Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Лоскуток
Из опыта работы педагога дополнительного образования. Описание материала: Предлагаю пояснительную записку к моей программе ЛОСКУТОК, в которой указано все по нормативам, что поможет педагогам сделать свою программу, основываясь на мой образец. Здесь не даю учебно-тематический план и содержание, это все зависит индивидуально от педагога.
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям трудового обучения как коррекционных школ, так и общеобразовательных.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка
Художественная деятельность учащихся на занятиях во время прохождения программы «Лоскуток» находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие учащихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе.
Данная программа художественной направленности и она дополняет школьную программу обучения и расширяет ее, плавно переводя в новый для многих детей мир декоративно-прикладного творчества, адаптирует детей к новым понятиям и видам деятельности, позже углубляет их умения и знания. Содержание программы включает в себя взаимосвязь со школьными предметами это окружающий мир, история, технология, рисование, математику( расчёт формул, геометрические шаблоны).
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 7 – 11 лет.
Данная программа является модифицированной по степени авторства, в ней разработан комплекс основных характеристик в соответствии с жизненным и практическим опытом, позицией и собственным видением предмета; определен комплекс организационно-педагогических условий с учётом результатов обуче¬ния, воспитания и развития детей.
Программа «ЛОСКУТОК» приведена в соответствие с современными требованиями, учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания, развития и адаптации детей к реалиям современной жизни и направлена на формирование и развитие творческих способностей и общей культуры учащихся; на удовлетворение индивидуальных потребностей, учащихся в художественно- эстетическом развитии; на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся; на выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития; на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем сложности, который предполагает освоение специализированных знаний в рамках содержательно-тематического направления программы.
Актуальность программы: направлена на формирование творческих способностей личности, изучает традиции, особенности лоскутного шитья русского народа и зарубежного лоскутного шитья и приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времён.
Использование текстильного материала предполагает изучение особенностей ознакомления учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно прикладного творчества и традиционной техникой лоскутного шитья. Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребёнка в мир цвета, раскрывает закономерности цветовых сочетаний, учит создавать изделия декоративно-прикладного творчества. Кроме, того ручной труд, развивает моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи.
Новизна программы заключается в сочетание обогащения внутреннего мира учащегося, формирование в его сознании чувства прекрасного, изучение различных по своей технике, материалу и творческой самобытности тем, которые развивают интерес к народной культуре.
Отличительная особенность программы
Программа «ЛОСКУТОК» отличается от других программ тем, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различным текстильным материалом, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности.
Иновационноссть Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает профессиональную ориентацию.
Причины написания программы заключаются в том, что проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современного общества – задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Программа предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся овладению искусством шитья, расширению кругозора, приобретения знаний.
Программа является комплексной по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности, так как объединяет несколько видов деятельности: мягкая игрушка, тряпичная кукла, аппликация и лоскутное шитье.
Данная программа вариативна, допускает некоторые изменения в содержании занятий.
Возрастная характеристика программы:
При организации образовательного процесса особое внимание уделяется на, характер комфортной психологической атмосферы в объединении. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий, яркость, красочность предлагаемых работ, который вызовет эмоциональный отклик у детей.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям учащимся, обеспечить их занятость в течение всего занятия. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее подумать, как построить занятие, разнообразить его, поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, введения в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Образное мышление — основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способностей к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
Огромное значение для развития личности приобретает мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. В программе учитывается это через изготовление коллективных проектов.
Объём и срок освоения программы «ЛОСКУТОК» определяется содержанием и предполагаемыми результатами. Долгосрочность освоения программы определяется: постепенным характером формирования знаний, умений, навыков и в связи с этим, постепенным усложнением содержания программы. Программа «ЛОСКУТОК» расчитана на 2 года обучения.
1 год - 144 часа: 2 часа х 2 раза в неделю - 36 недель, возраст 7-10 лет. 2 год -216 часов: 2 часа х 3 раза в неделю - 36 недель, возраст 8-11 лет.
В детском объединении предусмотрена групповая форма (очная) обучения.
Состав детей в группе: оптимально 10 человек. В объединении принимаются дети на добровольной основе, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству по данному направлению. Общие требования и порядок приёма учащихся в МБУДО ЦДОД регулируются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и Уставом. Приём учащихся в детское объединение осуществляется по интересам и желанию учащихся, на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора. Программа востребована учащимися младшего школьного возраста для их социализации и адаптации к условиям современной жизни.
Содержание программы первого года обучения носит познавательный характер, и состоит из 4 разделов:
1. Лоскутное шитье.
2. Мягкая игрушка.
3. Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы.
4. Пэчворк.
Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Он также является средством развития сферы чувств, творческих сил, то есть общего развития ребёнка.
Приступая к ознакомлению с видом декоративно-прикладного творчества как лоскутное шитьё, учащиеся знакомятся с традициями лоскутного шитья и народными традициями, изучают цветовую гамму, свойства ткани, получают понятия о шаблонах и навыки их изготовлении, знакомятся с понятиями и закономерностями построения орнамента, изучают виды швов и их применения. Так же учащиеся осваивают простые, несложные техники лоскутного шитья как «полоса», «квадрат». Дети младшего школьного возраста, еще не владеющие навыками шитья, могут заниматься аппликацией, наклеивая отдельные лоскута ткани на бумажную и тканевую основу. В аппликативной лоскутной мозаике на этом этапе целесообразно использовать ограниченное число цветов. Меняя их расположение, учащиеся составляют различные варианты одного и того же рисунка, выбирают наиболее удачный. Когда учащиеся имеют дело с небольшими кусочками ткани, они пытаются найти возможности их наиболее рационального использования. Это стимулирует мыслительную способность, его изобретательность. Для аппликации могут быть использованы самые разнообразные кусочки ткани и кожи, необходимо лишь со вкусом подобрать их по цвету.
При изготовлении мягкой игрушки дети знакомятся с историей игрушки с правилами приемами и последовательностью изготовления мягкой игрушки, образцами игрушки. Учащиеся приобретают навыки художественного творчества, получаю представление о пропорциях, выразительности формы, отделки, декоративных свойств материалов. Очень важно чтобы в игрушках проявлялись фантазия детей, выдумка чувство юмора, а работа с иглой способствует развитию сенсомоторики - способности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий.
В разделе «Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы» учащиеся знакомятся с народной одеждой национальными традициями в костюме народов нашей страны, края, поэтому в программе отводится определенное количество часов, на изготовление куклы в костюме по национальным мотивам. Учитываются цвет, пропорции, условные образы куклы, оформление. Печворк- в этом разделе учащиеся получат навыки шитья с новыми и более усложненными техниками лоскутного шитья «треугольник», изготовление предметов домашнего интерьера, познакомятся с новыми народными традициями и их празднованиями, а также изготовлением сувениров из лоскутов. Учащиеся познакомятся с аксессуарами их изготовлением, применением, а также как правильно украшать сувениры их значение, виды. Работа в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить творческое начало, учащихся, научить понимать и любить красоту.
Второй год обучения состоит из четырех разделов:
1. Лоскутная техника шитья.
2. Текстильная кукла.
З. Мягкая игрушка.
4. Пэчворк
Во второй год обучения происходит углубление и расширение знаний и возможностей. Обучающиеся закрепляют умения при выполнении ручных швов, вычерчивать схемы изделий и правильно подбирать ткань для этих изделий, сшивать их, использовать комбинацию схем. Осваивают более сложные приёмы лоскутного шитья («Елочка», «Колодец», «Крезе», «Треугольник» изучение приёмов шитья изделий из многоугольников.), кроме того, этот вид рукоделья позволяет использовать ткань, бывшую в употреблении. Во втором разделе расширяют знания по изготовлению текстильных кукол (интерьерная кукла, кукла сувенирная, из подручного материала, кукла-тильда). В этом разделе учащиеся знакомятся с историей кукол: какие бывают, из чего изготавливают, предназначение, учатся изготавливать одежду на куклу. Учащиеся так же, закрепляют и усваивают технологические приёмы по изготовлению объёмной мягкой игрушки на проволочном каркасе, изучают какое бывает соединение частей игрушки, где применяется шарнирное соединение и как оно выполняется. Содержание программы может корректироваться.
1.2 Цель и задачи программы Цель программы: развитие художественно – творческих способностей учащихся посредством овладения практическими умениями обрабатывать текстильные материалы для создания лоскутных изделий. Задачи программы: Образовательные: (предметные)
- познакомить с правилами техники безопасности труда;
- научить учащихся выполнять основные виды ручных швов;
-познакомить с основами цветовой грамоты;
-научить технологическим приёмам работы с текстильным лоскутом;
-познакомить детей с основами, законами и принципами декоративно-прикладного искусства;
- научить пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; Метапредметные:
- создать условия для развития творческого потенциала личности, выявление ее индивидуальных способностей;
- развивать у ребёнка способность к коммуникации и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность;
- прививать эстетическое отношение к окружающему миру, способствовать поиску декоративных средств выражения образа;
- создавать условия для самореализации ребёнка, воспитывать активную жизненную позицию;
- развивать моторику рук, глазомер; Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности, соответствующие общечеловеческим ценностям;
- воспитывать культуры межличностных отношений в процессе коллективного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить дело до конца.
1.4 Планируемые результаты
Предполагаемые результаты освоения полного курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лоскутная мозаика» сформулированы исходя из требований к знаниям, умениям, навыкам, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения на всех годах, с учетом целей и поставленных задач.
Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- ответственное отношение к обучению;
- уважительное отношение к культуре своего народа;
- бережное отношение к духовным ценностям;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Образовательные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- освоить технику шитья из лоскутов;
- знать правило работы с тканью;
- знать значение изготавливаемых кукол и применять их при изготовлении;
- знать понятие об орнаменте;
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учащиеся научатся на доступном уровне:
- осваивать способы решения проблем творческого характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата;
- организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
- продуктивно общаться и взаимодействовать;
- развивать художественные, психомоторные, коммуникативные способности;
- развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение.
1 год обучения Учащиеся должны знать
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- историю лоскутного шитья;
- техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», свободную технику по спирали;
- способы выполнения аппликации
- материалы, применяемые в лоскутном шитье;
- основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
- требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
- подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
- составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска»;
- обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
- изготавливать аппликацию;
- определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-техники пошива лоскутных узоров «квилт», «артишок», «кусайга», «семинол», «спираль»;
-способ выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных швов;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-выполнять лоскутные узор «квилт», «артишок», «кусайга», «семинол», «спираль»; -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарные учебные графики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лоскутная мозаика» ежегоднопринимаются педагогическим советом в соответствии с учебными планами, расписанием на текущий учебный год и утверждаются директором учреждения (см. Приложение 1).
2.2 Условия реализации
Для успешного освоения курса программы необходимы следующие условия: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно-воспитательного процесса по шитью. Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.
Рабочее место педагога оборудовано столом и стулом.
В помещении необходима настенная доска для выполнения графических работ. Для работы кабинет должен быть оснащен компьютером с интернетом, проектором и раскладным экраном, который используется для демонстрации диапозитивов, слайдов.
По боковой стене кабинета расположены комбинированные шкафы, где размещена постоянная выставка детских работ, образцы игрушек и другой наглядный материал. Нижнюю, закрытую часть шкафов используются для хранения текущей работы, инструментов, материалов.
Для занятий объединения «Лоскутной мозаики» требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими, близкое к естественному.
Красивое оформление учебного кабинета, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лоскутная мозаика» осуществляется очно, в разновозрастных группах. Комплексные занятия проходят по комбинированному типу, так как включает в себя повторение пройденного, объяснение нового материала и подведение итогов.
На занятиях используются следующие формы и методы реализации программ: Традиционные занятия:
• тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
• итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки учащихся). Нетрадиционные занятия:
• комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
• занятия-соревнования: конкурсы, викторины;
• сказка, сюрприз, приключение и др.(занятия-фантазии);
• занятие- игра;
• занятие-путешествие;
• Беседа
• Лекция
• Практическая работа
Занятие-конкурс Педагогические технологии, используемые по программе «Лоскуток»:
• Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
• Технология личностно-ориентированного обучения – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
• Технология проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед учащимися задачу, которую они выполняют, используя имеющиеся у них знания и умения.
• Технология развивающего обучения, при котором главной целью является создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
• Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
• Здоровье-сберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся.
• Информационные технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Использование перечисленных технологий характеризует целостный образовательный процесс и является формой организации учебной и творческой деятельности, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы учащихся
Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся: демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, готовых образцов, а также различных технических приёмов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога. В группе обучающиеся выполняют разные работы и некоторые выполнили работу, другие только начинают, поэтому педагог проводит и индивидуальную работу с детьми. Иногда необходимо дополнительное объяснение задания.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. При этом педагог оказывает обучающимся такую помощь, которая не подавляет их активность и способствует выработки навыков самостоятельной работы.
В ходе групповой работы обучающимся предоставляются возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа деятельного подхода. Групповые занятия позволяют выполнять сложные трудоемкие работы с наименьшими затратами материала и времени. При этом каждый кружковец отрабатывает приемы на отдельном фрагменте, который является частью целого изделия. Эта форма работы способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Групповая форма обучения содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе. Чувства взаимопомощи.
Если говорить о формах учебных занятий, то основная масса учебного времени отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения.
Занятия состоят из теоретической (сообщение теоретических сведений), и практической (показ технологических приемов и способов лоскутного шитья и мягкой игрушки), и выполнения творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов, будущих работ и т.д.).
Теоретическая часть включает в себя рассказ, беседу после посещения выставок и музеев, объяснения. В теоретическую часть входит изложение исторического материала по теме занятия – эта информация познавательного характера.
Теоретический материал излагается в устной форме и раскрывает историческое и практическое назначение, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности, объяснение специальных терминов по теме занятия, описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология изготовления), правила техники безопасности. Теоретический материал дается в начале занятия, он не должен превышать 15-30 минут. Теоретическая часть должна быть содержательной и интенсивной. В изложении материала используются наглядный и раздаточный материал (технологические карты, таблицы, готовые образцы); используются технические средства обучения; привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих учащихся детского объединения (2 г. о.); использование игровых методов обучения. Теоретический материалучитывает возраст учащихся, а так, же преподается параллельно с формированием практических навыков и умений детей.
Вся практическая часть связана непосредственно с изготовлением изделия, выполнения схем, изготовлением шаблонов, подготовки ткани к работе, шитье. Так же практические занятия программы предусматривает посещение музеев, выставок. Практические занятия проводятся в форме: самостоятельная работа учащихся; конкурсы мастерства; работа с технологическими картами и д. р. Практическая работа разделяется на этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некоторую законченную часть работы. Следующий шаг - подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технологических приёмов работы. Далее педагог совместно с детьми подготавливает материал и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы. Творческие мастерские позволяют обучающимся обмениваться дополнительной информацией. Экскурсии в музеи, на выставки позволяют познакомиться с лучшими образцами работ декоративно-прикладного искусства. Выставки, ярмарки, конкурсы, профессионального мастерства позволяют продемонстрировать результаты своих трудов за определенный период времени. Это помогает обучающимся критически оценивать свои работы, лучше понять их достоинства и недостатки, что является стимулом для дальнейшего роста.
В практической части также учитывается возраст учащихся, а так, же календарный период учебного процесса, тема учебного года, уровень подготовки учащихся, последние актуальные тенденции в данном виде творчества. Важно чтоб каждая начатая работа была доведена до конца, обязателен внешний вид изделия (отделка, аксессуары) и поощрение, стремление детей к показу результатов своей творческой деятельности. В программе предусмотрены резервные часы. Это обусловлено разными темпами глубиной материала обучающимися. Резервные занятия позволяют медленно работающим детям закончить свои изделия, а успевающим выполнить работу по своему замыслу, т.е. внести свою творческую нотку.
Контрольные часы запланированы после изучения каждого блока. На контрольных занятиях педагог проводит тесты, викторины, выставки, конкурсы с целью выявления качеств знаний, умений и навыков учащихся.
Что касается методов работы, то программа предполагает сочетание репродуктивной и творческой деятельности. Среди методов, определяемых по источнику информации, на занятиях используются: объяснения (при знакомстве с новым материалом, назначение, применение), инструктаж (объяснение правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок), беседа (для приобретения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мнениями). Во время знакомства с новым материалом, например, приемами обработки, соединение деталей, способами декоративной отделки готовых изделий — деятельность носит репродуктивный характер, т.к. обучающиеся воспроизводят знания и способы действия. Репродуктивная деятельность выражается в форме упражнений.
Поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному эскизу является примером творческой деятельности. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсий на выставки. Демонстративные методы реализуют принцип наглядности обучения. Демонстрация присутствует практически на каждом занятии и сочетается со словесным методом.
В жизни учащихся младшего школьного возраста большое место занимает игра, так как игровой метод таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к лоскутному шитью, мягкой игрушке. Исходя из содержания программы, руководитель продумывает разные познавательные игры: сюжетно-рулевые, конкурсы, соревнования и др., а так, же продумывает условия игры, которые должны быть понятны, привлекательны для них. Только в этом случае можно достичь активности каждого обучающегося, вызывать хорошее настроение у детей, удовлетворение от игры. В каждой игровой ситуации необходимо найти моменты, развивающие у детей точность, сообразительность, инициативу, ответственность.
В целом, мастерство детей развивается индивидуально по уровням:
репродуктивном, репродуктивно-творческом, и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе, на первом году обучения обучающиеся большинство работают на репродуктивном уровне. На втором году обучения на репродуктивно-творческом уровне. На занятиях в объединении, с одной стороны, обучающиеся закрепляют те знания и умения, которые они приобрели в школе, а с другой накапливают конкретные предоставления, значения, умения, навыки, которые могут служить материалом при обучении школьным предметам. Например, выбор цветного решения при изготовлении панно, мягкой игрушки, способствует развитию остроты зрения, необходимого при обучении изобразительному искусству. Руководителю объединения необходимо добиваться рационального выбора методов и оптимального их сочетания.
Для реализации программы необходимо выполнение определенных условий. Это наличие проветриваемого помещения с хорошим освещением, достаточным количеством рабочих мест, наличии необходимых для работы материалов, инструментов, оборудования. А так, же необходимы посещаемость занятий со стороны учащихся и их готовность выполнять предложенный педагогом объем работы. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей. Допускается корректировка списочного состава детей в течение учебного года в случае выбытия учащихся по причине перехода в другую школу, перемене места жительства, состояния здоровья. Замена и добор учащихся в объединении производится по проведению с ними вводной деятельности.
Основные принципы программы Программа «Лоскуток» основывается на следующих педагогических принципах:
- предметное обучение (дает возможности быстрее и качественнее получить результат своего труда, позволяет избежать прошивания большого количества образцов);
- постепенное усложнение материала от простого к сложному;
- системность и последовательность (занятия проводятся регулярно и в определенной последовательности);
- связь теории с практикой, приоритет практической деятельности;
- прочность знаний (достигает за счет систематического контроля);
- наглядность в обучении (иллюстрации, дополняющие текст и показывающие технологическую последовательность обработки узлов);
- научности: освоение терминологии, правильно назвать инструменты и оборудование;
- индивидуальный подход (возможность выбора модели);
- доступность учебного материала;
- демократический стиль взаимоотношений педагога с детьми.
Воспитательная система социальной ориентации
В основе системы лежит комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленный социализации подрастающих поколений. Вид воспитательной работы:
1. Воспитательная система – коллектив
2. Воспитательная система уюта и комфорта
3. Воспитательная система социального творчества. Цель воспитания – воспитание личности, успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива. Педагогические технологии:
- коллективные творческие дела;
- общественно полезные дела;
- экскурсии.
Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.
Компоненты воспитательной системы:
- система обучения социальным навыкам;
- работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагога, родителей;
- участие в различных социальных акциях.
Методика проведения занятия
Основные структурные элементы:
Вступительная часть. Показ готового изделия отдельно и в композиции.
• Подготовительная часть. Разбор форм простого или сложного изделия, определение его в готовом виде.
• Основная часть. Поэтапное изготовление (пошив) изделия по инструкции.
• Заключительная часть. Самостоятельная изготовление по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью.
3. Формы аттестации
Формы аттестации разработаны для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лоскуток».
Согласно учебным планам, в программу включены следующие формы аттестации:
• собеседование; наблюдение;
• опрос (устный, письменный)
• самостоятельная работа;
• конкурс, выставка; викторина;
• творческая работа;
• Анализ;
• Самоанализ детских работ
Педагогический контроль предполагает такие виды как: входящий, текущий, итоговый годовой.
Входящий контроль осуществляется длявыявления уровня умений испособностей учащихся (сентябрь).
Формы контроля собеседование, опрос.
Текущий контроль осуществляется по итогам первого полугодия (февраль).
Задачи текущего контроля:
• выявление уровня освоения учащимися программного материала;
• определение уровня развития творческих способностей за данный период обучения.
Форма контроля – собеседование, опрос, анализ, самоанализ, которые осуществляются в процессе занятия и ходе выполнения контрольных упражнений.
Итоговый контроль проходит в конце учебного года (май) и служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменений в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового контроля оценивается:знания, умения, навыки, полученные на занятиях в объединении в течении года.
Форма контроля - наблюдение, опрос, собеседование, анализ и самоанализ, учитывается участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях, в отчетных выставках детского объединения и учреждения. Используется методика контроля освоения учащимися программы и анализа результатов деятельности (по годам обучения).
Скачать Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Лоскуток