Обучение детей сочинению литературных сказок.
Сказкотерапия для младших школьников
Ребенок-сказочник
Данная работа обращена к педагогам и психологам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ней описан мой опыт по обучению детей сочинению литературных сказок и использованные в ходе этой работы элементы сказкотерапии.
Одним из направлений психолого-педагогической работы по гармонизации личности ребенка с целью его социализации и адаптации к школьным требованиям является сказкотерапия. Этот метод, использующий сказку для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, недаром популярен сегодня. Но часто под сказкотерапией подразумевается лишь работа над фольклорными и терапевтическими сказами с последующей их иллюстрацией и драматизацией. Мы же обучаем детей непосредственно детскому литературному творчеству. Считаем, что работа над авторской сказкой необходима для развития художественного воображения, эмоциональной сферы, для овладения речью не просто как средством общения, а как средством художественной выразительности. Кроме того, авторская сказка является прекрасным диагностическим и гармонизирующим детскую психику инструментом.
Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознательного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции, отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная история – это драма его внутренней жизни. Если взрослый писатель может отделить себя от личных переживаний и пристрастий и создавать произведения в соответствии с логикой и замыслом, то ребенок к такой отстраненности еще не способен. Фантазии вырываются из него, как пар из кипящего чайника.
Наша работа ведется на базе творческой студии «Лепная сказка» и во внеурочной деятельности с первоклассниками общеобразовательной школы. Возраст детей семь - восемь лет.
В своей работе мы используем следующие приемы и методы:
1. Сочинение историй (коллективных и авторских).
2. Рефлексивный анализ, обсуждение.
3. Игры-драматизации.
4. Моделирование сказочного мира.
5. Лепка и рисование по придуманным сказкам.
6. Инсценировка по сказкам и изготовление атрибутов к спектаклям.
В 2013 г. по мотивам придуманной коллективно сказки мы поставили яркий и необычный спектакль «Драконий остров», который был показан на сцене районного Дворца Молодежи. Все атрибуты и декорации к спектаклю создавались руками детей.
В нашей студии создана такая психологическая атмосфера, при которой любой ребенок принят таким, какой он есть. Дети знают, что я отношусь к ним с уважением и интересом, высоко оцениваю их творчество, поэтому с радостью делятся со мной своими открытиями, свободно говорят на любую тему и без опасений выражают свое мнение. Они знают, что я не буду критиковать придуманные ими сказки. Поэтому даже дети, которые, по мнению родителей, «лишены воображения», на занятиях раскрываются как творческие личности и удивляют нас своими историями.
Мир детской души совсем не так безмятежен, как хотелось бы нам, взрослым, верить. Дети испытывают сильные чувства, хотя сами их порой не осознают. Здесь и тревога за свою безопасность, и сложные отношения со сверстниками и взрослыми, и страх оказаться неуспешным. Чего стоят одни только школьные перемены! Невольно вспоминаются строчки Н. Лиснянской:
Перемена, перемена!
Все орут одновременно,
Все бегут туда-сюда
Как орда на города!
Детские неврозы и отклонения в поведении возникают чаще всего из-за конфликта между требованиями, предъявляемыми к школьнику, и его актуальными возможностями.
Главное в сказкотерапии – не получить правильный, «причесанный» литературный продукт, а дать ребенку возможность овеществить, выразить то, что скрыто в его подсознании. В процессе такой вербализации поток образов из подсознания теряет свою разрушительную энергию, образы осознаются и интегрируются в сознание, тем самым психика ребенка приближается к целостности и гармонии. А педагог получает бесценный диагностический материал, который помогает ему правильно строить воспитательную работу с каждым школьником.
Расскажу о нашей методике сочинения сказок. На первом году обучения мы используем метод карточек-пиктограмм, значение которых основано на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Опираемся при этом на труды В.Проппа и Д.Родари, много работаем с детьми над раскрытием структуры сказки как жанра, над развитием речи учащихся и обучению их символическому мышлению. Дети выкладывают схемы известных сказок и сочиняют свои коллективные сказки на основе аналогичных схем. Переходя от сказочного сюжета к его схеме, учащийся тем самым переходит от конкретного мышления к абстрактному и учится оперировать символами. Этот навык относится к метапредметным и весьма необходим ученику на уроках математики и русского языка, при составлении схемы слова и схемы задачи. Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались нами так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. (Приложение 1)
Конечно, мы не использовали в работе с детьми все 31 функции, обозначенные Проппом, а только наиболее часто встречающиеся. С другой стороны, в процессе сочинения мы не ограничивали фантазию детей только имеющимися функциями, используя их в дальнейшем как опорные маяки, а не жесткую схему.
В процессе непосредственного сочинения сказок мы также переходим от простых методов к сложным, нетривиальным.
На эту тему в журнале «Обруч» №3 за 2013 г. была опубликована моя статья «Ключ к фантазии».
Приемы, используемые нами при сочинении сказок:
• Сочинение с опорой на известный сказочный сюжет, перенесение действия в наши дни. При этом выкладывается схема базовой сказки.
• Сочинение с опорой на куклы-персонажи (Баба-Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, звери и птицы).
• Сочинение с опорой на два любых слова (существительное+существительное, существительное+глагол, существительное+прилагательное).
• Сочинение с опорой на набор карточек, выполненным по детским рисункам.
• Сочинение с опорой на три случайно взятых предмета.
• Сказки-перевертыши, где Баба-Яга, к примеру, борется со злом.
• Сказки, базирующиеся на придумывании волшебных свойств обычных предметов, вроде розовой шапки, что превращает надевшего ее в розу, или ложки, которая гоняется за ребенком, чтобы накормить его кашей.
• Сказки, начинающиеся с невероятного предположения. Например, а что, если бы однажды все взрослые превратились в игрушечных человечков из конструктора Лего?..
• Сказки-трансформации снов, обычно неприятных, тревожащих ребенка.
• Сказки-трансформации образов бессознательного, прорывающихся в рисунках и навязчивых фантазиях ребенка.
• Сказки, опирающиеся на иллюстрацию к книге или репродукцию фантастической картины, например, белорусского художника П.Кульши.
На втором году обучения мы перешли от литературных импровизаций по мотивам традиционной волшебной сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжет которых задавали сами дети, уже не опираясь на пиктограммы, но лишь на внутреннюю потребность в проговаривании того или иного тревожащего ребенка мотива. Неудивительно, что авторские сказки такого рода по форме ближе всего к сновидению и уязвимы для критики с литературной точки зрения. В процесс сочинения авторских сказок я никак не вмешиваюсь, лишь записываю по просьбе ребенка историю, которую он диктует.
Другое дело коллективные сказки. Они требуют больше времени, иногда сказку, начатую в студии, дети продолжали дома, а заканчивали лишь через несколько недель, потому что намеченный конфликт никак не удавалось разрешить. Сочинение таких сказок я координировала, требуя, к примеру, большей достоверности, разработки диалогов, описаний, логического развития событий. И, конечно же, счастливого конца. Обычно такие сказки начинались с образа, вызывающего тревогу у одного из детей. Так, сказка «Черный стул» началась с фантазии мальчика В. о стуле, с которого исчезают дети. Несмотря на тревожное начало, совместными усилиями сказка была выстроена как героическая эпопея, в которую вплелись мотивы войны с фашистами. В конце истории справедливость восторжествовала, а герои были вознаграждены за храбрость.
Не случайно именно эта сказка стала лауреатом Всероссийского литературного конкурса «Волшебное слово» 2014 года и прозвучала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Изложенная ниже сказка «Волшебные крылья» была написана С., хорошо успевающей девочкой с высоким уровнем притязаний.
Волшебные крылья
Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать. Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но летать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб. Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея исполнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Даша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей в парке и лесу. Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу. Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья. Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками, и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку выгнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки появилась своя школа, в которой училась только она, и никто ей не мешал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа исчезла, и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала и просила, чтобы все стало, как раньше. Когда у нее снова выпал зуб, она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея сказала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила девочке 500 рублей. Даша сказала:
- Зачем мне деньги, я хочу летать!
Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей, и в нем продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно быть очень смелой. На следующий день девочка попросила у папы еще денег, потому что крылья стоили дорого, и нашла магазин фей. Она купила крылья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.
Как и героиня своей истории, С. ощущает себя особенной, лучшей, достойной необыкновенного дара. В сказке этот дар – крылья. Символ свободы и независимости, полета фантазии. Крылья - это окрыленная душа, вдохновение, мечта.
Почему же люди не рукоплещут, почему ей приходится прятать свои крылья? Врач считает крылья болезнью, учитель – нарушением правил, и даже родители требуют от них избавиться. Героиня учится скрывать свой дар, но это ей недолго удается. Наконец, прижатая к стене, она обещает отказаться от крыльев – и они исчезают. Сюжет напоминает историю Золушки, которой тоже помогала фея. Едва Даша дрогнула, отступила перед напором родителей, как волшебство рассеялось, крылья вместе с прекрасной школой (аналог королевского дворца) исчезли. Если в народной сказке справедливость восстанавливает принц, то в сказке С. девочка получает еще один шанс: она может купить крылья. Правда, они стоят дорого, как любой ценный товар. В качестве образа из сна деньги представляют эквивалент энергии, личных усилий. В девочке очень развиты лидерские качества, стремление к свободе и независимости. Мечты ведут ее очень далеко. Но подсознание поправляет: жизненный успех нельзя получить, как дар, за него придется заплатить личными усилиями. Учитель и родители напоминают ей: только усердным трудом можно добиться своей цели.
Мне кажется, финал сказки о крыльях позитивен. Развитое мышление девочки и сильная воля помогут ей добиться успеха, несмотря на трудности. Причем, трудности не внешние, а внутренние. В первую очередь это неумение С. договариваться, решать конфликты мирным путем. Она горда и не допускает, что «крылья» могут быть не только у нее. Мы с ней говорили по душам на эту тему и девочка, кажется, извлекла урок, стала доброжелательнее относиться к своим сверстникам.
Детское сочинительство в «сыром», необработанном виде по своей сути близко к фантазированию и его внешнему проявлению в режиссерской игре. Сюда же можно отнести сюжетно-ролевые игры, в которые играют дети без вмешательства взрослых. Эти игры, которые могут длиться часами, представляют собой спектакль без зрителей. Если вслушиваться в диалоги детей, можно различить контуры фантастических приключений или драматических историй. Здесь также очень ярко проявляется бессознательное ребенка. Сюжетной канвой для таких игр часто служат популярные среди детей сериалы «Трансформеры» и «Винкс».
Влияние работы со сказками на развитие эмоциональной и когнитивной сферы ребенка мы отслеживаем с помощью проективных методик. В начале и конце учебного года проводили с детьми следующие рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного», «В кого бы меня заколдовали», «Нарисуй историю» (тест Силвер), «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Семья животных».
Хорошее знание детей, их интересов помогает более взвешенно относиться к результатам подобных тестов. Например, по традиции считается плохим показателем, если в проективном тесте «Нарисуй несуществующее животное» или «В кого бы я превратился» ребенок рисует не живое существо, а механизм. Но все положительные герои «Трансформеров», растиражированные в виде популярных игрушек серии «Лего», - механизмы. Что удивительного, если ребенок, который любит этот фильм, или играет на планшете, управляя монстрами, изображает себя тоже в виде монстра? Психика ребенка отражает действительность. С этим можно бороться, лишь заменяя агрессивные игры и фильмы другими, несущими позитивный настрой. Поэтому, интерпретируя результаты рисуночных тестов, следует учитывать влияние среды на ребенка.
Главная задача, которую мы, педагоги, ставим перед собой, - это всестороннее развитие и гармонизация личности ребенка. Считаю, что комплексная работа со сказками, которую мы проводим, и которая включает литературное творчество детей, драматизацию и реализацию сказочных сюжетов в лепке и изобразительном творчестве, как нельзя лучше отвечает этой задаче, является актуальной и способствует достижению новых стандартов в школьном образовании.
Приложение "Пиктограммы к сказкам" можно посмотреть здесь /blogs/svetlana-vladimirovna-markovskaja/piktogramy-k-skazkam.html
Литература:
• Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.
• Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.
• Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей 5-8 лет
Литературное творчество школьников
Логосказки в системе коррекции речевых нарушений
Пиктограммы к сказкам
Похожие статьи:
Сказкотерапия для детей
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия в семье
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева