Статья «Роль домашнего задания в образовании учащихся».
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область, с. Климоуцы.
Описание материала: Предлагаю Вам статью о роли домашнего задания в образовании учащихся. Данный материал будет полезен учителям 5 -11 классов. Это публикация о некоторых особенностях домашнего задания в традиционной школе и в рамках реализации ФГОС.
Цель: Выявить роль домашнего задания в современном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать традиционные и современные (ФГОС) способы домашнего задания.
2. Конкретизировать объем, время выполнения домашнего задания и способы его проверки.
Сегодня трудно себе представить, чтобы традиционный урок не заканчивался домашним заданием. А что собой представляет собственно домашнее задание? Давайте вспомним.
Как утверждают специалисты-психологи, для запоминания информации ребенок пользуется кратковременной памятью, чтобы знания перешли в долговременную память, нужно в спокойной домашней обстановке повторить сведения, полученные на уроке, другими словами - выполнить домашнее задание.
Поэтому регулярное закрепление материала дома – важная составная часть процесса обучения.
В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
Задание должно быть понятно каждому ученику.
Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее задание обязательно дифференцированное.
Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое.
Из личного опыта известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят, пятиклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя.
Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к А.С. Пушкину в Михайловское»). Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя.
(Написать отзыв о прочитанном произведении, сочинить стилизацию в духе И.А. Крылова, нарисовать титульный лист своей будущей книги).
К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов.
Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы.
Требования к объему и времени выполнения домашнего задания не претерпели значительных изменений.
Так, согласно нормам СанПин объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч; а по предметам регионального компонента домашних заданий не должно быть вообще.
Начинать самоподготовку ученик должен с предметов средней трудности после 15 часов, именно в это время, по мнению ученых, наблюдается подъем работоспособности.
Занимаясь, ребенок устраивает небольшие (до 5 минут) произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы или делает физминутки (2 – 3 минуты).
Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности, чтобы не перегружать чрезмерным заданием детей.
Основная причина перегрузки – несогласованность с заданиями по другим предметам. Каждый учитель старается задать объемный материал, особенно это происходит по предметам, где дети сдают ЕГЭ.
Для выявления затрат времени учащимися на подготовку домашнего задания был проведен опрос в общеобразовательной школе, который показал, что только начальные классы (57%) подходят ответственно к выполнению домашней работы, но при этом большинству (43%) из них помогают родители.
Средние классы тратят на домашнее задание от часа до полутора часов в отличие от рекомендуемых двух - двух с половиной (67%).
Старшеклассники отводят самостоятельной домашней работе от часа до двух с половиной, вместо нормативных до трех с половиной (84%).
Наиболее трудоемкой из изучаемых дисциплин для учащихся является математика, это констатировали 72% обучающихся.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что сохраняются
диспропорции между нормативным и фактическим временем подготовки домашнего задания, а также слабое участие родителей в осуществлении контроля.
Способы проверки домашнего задания традиционны.
Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли.
Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос с вызовом к доске.
Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные опросы.
Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек, перфокарт, заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы оцениваются.
Самопроверка и взаимопроверка, работа в парах часто применяются на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу, кластеры и синквейны.
Специалисты не рекомендуют применять одни и те же способы проверки самоподготовки, а лучше варьировать их.
Часто возникает вопрос о необходимости использования решебников при выполнении домашнего задания.
Решебник существует как данность. Учащиеся им пользуются, учителя снижают оценки за ответы, аргументированно доказывают наличие ошибок в такой литературе, но дети продолжают прибегать к помощи быстрого выполнения домашней работы. Выход видится в одном: применять нестандартные формы домашнего задания.
Итак, работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников.
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд.
Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но и в юном возрасте.
Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе.
Список используемой литературы:
1.СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
3.Амосова А.Г. «Формирование УУД в основной школе от действия к мысли: система знаний» Пособие для учителя. –«Просвещение», 2013.-148с.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков