требует от педагога много творческой энергии, открытости, готовности идти навстречу детской исследовательской мысли и соответствующего материально-технического оснащения.
План исследовательской деятельности в первом классе
Экспериментальная часть
Приложение.
1. Оборудование для исследовательской деятельности:
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.
2. Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
3. Правила безопасности жизнедеятельности учащихся:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
4. Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Литература:
1. Занимательные опыты и эксперименты – М., - Айрис Пресс, 2007.
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Мы исследуем мир.docx. Инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» Авторы ИУМК: Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов и Н.Л. Табачникова, З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. -2008.
Скачать Исследовательская и экспериментальная деятельность в 1 классе
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская деятельность во 2 классе
Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Похожие статьи:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира
Формы исследовательской деятельности младших школьников
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков