Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логосказки в системе коррекции речевых нарушений

ЛОГОСКАЗКИ
Выполнила: учитель-логопед МБОУДОД «ДООспЦ» г.Владимира Михайлова Наталья Александровна
СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКОТЕРАПИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ЦЕЛЯХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА
Цель: познакомить родителей с термином «Сказкотерапия», «Логосказка»; научить родителей воспитанию детей через сказку; попробовать свои силы в написании «Волшебной сказки».
Задачи, направленные на преодоление неправильного звукопроизношения в «Логосказке»:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Сегодня я хочу рассказать вам о сказкотерапии для детей в логопедии. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Многих родителей, выбирающих очередную книгу сказок для своего малыша, имеющего нарушения звукопроизношения, интересуют следующие вопросы:
• Когда ребенок становится способным воспринимать «Волшебные сказки»?
• В какой мере сказка может помочь в решении речевых проблем ребенка?
Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия (это в психологии), но так же, сказку можно применять и в логопедии, а именно в автоматизации (отработке) звуков. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка:
• побороть страх и капризы,
• развить волю и смелость, внимание и память,
• отработать, поставленные на занятиях трудные звуки.
Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев и в не принужденной обстановке.
Логопедические сказки или «Логосказки»:
• При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• А если сказка сочиняется и рисуется с мамой – это вдвойне интересно!
• Автоматизируем звуки, путешествуя в сказку!
Родителям и детишкам с проблемами в произношении тех или иных звуков было предложено сочинить и нарисовать сказку, в которой встретилось бы достаточно много слов с проблемными звуками. Вот что из этого получилось:






Сейчас появилось большое количество пособий для родителей, аудио книги. Что же входит в проведение логосказки, какие занятия можно использовать дома?
1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Часто повторяющиеся слова, поговорки, ребенок, может проговаривать совместно с взрослым или самостоятельно.
2. Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки.
3. Сочиняем сказки. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в нужную сторону.
4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми, решения психологических и логопедических проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.
Сказочно красивая речь – моя цель!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Сказкотерапия для детей 5-8 лет Пиктограммы к сказкам Психологическая сказка для педагогов про чувство вины

Похожие статьи:

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе | Конспект осеннего развлечения для детей средней-старшей группы
Опубликовано: 3709 дней назад (8 октября 2014)
Просмотров: 5855
+4
Голосов: 4
Ильзира Равиловна Салаева # 8 октября 2014 в 22:02 +1
Действительно Наталья вы правы. дети очень любят сказки и с их помощью намного проще работать с детьми. Они более охотно контактируют с воспитателем. В своей работе я тоже использую сказки только артикуляционные. Ведь это так интересно послушать интересную историю.
Наталья Александровна Михайлова # 14 октября 2014 в 13:30 0
Здравствуйте! Да, Вы правы, сказка в любом виде хороша! Она помогает не только в логопедии, но и в других аспектах развить личность ребенка.
Наталья Михайловна Морозова # 8 октября 2014 в 22:45 +1
Какую интересную форму работы Вы используете!!! С удовольствием прочитала всю статью. В прошлом году я тоже пробовала проводить совместную с родителями работу по сказкам, но у нас это ограничилось конкурсом "Новогодняя сказка", где дети со своими родителями придумывали новогоднюю историю и рисовали к ней иллюстрацию.
Ваш опыт мне показался очень интересным. Очень бы хотелось его применить на практике ближе к концу года, когда у детей уже будет скорректировано звукопроизношение.
Большое Вам спасибо за идею!!! С удовольствием голосую!
Наталья Александровна Михайлова # 14 октября 2014 в 13:32 0
Здравствуйте! Очень рада, что мои творческие находки нашли положительный отклик и свое развитие в разных направлениях.
Татьяна Волкова # 9 октября 2014 в 12:40 +1
Доброго времени суток. Очень интересная методика работы с родителями, вы совершенно правы, сказка является отличным воспитательным методом и всегда ей являлась, несмотря на сегодняшнее отношение к некоторым сказкам с позиции правового отношения. Голос.
Наталья Александровна Михайлова # 14 октября 2014 в 13:36 0
Здравствуйте! Работа со сказкой всегда интересна и несет в себе некий сюрприз- никогда не знаешь чем она закончится. Конец может быть настолько неожиданным и в этом прелесть работы со сказкой!
Анастасия Викторовна Денисова # 10 октября 2014 в 14:18 +1
Замечательный подход для объединения родителей с детьми.Сейчас очень непросто организовать родителей на совместную деятельность по коррекции звукопроизношения. Дети очень любят фантазировать,простую сказку они сочинят и без помощи взрослых,а вот с подбором слов,содержащих тот или иной звук помогут родители!По-моему,это отличная идея!
Наталия Олеговна Семишкур # 10 октября 2014 в 18:40 0
Что бы сделать речь детей сказочно красивой нужно использовать все средства. Логосказка это замечательный способ и звук автоматизировать , и поработать над связной речью. Я тоже использую в своей работе элементы сказкотерапии и остаюсь всегда довольна, потому что вижу , как нравится это деткам. Удачи вам и фантазии.
Наталья Александровна Михайлова # 14 октября 2014 в 13:52 0
Спасибо, за добрые слова! Работа с детьми всегда полна неожиданностей (приятных!). Ставя перед собой одну цель- закрепление поставленных звуков в речи, не вольно открываются другие- сплочение семьи. Очень приятно смотреть на родителей, которые увлеченно рассказывают о выполнении домашнего задания с ребеночком. Как они "открывают" для себя неизвестный детский мир!