ЛОГОСКАЗКИ
Выполнила: учитель-логопед МБОУДОД «ДООспЦ» г.Владимира Михайлова Наталья Александровна
СОВМЕСТНАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДА, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКОТЕРАПИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ЦЕЛЯХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОГО ЗВУКА
Цель: познакомить родителей с термином «Сказкотерапия», «Логосказка»; научить родителей воспитанию детей через сказку; попробовать свои силы в написании «Волшебной сказки».
Задачи, направленные на преодоление неправильного звукопроизношения в «Логосказке»:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Сегодня я хочу рассказать вам о сказкотерапии для детей в логопедии. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Многих родителей, выбирающих очередную книгу сказок для своего малыша, имеющего нарушения звукопроизношения, интересуют следующие вопросы:
• Когда ребенок становится способным воспринимать «Волшебные сказки»?
• В какой мере сказка может помочь в решении речевых проблем ребенка?
Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия (это в психологии), но так же, сказку можно применять и в логопедии, а именно в автоматизации (отработке) звуков. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка:
• побороть страх и капризы,
• развить волю и смелость, внимание и память,
• отработать, поставленные на занятиях трудные звуки.
Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев и в не принужденной обстановке.
Логопедические сказки или «Логосказки»:
• При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• А если сказка сочиняется и рисуется с мамой – это вдвойне интересно!
• Автоматизируем звуки, путешествуя в сказку!
Родителям и детишкам с проблемами в произношении тех или иных звуков было предложено сочинить и нарисовать сказку, в которой встретилось бы достаточно много слов с проблемными звуками. Вот что из этого получилось:
Сейчас появилось большое количество пособий для родителей, аудио книги. Что же входит в проведение логосказки, какие занятия можно использовать дома?
1.
Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Часто повторяющиеся слова, поговорки, ребенок, может проговаривать совместно с взрослым или самостоятельно.
2.
Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки.
3.
Сочиняем сказки. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в нужную сторону.
4.
Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми, решения психологических и логопедических проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.
Сказочно красивая речь – моя цель!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе
Сказкотерапия для детей 5-8 лет
Пиктограммы к сказкам
Психологическая сказка для педагогов про чувство вины
Похожие статьи:
Сказкотерапия для детей
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия в семье
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева