Соты. Мастер- класс по рисованию для детей 6-9 лет
Автор: Дергилёва Татьяна Александровна, воспитатель, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», дошкольная группа Село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области.
Описание: Данный мастер - класс предназначен для воспитателей, учителей начальных классов , творческих людей. Представлена работа в более сложном варианте для выполнения учащимися начальных классов, два вида рисунка. Второй вариант для выполнения детьми подготовительной группы.
Цель: Создание рисунка сот методом оттиска и отпечатка.
Задачи:
Познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования
Продолжать совершенствовать умения работать с гуашью.
Закреплять умение создавать декоративный рисунок.
Развивать воображение.
Развивать мелкую моторику
Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка
Воспитывать уважительное отношение к насекомым-пчелам.
Существует около 21 тысячи видов и 520 родов
пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней.
Многие виды пчёл мало изучены. Размер пчёл колеблется от 2,1 мм у карликовой пчелы до 39 мм у вида, обитающего в Индонезии.
Пчёлы играют важную роль в опылении цветущих растений, являясь самой многочисленной группой опылителей в экосистемах, связанных с цветами. В зависимости от текущей потребности, пчёлы могут сконцентрироваться как на сборе нектара, так и на сборе пыльцы. И в первом, и во втором случае пчёлы способствуют опылению растений, но в случае со сбором пыльцы этот процесс проходит гораздо более эффективно.
Пчёлы в качестве опылителей крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи сельскохозяйственных угодий.
Пчёлы — высокоорганизованные насекомые. В частности, общественные пчёлы совместно осуществляют поиск пищи,воды, жилья при необходимости, совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Явление CCD (Синдром разрушения колоний) неустановленной природы уничтожает миллионы пчелиных семей. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск распространения вируса.
Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли. Исчезновение пчёл не только грозит утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и некоторых злаков. Опыление многих растений и, следовательно, их урожайность полностью зависят от активности пчёл. Одна пчелиная семья может опылить за день около 3 миллионов цветов. По эффективности с пчёлами не могут сравниться другие насекомые: шмели, бабочки, жуки и мухи.
На местном уровне помощь пчёлам может выражаться в отказе от использования пестицидов на приусадебном участке и посадке разнообразных растений-медоносов.
Пчелиные соты — восковые постройки пчёл, предназначенные для хранения запасов мёда и выращивания потомства; являются также гнездом пчелиной семьи. Пчелиные соты состоят из шестиугольных призматических ячеек, расположенных по обе стороны от общего средостения, которое может быть искусственным
Шестиугольная форма является наиболее экономичной и эффективной фигурой для строительства сот.
Пчелиные соты — наиболее совершенные постройки насекомых. Соты строятся с двух сторон, и способ «крепления» каждой из ячеек не предусматривает каких-либо зазоров и нестыковок во всех трёх измерениях.
Сейчас я хочу представить вашему вниманию мастер класс по изображению сот с пчелами. Первый вариант –для начальных классов.
Материалы:
1. Альбом для рисования
2. Гуашь
3. Ластик
4. Губка
5. Палитра или блюдце
6. Кисти №1 , №2 и №4
7. Целлофан с пупырышками
8. Вода
9. Салфетка тканевая
Пояснение: Целлофан с пупырышками бывает разный. Есть такой, в котором обе стороны гладкие , а пупырышки внутри. Он не подойдет. В работе я использовала целлофан , у которого одна сторона гладкая, а другая с пупырышками. Вот на фото я изогнула его ,чтоб видно было. Такой я нашла в упаковке от пластмассовой подставки для зубочисток.Пупырышки должны быть целыми .
Ход работы:
1. Сделаем из ластика заготовку для печати. Я взяла ненужный старый ластик. Уверена – их найдется предостаточно в каждой семье , где есть школьники. Такой штамп удобен тем ,что он не испортится со временем , и через год можно будет ее использовать. Нарисуем на нем овал. Срежем ножом часть ластика по контуру овала. Это заготовка для пчелы.
2. Разведем при помощи широкой кисти гуашь на блюдце. В моем первом варианте два вида рисунка. Сначала покажу один из них. Для него нужна гуашь бледно желтого цвета(смешиваем желтую ,белую гуашь и воду) . Наносим гуашь при помощи губки на альбомный лист . Стараемся нанести равномерно и без нажима .Даем подсохнуть.
3. Покрываем пупырчатую сторону целлофана губкой оранжевой гуашью (я не разводила ее водой, т.к. она у меня достаточно жидкая). Стараемся это сделать достаточно быстро , чтобы гуашь не высохла. Припечатываем на подкрашенный лист (аккуратно, без сдвигов). Проглаживаем при помощи салфетки. Нам нужно получить хороший отпечаток. Вот такие соты у нас получились
4. Далее я обрезала рисунок по размеру рамки. Теперь нам не хватает пчел. Какие же соты без пчел? Покрываем штамп желтой гуашью при помощи широкой кисти. Делаем оттиски в нескольких местах ,каждый раз прокрашивая штамп.
5. Кистью №2 белой гуашью примакиванием рисуем крылышки. Нужно просто приложить кисть к бумаге горизонтально. Если мы рисуем пчелу летающую, нарисуем ей 4 крыла. Если пчела ходит по сотам ,то 2 крыла и они чуть длиннее (показываем, что она сложила 4).
6. Тонкой кистью №1 прорисовываем каждой пчеле чёрной гуашью мелкие детали ( полоски ,ножки, жало).У летающих пчел ножки не прорисовываем (они поджаты снизу во время полёта).
Рисунок готов! Можно вставить в рамку.
7. Теперь хочу получить соты не полностью заполненные медом.
Прокрашиваем лист бумаги при помощи губки желтым цветом (гуашь желтая+ вода).
8. Покрываем губкой пупырчатую сторону целлофана коричневым цветом с небольшими участками оранжевого.
9. Рисуем пчел так же, как и в первом рисунке.
10. Вот такой рисунок получился у меня.
11. Вставляем рисунки в рамку или оставляем в альбоме.
А теперь вариант для дошкольников.
Здесь покажу основные моменты и небольшие отличия, все остальное есть уже чуть выше.
Материалы:
1. 1/2 альбомного листа(А8)
2. Гуашь
3. Простой карандаш
4. Ластик
5. Губка
6. Палитра или блюдце
7. Кисть №4
8. Целлофан с пупырышками. Я вырезала квадрат со стороной 12 см. (Это предварительная работа, выполнена воспитателем.)
9. Вода
10. Скрепка
11. Картон ; А8 с вырезанным по центру квадратным отверстием со стороной 12 см.(Это предварительная работа, выполнена воспитателем.)
12. Маркер
13. Ватная палочка
14. Салфетка
Ход работы:
При помощи скрепки соединяем альбомный лист и картон с прорезью.
Прокрашиваем при помощи губки лист в отверстии светло- желтым( белая гуашь+ желтая+ вода)
Наносим губкой на пупырчатую сторону целлофана оранжевую гуашь. Делаем отпечаток вот так.
Убираем картон. Делаем штампом из ластика, покрытом при помощи кисти желтой гуашью, отпечатки по краю бумаги. На этом рисунке пчелы будут не на сотах ,а отдельно.
Ватной палочкой рисуем крылышки .Можно использовать белую гуашь(после высыхания крылышки обвести простым карандашом).Или использовать голубой цвет (смешать белую и синюю гуашь),тогда можно не обводить карандашом.
Рисуем маркером полоски на теле пчелы, жало и глазки.
Рисунок готов! Можно вставить в рамку.
А это детские рисунки. Выполнены индивидуально с детьми средней группы, так как на данный момент подготовительная в отпуске.
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционное рисование в школе на тему: Лето
Рисование для детей на тему: Лето
Рисование с помощью трафаретов. Мастер-класс с пошаговым фото
Нетрадиционные методы рисования для школьников на тему Зима. Мастер-класс с пошаговым фото