Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические игры по биологии, 7 - 8 класс

Интеллектуальные и дидактические игры по биологии по теме «Царство растений»
Автор: Некрасова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области.

Описание материала. Данный материал окажется полезным учителям биологии для использования на уроках, во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель. В разработке представлены интеллектуальные и дидактические игры по биологии, которые можно использовать на уроках в 7 классе и внеклассных мероприятиях для школьников 5-8 классов.
Описанные игры помогут решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования биологических знаний в повседневной жизни. Развитие всех форм внеклассной работы обеспечит дальнейшее повышение уровня образования и воспитания школьников, воспитание устойчивого интереса к биологии, выбору будущей профессии.
1.Игра «Счастливый случай»
Цель: Создание условий для воспитания устойчивого интереса к биологии у учащихся.
Задачи: 1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
2.Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, активизировать самостоятельный поиск информации и ее анализ.
3.Воспитывать активность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: презентация, листы бумаги, ручки (по необходимости)
Подготовка: Класс делится на три команды, в каждой по 5-6 человек.
Девиз:
«Ключом ко всей науке
является вопросительный знак»
(О.Бальзак»


Ведущий: Внимание! Внимание! Начинается веселая игра для всех мальчишек и девчонок. Команды уже прибыли. Это лучшие биологи, которые никогда не унывают, хорошо наблюдают и решают биологические задачки. В игре проводится несколько конкурсов, обязательные для всех команд. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Вопросы зачитывает ведущий. Но сначала каждая команда представит нашему вниманию свою визитку – эмблему и название (представление команд).

Конкурс «Аналитики»
Участникам каждой команды задают вопросы. Максимальное количество за конкурс – 5 баллов. Время на обдумывание – 20-30 секунд.
1)Верно ли, что некоторые представители злаков считают главными пищевыми растениями человечества? Почему? (ответ: плод – зерновка, содержит много питательных веществ, большое количество эндосперма. К злакам принадлежит три главных хлеба: рис, пшеница и кукуруза. Большое значение имеет сахарный тростник)
(на экран проецируется вопрос, затем рисунки растений семейства злаковые)
2)Растения можно выращивать на искусственных средах, добавляя в воду для полива только минеральные вещества. Грибы на таких средах не растут, им необходимы для роста органические вещества. Какой вывод можно сделать из этого факта о строении клеток грибов и растений? (ответ: клетки растений, в отличии от грибов, содержат хлоропласты. Растения по способу питания являются автотрофами, грибы – симбионтами)
(на экран проецируется вопрос, затем рисунок микоризы)
3)В лесу произрастало много папоротников. Однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (ответ: папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания)
(на экран проецируются вопрос, затем рисунки папоротников)

Конкурс «Знакомые незнакомцы»
Зачитываются признаки растения, учащиеся по описанию должны его назвать. Максимальное количество баллов – 3 (если учащиеся определяют растения после 1 или 2 вопроса, то получают три балла, если после 3 вопроса – то 2 балла, если после 4 вопроса – 1 балл).

Описание первого растения
1.Интересно, но до сих пор не найдены дикие предки этого растения.
2.На барельефах пирамиды Хеопса имеется изображение этого растения.
3.Это растение используют как домашнее лечебное средство при простудах, кашлях, для улучшения аппетита, обмена веществ.
4.От этого растения произошел редис. (ответ: редька)
(на экран проецируется редька)

Описание второго растения
1.На Руси легенды об этом цветке связывают с именами Садко, Любавы, Волховы. Своим появлением он якобы обязан слезам царевны, пролитым, когда ее разлюбил удалой купец.
2.Этим цветком интересовались садоводы еще в 1 веке до н.э. и разводили его наряду с розами и левкоями.
3.Признан лекарственным растением, растет в лесу.
4.Его цветы украшают лес весной, они имеют приятный аромат. (ответ: ландыш)
(на экран проецируется ландыш)

Описание третьего растения
1.Оно может жить до 2000 лет.
2.В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3.Из него делают бочки и паркет.
4.Пушкин писал, что на нем сидит русалка. (ответ: дуб)
(на экран проецируется дуб)

Конкурс «Кто здесь лишний»
Участники команд должны исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему. Максимальное количество баллов – 4 (каждой команде предлагается по две цепочки, в каждой цепочке 1 балл получают за нахождение лишнего термина, 1 балл – за объяснение).
1)Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва. (ответ: лишнее слово «хлорелла», это одноклеточная водоросль, остальные – многоклеточные).
2)Тополь, редис, астра, горох. (ответ: тополь – дерево, остальные – травы)
3)Тюльпан, кукуруза, одуванчик, сахарный тростник. (ответ: одуванчик – двудольное растение, остальные – однодольные)
4)вишня, шиповник, томат, яблоня. (ответ: томат – семейство пасленовые, остальные – семейство розоцветные).
5)Сфагнум, плаун, кукушкин лен, маршанция. (ответ: плаун – отдел Плауновидные, остальные – отдел Моховидные)
6) Хлорофилл, цитоплазма, вакуоль, ядро. (ответ: хлорофилл, так все остальное – части растительной клетки)

Конкурс «Вперед и только вперед!»
Участники команд должны быстро написать ответы на вопросы. Максимальное количество баллов – 15.
1.Растение, на котором формируются гаметы. (ответ: гаметофит)
2.Верхняя толща воды, в которой развиваются одноклеточные водоросли. (ответ: фитопланктон).
3.Тело водорослей называют … (ответ: слоевищем).
4.Пигмент красных водорослей. (ответ: фикоцианин или фикоэритрин).
5.Они вызывают заболачивание местности (ответ: мхи).
6.Из-зи их большого количества на Земле образовался торф. (ответ: сфагнум).
7.Все представители занесены в Красную книгу. (отдел: плауновидные).
8.Название гаметофита у папоротников. (ответ: заросток).
9.У этих растение летний и весенний побег имеют различное строение. (ответ: хвощ)
10.Хвощ – показатель, что почва…. (ответ: кислая).
11.Какая группа растений дала начало голосемянным. (ответ: разноспоровые папоротники)
12.Чем покрыты листья у голосемянных. (ответ: кутикула)
13.Царица цветов относится к семейству …. (ответ: розоцветные).
14.Научное название этого растения – фиалка трехцветная. (ответ: анютины глазки)
15.Из чего получают агар-агар? (ответ: из красных водорослей – багрянок).

Конкурс «Ты – мне, я - тебе»
Команды задают по очереди друг другу вопросы (его можно приготовить заранее). Максимальный балл – 3.

Конкурс «Головоломка»
В этом тексте спряталось высказывание Л.Н.Толстого. Найдите способ чтения фразы и восстановите ее первоначальный вид.

«Счqасwтьegе – эrто быtть с пiриsроdдоfй, виgдеjть ее, гоlвоzриvть с нnей»

(ответ: в тексте читаем только русские буквы, пропуская знаки английского алфавита, т.е.перепрыгиваем через 2-3 знака. Слова Л.Н.Толстого «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»).

Конкурс «Литературное произведение».
Учащимся зачитываются фрагменты литературных произведений, ответить на вопрос.
1)послушайте загадку:
У желто-синей травки
Корешки-пиявки.
Сама нарядная,
А повадка неладная:
Крадет у соседа еду для обеда.
Вопрос: О каком цветке идет речь? Чем он так знаменит?
(ответ: иван-да-марья, имеет маленький и хрупкий корешок, который впивается в корень растения-соседа и высасывает оттуда воду с минеральными солями)

2)Послушайте стихотворение:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею.
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку. (С.Маршак)
Вопрос: О каком цветке идет речь? Чем он так знаменит?
(ответ: ландыш, лекарственное растение)

3) Послушайте стихотворение:
Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет. (Н.Холодковский)
Вопрос: О каком цветке идет речь? Чем он так знаменит?
(ответ: медуница, окраска цветков меняется с розового до синей в период цветения, нектар есть только в розовых цветах, хороший медонос)

Ведущий. Поведение итогов. Награждение победителей.
2. Игра «Биологический кубик»
Цель: закрепление знаний по теме «Отдел Покрытосеменные растения»
Задачи: 1.приобщить учащихся к чтению учебной, научной, научно-популярной литературы.
2.развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление
3.воспитывать умение оценивать свои возможности и знания товарищей.
Берется куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Учащийся (или команда) три раза бросает куб, сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается. Подведение итога игры – на выбор учителя (как индивидуальная оценка за качественное повторение отдела по заранее определенным критериям, как количество баллов при командной игре и др.).

1.Назовите главные особенности растений этого отдела (наличие цветков и покрытосемянность)
2.Встречаются ли среди однодольных растений деревья? (да, но большинство деревьев относятся к классу двудольные)
3.Встречаются ли среди покрытосемянных растений вечнозеленые? (да, они обитатели тропиков)
4. Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты – плод кочан, а у картофеля – клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему? (у капусты плод – стручок, у картофеля – ягода)
5. Какие вы знаете лекарственные растения, помогающие при простудных заболеваниях, сердечных болезнях, кашле? (при простудных заболеваниях – малина, черная смородина, лимон, при сердечных заболеваниях – киви, хурма, при кашле – редька черная)
6.Что такое лигнин? (плотное вещество, химически родственное целлюлозе, содержится в клетках проводящей воду ткани)
7.Что такое пробка? (продукт деления пробкового камбия)
8.У каких растений пробка тонкая, а у каких – толстая? (ответ: у березы пробка тонкая, у пробкового дуба – толстая)
9. Уменьшение длины дня является сигналом о наступлении осени. В это время у растений происходит отток из листьев необходимых веществ в ветки, корни, корневища, клубни и луковицы. Что остается и что поступает в листья, которые будут сброшены? (в листьях хлоропласты разрушаются, остаются другие пластиды, накапливаются вредные, ненужные вещества)
10. Сбрасывают ли вечнозеленые растения свою листву? (да, листья сбрасываются и заменяются новыми без определенного порядка каждые два-три года)
11. Как объяснить, что у деревьев, которые растут на улицах городов возле фонарей, листопад наступает значительно позже, чем у деревьев, растущих на неосвещенных участках? (фонари продлевают световой день)
12. Цветы, плоды, семена служат для размножения растений и называются генеративными органами. Какие функции выполняют корни, стебли и листья? Могут ли они выполнять функцию размножения? (это вегетативные органы размножения)
13. Какую пользу могут приносить растениям различные животные? Перечислите различные варианты, каждый из них подтвердите конкретным примером (насекомые, птицы – опыление, распространение)
14. Почему береза, лещина, осина цветут до распускания листьев? (они ветроопыляемые растения)
15. Что такое «морская капуста»? Является ли она родственницей пищевых растений из семейства крестоцветных? Как человек использует «морскую капусту»? (это водоросль – ламинария, используется в пищу, к семейству крестоцветных не принадлежит).
16.Кто открыл двойное оплодотворение? (русский ученый Навашин С.Г.)
17.Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом? (ответ: для привлечения насекомых)
18. На цветки вишни и ячменя надели изоляторы (специальные мешочки). В результате на вишне плоды и семена не образовались, а у ячменя образовались. Чем это можно объяснить? (для ячменя характерно самоопыление в пределах одного цветка, а для вишни – перекрестное опыление)
19.Когда деревья растут быстрее: летом или зимой? (летом)
20.Какими признаками отличаются однодольные растения от двудольных (мочковатая корневая система, листья в большинстве простые, с дуговидным или параллельным жилкованием, цветки трехчленного типа, в семени одна семядоля)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс Внеклассное мероприятие по биологии, 7 класс Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7 классов по теме «Знаете ли вы птиц?» Внеклассное мероприятие по биологии «Музыка и биология», 7 - 8 класс

Похожие статьи:

Сценка по биологии, 7 класс

Игра по зоологии для 7 класса

Участник №51 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 апреля 2015 года
Конспект классного часа в 9 классе. Толерантность | Викторина с ответами для школьников к 9 мая
Опубликовано: 3510 дней назад (13 апреля 2015)
Просмотров: 7032
+4
Голосов: 4
Егор Витальевич Кокшаров # 15 апреля 2015 в 12:03 +2
очень интересная викторина, обязательно воспользуюсь ей на своих уроках. Спасибо!
Наталья Суслова # 15 апреля 2015 в 16:10 0
Спасибо за приглашение! С интересом познакомилась с Вашим конспектом - интересно, последовательно, логично. Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Марина Валерьевна Прасолова # 15 апреля 2015 в 16:12 0
Очень увлекательный материал, познавательный!Многое вспомнила и открыла новое для себя! Успехов Вам!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 15 апреля 2015 в 16:39 +1
Спасибо, что поделились опытом и пригласили для знакомства с материалом. Уверена, что предложенные игры пригодятся в работе многим педагогам. Небольшое пожелание по оформлению, старайтесь не допускать в тексте ненужных пробелов. Желаю творческих успехов!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Александровна Морозова # 16 апреля 2015 в 09:46 0
уважаемая Светлана Владимировна!
Вы предложили очень интересную методическую разработку, посвящённую использованию игровых технологий при работе с детьми. Игра - это самый лучший из всех активных форм занятий. игра никогда не устареет и всегда будет вызывать интерес у ребёнка, раскрепощать его. Все игры очень хорошие.
Но оформить методическую разработку можно несколько по-другому. Здесь у вас просто идёт список разнообразных игр и конкурсов. Про игры нужно написать отдельно, подробно рассказав об этой методике, а все игры выложить в приложения. Про конкурсы - тоже написать отдельно.
Ваша разработка мне понравилась, я отдаю вам свой голос.
Любовь Евгеньевна Чудинова # 24 апреля 2015 в 13:23 0
Светлана Владимировна, здравствуйте, спасибо, что пригласили.МР интересна не только материалом, но и способом его предъявления. Задания глубокие - развивают не только интерес к предмету, но и ОУН - обобщать, сопоставлять, сравнивать. А работа в команде, корректное отношение к чужому мнению - это выход на общие компетенции, заложенные в ФГОС.Поздравляю вас с такой глубокой и грамотно выстроенной работой. ГОЛОС.