Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская деятельность во 2 классе

Исследовательская деятельность во 2 класса "Куклы бывают разные или чудесная кукольная история"
Автор: Щербакова Елена Алексеевна - учитель начальных классов МОУ ООШ №6 города Аткарска.
Данная работа предназначена для учащихся 2 класса. Проект содержит в себе информацию от первых тряпичных кукол до современных игрушек.
Наша главная цель — проследить историю возникновения и назначение кукол, пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле.
Задачами данной работы являются:
- изучение истории возникновения народной куклы;
- изучение видов кукол;
- научиться изготавливать куклу и поделиться своим опытом с учащимися;
Актуальность работы состоит в том, что: кукла является отражением жизни русского народа. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования.
К методам, которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:
• анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций кукол;
• анализ представлений о народной кукле у учащихся нашей школы на основе анкетирования, и у людей более старшего возраста при помощи вопросов.
Проводя исследование, нам хотелось бы выяснить, любят ли современные дети играть в куклы; каких кукол они знают; знают ли какие куклы были раньше.
Как птицы из всего строят гнезда,
Так дети из всего мастерят себе куклу.
В. Гюго

Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве. Давайте сегодня погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках - о куклах. Посмотрите сколько их у нас! Кто-то из вас спросит: « А что о них говорить? Куклы они и есть куклы». Тогда ответьте на простой вопрос: «А что же такое кукла?»
Если ответить на этот вопрос очень просто, то кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» и означает что-то свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, играя в дочки-матери. А в словаре Даля «кукла» - это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного.
Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Вот уже и легче стало. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет!
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменная его спутница. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла - посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых— это единственная возможность вернуться в мир детства. Вспомните, когда вы были маленькими, вам не казалось, что когда наступает ночь и все люди засыпают, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью? А давайте проверим, может это действительно так?
(демонстрируется клип «Колыбельная», выходят куклы)
1 кукла: -Наконец-то все угомонились.
2 кукла: -Ой, а что это за старая корзина?
1 кукла: -Я видела, как хозяйка сегодня днем принесла эту корзину с чердака.
3 кукла: -Апчхи-апчхи. Как здесь красиво! Где это я?
1 кукла: -Ты кто?
3 кукла: -Я - кукла.
2 кукла: -Ха-ха-ха. Какая ты смешная. Разве такие куклы бывают? Вот мы куклы! Посмотри, какие мы новые, нарядные и красивые. А ты откуда такая взялась, что-то мы тебя раньше здесь не видели?
3 кукла: -Конечно не видели. Знаете, сколько лет я пролежала на чердаке в этой корзине? Вас еще и на свете не было, когда появилась я. Между прочим, я ваша бабушка и вы должны меня уважать.
1 кукла: -Какая это бабушка? Ишь что придумала.
3 кукла: -Ничего я не придумала, мной играли бабушки ваших хозяек.
2 кукла: -Вот насмешила. Да разве бабушки играют в куклы?
3 кукла: -Какие же вы глупенькие! Когда-то давным-давно бабушки тоже были маленькими девочками и играли в куклы.
1 кукла: -Ну и играли бы с нами.
3 кукла: -Но ведь сначала появилась я. Придется рассказать вам, как появились первые куклы. Итак, кукольная история.
Самые первые славянские куклы были из золы и воды. Их смешивали и скатывали в шарик: такая кукла называлась "баба", передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Тряпичные куклы шили из ткани и наполняли разными мягкими материалами. Часто использовались вата и крупы: в России гречка и пшено, на Востоке - рис. Часто мамы шили таких кукол дома для своих детей. Раньше на Руси в семье было по 11-13 детей, куклы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Считалось, что если девочка играет в куклы, то она будет хорошей мамой. Все куклы делали вручную взрослые, а когда дети подрастали, то они начинали их делать сами.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
1. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет злую силу.
2. В подарок на именины делали куклу Ангелочка.
3. Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
1. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’
2. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой.
3. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто.
4. Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии.
5. Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.
Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
1. Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.
2. Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.
3. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка.
4. Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.
5. Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.
6. Веснянка (Авдотья-весновка)
Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.
С изобретением токарного станка мастера начали изготавливать знакомые нам матрёшки. Матрёшка стала нашим национальным сувениром.
Шли подружки по дорожке.
Было их немножко:
Две Матрёны, три матрёшки
И одна Матрёшечка.
Матрёшка – замечательная игрушка. Прежде всего, она привлекает ребёнка, как кукла. Но кукла эта оказывается сюрпризом. Собирая и разбивая матрёшку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, цвете, количестве. Очень похожа на матрешку и другая кукла - неваляшка.
До чего же милашка
Кукла-неваляшка:
Розовое личико,
Губки – землянички,
Глазки – огонёчки.
Кружится, не падает,
Ребятишек радует.
Но не стоит забывать и о куклах на нитях - марионетках. Появились они в 17-18 веках. В Италии в 17 веке такую куклу называли "бураттини". В 18 веке она «переехала» во Францию, и ее там стали называть Полишинель. В Англии - Панч (Пинок), в Голландии Пиккельхерринг. Ну а в России – Петрушка.
Когда-то куклы делали еще из фарфора. Они были очень дорогие и не всем детям могли их купить. Древнейшей кукле, найденной неподалеку от Брно, 35 тысяч лет. Она сделана, нет, не из фарфора, его тогда не знали, а из мамонтовой кости. Ручки-ножки ее были подвижными. То есть, это не просто статуэтка, а настоящая кукла.
Прошло много лет, появились - глазастые куклы с детскими мордашками и милыми именами. Их было очень много, но они были все, какими-то одинаковыми. Все вокруг менялось. А в магазины тем временем хлынули игрушечные иностранцы: новые, яркие, необычные. Самой яркой и прекрасной была кукла-девушка с точеной фигуркой и роскошными, совсем настоящими волосами. Красавицу звали Барби. Новая кукла Барби была сделана в середине 20 века, она похожа на настоящую девушку. У неё гнутся ноги и руки. Она очень красивая. Барби — самая популярная кукла в мире.
В наше время особенно популярными стали куклы Братц и Винкс. Их популярность постоянно растет. Даже стали выпускать компьютерные игры с этими куклами - героями.
А совсем недавно, покупая журнал в газетном киоске, я обратила внимание на яркий конверт с нарисованной на нем куклой и надписью «Марина». В голове сразу всплыли воспоминания из детства – картонная кукла Маша и куча платьев из бумаги! «Неужели, и сейчас такими куклами играют?» – с удивлением подумала я. Придя домой, сразу же залезла в Интернет и набрала в поисковике «бумажные куклы». Каково же было мое удивление, когда поисковая система выдала мне огромное количество сайтов о бумажных куклах! Чего только нет на просторах Интернета – и сами красавицы куклы, и эскизы одежды для них, и мебель, есть даже специальные программы для рисования одежды на бумажных кукол!
А играют ли сейчас дети в бумажных кукол? Чтобы выяснить это мы обратились к нашим младшим товарищам – учащимся 1-4 классов. И что же мы выяснили? (результаты анкетирования)
А вы заметили, что все куклы разные? Как вы думаете почему? Правильно потому, что каждая девочка-мастерица создает свой образ, у кого-то кукла получается веселая, озорная, у кого-то хулиганистая, задиристая, у кого-то грустная, задумчивая, а у кого-то лукавая и хитрющая. Мы ведь тоже все разные. Главное, чтобы не было кукол злых. А для этого мастерить куклу нужно с добром и лаской, тогда она будет радовать и тебя и всех окружающих. И уж если нам с вами довелось стать свидетелями ночной кукольной жизни, давайте верить в то, что куклы, как и мы, все слышат и чувствуют, поэтому не обижайте и не бросайте их никогда.
Мир меняется, но девочки играли, играют и всегда будут играть в куклы.
Я - кукла, нет во мне души,
Все думают, что не жива я,
Что не умею пережить,
Что я немая и глухая.
Я - кукла! ничего не знать -
Вот мой удел и моя доля,
Я не могу переживать
И думать не могу я боле.
Я кукла...Сколько слез моих
На сердце восковом застыло?
Твержу в душе все тот же стих
О том, что раньше с кем-то было.
Я кукла, но во мне душа
Живет и плачет ежечасно.
Я внешне очень хороша,
Но ведь душа еще прекрасней.

Рекомендуем посмотреть:

Краеведческое исследование. Родники нашего края Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками

Похожие статьи:

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира

Формы исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков

Конспект исследовательского проекта для 1 класса
Опубликовано: 3648 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 5676
+4
Голосов: 4
Ольга Михайловна Гневанова # 28 апреля 2014 в 22:10 +1
Елена. Мне очень приятно было читать материал про историю создания первых славянских кукол.Про обрядную свадебную куклу "неразлучники" знаю. Делаю с невестами на занятиях "Школа молодоженов".В исследовательской работе информация от первых тряпичных кукол до современных игрушек написано объёмно, лаконично,последовательно. Понравилось.Беру себе в копилку.
Елена Щербакова # 29 апреля 2014 в 14:42 0
Ольга Михайловна, тема действительно интересная, ведь не каждый ребёнок знает как выглядели первые куклы. Дети с большим удовольствием делали разных кукол своими руками (неразлучники, пеленашки, долюшка, зайчик на пальчик и другие. Спасибо за ваше мнение.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 29 апреля 2014 в 14:15 +1
Читаю уже вашу вторую работу и восхищаюсь. какая же вы умница. Знакомя детей с куклой с ее историей, вы приобщаете их к культуре русского народа. Ведь сейчас это так важно, так как утрачиваются русские традиции, культура. Можно провести такое мероприятие и с детьми старшего дошкольного возраста. Спасибо. Беру на заметку!+1
Елена Щербакова # 29 апреля 2014 в 14:37 0
Я рада, что вам, Татьяна Николаевна, понравился этот материал. Буду рада, если он вам пригодится.
Лилия Ивановна Дудина # 4 августа 2015 в 16:16 0
Здравствуйте Елена! Познакомилась с вашей работой! Очень здорово! Проведена огромная работа. Думаю детям было интересно познакомиться с историей возникновения народной куклы. Желаю творческих успехов!
Елена Александровна Молчанова # 18 декабря 2015 в 16:24 0
Очень интересная работа.Желаю творческих успехов.