Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста своими руками
«Чудо–куб»
Многофункциональное дидактическое пособие для детского сада «Чудо – куб»
Автор: Садиулина Тамара Федоровна, воспитатель МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №101 г. Екатеринбург.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, а так же может использован воспитателями общеобразовательных дошкольных учреждений, логопедами, тифлопедагогами и родителями.
Описание: В процессе работы с детьми, имеющих патологию зрения, очень сложно найти готовое пособие, которое отвечало бы всем требованиям специфики работы педагогов со слабовидящими детьми, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально – видящих детей. Поэтому, в детском саду нам приходится проявлять фантазию, создавать специальные дидактические игры и пособия для детей с нарушением зрения.
Представляю вашему вниманию дидактическое пособие «Чудо - куб». Пособие состоит из коробки, обклеенной обоями. На каждой стороне куба находится определенное задание , которое ребенок должен выполнить . Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.
Для того чтобы соорудить такое радостное чудо, вам нужны будут:
• Коробка от чего - либо
• Обои
• Горлышки и пробки от пластиковых бутылок
• Самоклеющаяся бумага
• Нитки цветные
• Реечки или деревянные палочки
• Горячий клей
Цель: развитие у детей интереса к развивающим играм.
Задачи:
Развивать пространственное воображение детей с нарушением зрения;
Совершенствовать предметно- практические действия;
Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
Развивать глазомер и координацию движений пальцев рук.
Рекомендации по проведению игр
• Поощряйте творческую инициативу ребенка.
• Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения».
• Обязательно говорите ребенку, что он умный, способный. Разумеется, не нужно захваливать малыша, но начинать всегда следует с похвалы.
• Не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельно.
• Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать собственную точку зрения – это закрепляет его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»
• Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры.
• Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Варианты дидактических игр с использованием развивающего пособия «Чудо-куб»
Игра «Цветочная полянка»
Описание: Наклеенные цветы из самоклеющейся бумаги (пленки), в центре цветка проточены отверстия, в которые приклеены горлышки от бутылок разного размера ( горлышки отпиливаются от пластиковой бутылки с учетом фиксирующего ободка – кольца, за счет его горлышки крепятся) . На горлышки завинчиваются пробки.
Цель: развитие умения соотносить форму и цвет предмета, развитие интереса и побуждения к действиям.
Ход игры
Обыгрывание. «Посмотри, какая красивая цветочная полянка! Но случилось так, что все цветочки потеряли свои серединки. Давай, поможем цветочкам! Найдем вместе серединку для каждого цветка».
Игра «Отремонтируй машину»
Описание: в определенных местах вырезаются отверстия и с изнаночной стороны коробки просовываются горловины бутылок. Из самоклеящейся бумаги формируется рисунок, вырезаются детали и наклеиваются.
Цель: развитие воображения.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и дополнить недостающие детали с помощью пробок. Игра может иметь много вариантов и заданий. Все зависит от фантазии взрослого и поставленной цели.
Игра «Волшебные дорожки»
Описание: из разноцветных ниток приклеиваются различные линии.
Цель: развитие зрительно – моторной координации, тактильных ощущений.
Ход игры: Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть линию, нарисовать её руками в воздухе, тактильно обследовать, проведя по ней пальчиком и проследить глазками.
Эту игру можно использовать в разных возрастных группах, ставя перед детьми новые задачи, соответствующие возрасту детей, усложняя действия игры.
Игра « Найди и назови»
Описание: обрезанные горлышки бутылок вставляются и закрепляются, чтобы они не проворачивались с помощью горячего клея.
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить.
Ход игры: ребёнку предлагается открутить крышку в заданном месте. Например, «Открути крышку справа от зеленой» и т.д.
Ребёнок может сам давать себе задания: «Хочу открутить крышку слева от красной».
Игра «Прокати крышку»
Описание: в каждой крышке проделывают с двух сторон по два отверстия и просовывается цветная нитка, закрепляются с верхней и нижней стороны на грань коробки рейками на горячий клей.
Цель: формирование умения и навыка у детей ориентироваться на плоскости (вверх – вниз, справа – слева).
Ход игры: ребенку предлагается прокатить крышку определенного цвета слева направо . Другой вариант: повернуть куб на другой бочок и прокатить крышку сверху вниз.
Игра «Глазная зарядка»
Цель: развитие цветовосприятия, снятие напряжения с глаз, формирование умения определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину плоскости.
Ход игры: предлагаем ребенку поочередно посмотреть на крышки, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба.
Просим ребенка следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами:
Глазки делают зарядку,
Начинаем по порядку:
Раз, два, три –
Влево, вправо посмотри,
Ну, скорее не ленись,
Посмотри вверх и вниз.
А теперь не зевай,
Глазки по кругу вращай.
Систематические занятия с данным пособием, не только развивают мелкую моторику детей, но и повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к развитию познавательной и творческой активности ребенка, способствуют формированию психических процессов: внимания, мышления, памяти а так же непосредственно способствует развитию речи детей.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками
Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов
Дидактическая игра для детей 2-6 лет своими руками. Мозаика из фетра
Игры с ластиком для детей 3-6 лет
Похожие статьи:
Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет
Пособие для развития мелкой моторики своими руками