Конспект литературной игры «Секретный пароль» для младших школьников
Литературная игра по творчеству Виктора Драгунского
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ НАО «НСШИ», г.Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию литературную игру по творчеству Виктора Драгунского, которая проходит в виде конкурса. Материал может быть интересен педагогам начальной школы.
Цель: Закрепление знаний детей по творчеству Виктора Драгунского
Задачи: Воспитывать интерес к чтению,
Формировать положительные качества, учить оценивать поступки,
Развивать логическое мышление, память, внимание,
Знакомить с историей космонавтики.
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством Драгунского через самостоятельное чтение, чтение педагогом вслух, слушание в аудиозаписи, просмотр фильма «Весёлые истории», просмотр диафильмов, просмотр презентации о биографии писателя.
Рекомендуемые рассказы для чтения.
1. «Ровно двадцать пять кило»
2. «Тайное всегда становится явным»
3. «Сражение у Чистой речки»
4. «Друг детства»
5. «Он живой и светится»
6. «Что любит Мишка»
7. «Поют колёса тра-та-та»
8. «Арбузный переулок»
9. «Не хуже вас, цирковых»
10. «Куриный бульон»
11. «Мотогонки по отвесной стене»
12. «Удивительный день»
13. «Чики-брык»
14. «На Садовой большое движение»
15. «Заколдованная буква»
16. «Красный шарик в синем небе»
17. «И мы!..»
Оборудование:
Телевизор,
DYD-плеер,
Магнитофон,
Аудиозаписи,
Фильм «По секрету всему свету»,
«Чёрный» ящик» с предметами: зелёнка, пистолет, медведь, самосвал, шишка, шляпа, радиоприёмник, красный шарик;
Карточки с буквами слова «СОКОЛ» - по 6 штук,
Карточки с текстом к заданию «А ну, поехали!»,
Карточки с заданием к конкурсу «Приятного аппетита!»,
Карточки с цифрами 1,2,3,
Карточки с предложениями для конкурса «Урок грамматики»,
Жетоны.
Оформление:
Выставка книг В.Драгунского,
На доске заголовок мероприятия «Секретный пароль»,
Рисунки детей с портретами Дениски,
Портрет В.Драгунского,
Названия рассказов Драгунского,
Иллюстрации к рассказам Драгунского,
Надпись «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости. В.Драгунский».
Ход мероприятия.
Игра проходит в виде конкурса между детьми или между группами (6 команд). За каждое правильно выполненное задание дети получают букву слова «СОКОЛ».
Педагог: Ребята, в 2013 году исполнилось 100 лет со дня рождения известного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского, писателя, рассказы которого любили ваши бабушки, ваши родители, и которые, я надеюсь, успели полюбить и вы.
Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству этого удивительного писателя, девиз которого «Ни одного ребёнка без радости».
Педагог: Ребята, а вам рассказы Виктора Драгунского доставили радость?
О ком эти рассказы?
А вам нравится Дениска?
Почему? (Он был добрый, трудолюбивый, любознательный, мечтательный, доверчивый, вежливый и т.д.)
Хотелось бы вам иметь такого друга?
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами снова встретимся с этим героем, вспомним интересные истории про него. А проходить наше мероприятие будет в виде игры, которая называется «Секретный пароль».
Что такое пароль?
( Пароль – это условное слово для опознания своих)
Ваша задача – постараться выполнить все задания, получить за каждое букву, а в конце игры из этих букв сложить слово - пароль, которым пользовались Мишка и Дениска в одном из рассказов Драгунского. У нас в игре 6 конкурсов, а букв в пароле всего пять, поэтому не отчаивайтесь, если одно из заданий вызовет у вас затруднение. Я желаю вам удачи!
1 конкурс «Картинная галерея».
На доске висят иллюстрации по рассказам В.Драгунского.
На столе лежат таблички с названиями рассказов
«Ровно двадцать пять кило»
«Заколдованная буква»
«Тайное всегда становится явным»
«Сражение у Чистой речки»
«Удивительный день»
«Друг детства»
«Арбузный переулок»
«Он живой и светится»
«Что любит Мишка»
Ученики или группы должны найти правильное название рассказа к указанной педагогом иллюстрации и прикрепить к ней.
Ответы:
2 конкурс «А ну, поехали!»
Каждый участник игры или группа получает листочек с отрывком из рассказов Драгунского – описанием какого-либо вида транспорта. Надо прочитать и отгадать, о чём идёт речь.
«Мотогонки по отвесной стене»
«…А я здорово научился ездить и довольно скоро стал делать ( … ) разные штучки, как весёлые артисты в цирке. Например, я ездил задом наперёд или лёжа на седле и вертя педали какой угодно рукой – хочешь правой. Хочешь левой. Ездил боком, растопыря ноги. Ездил сидя на руле, а то зажмурясь… Ездил со стаканом воды в руке. Словом, наловчился по – всякому».
«Удивительный день»
«…Мы стали строить ( … ) прямо на нашей пусковой площадке. Там лежала здоровенная пузатая бочка. И мы эту бочку поставили на на серёдку, Костик приволок какой-то старый ничей самовар. Он его приладил к бочке, чтобы заливать туда горючее. Мы с Мишкой сделали внутреннее устройство и два окошечка по бокам: это были иллюминаторы для наблюдения».
«Чики-брык»
«.. В ( … ) очень интересно ездить, очень! Во-первых, ручки на скамейках блестят. Во-вторых, тормозные краны – красные, висят прямо перед глазами. А самое главное – можно в окошко смотреть, там специальная приступочка есть. Если кто не достаёт, можно на эту приступочку встать и высунуться. Мы с Мишкой сразу заняли окошко, и было здорово интересно смотреть, что вокруг лежит».
«На Садовой большое движение»
«… Ванька сел на ( … ) и поехал. Было слышно, как приятно трутся о землю шины. Потом Ванька прибавил скорости, и спицы засверкали, и Ванька стал петлять и крутить восьмёрки, и разгонялся изо всех сил, и сразу резко тормозил, и машина останавливалась».
«Поют колёса – тра-та-та»
« … Наш ( … ) ехал очень медленно. Колёса тарахтели. Я увидел, что зелёные ветки почти касаются наших окон, и получалось, что мы едем, как по зелёному коридору, и мне хотелось посмотреть, как оно так выходит и я побежал в тамбур».
«Приключение»
« …Я уселся у окна и стал смотреть на толпу провожающих. Наконец все устроились, разложили свои вещи, и я услышал, как запустили мотор. Он долго гудел и рычал. Потом я услышал, как ( … ) двинулся, и я широко открыл рот, чтобы уши не болели».
Ответы:
«Мотогонки по отвесной стене» - велосипед,
«Удивительный день» - ракета,
«Чики-брык» - электричка,
«На Садовой большое движение» - велосипед,
«Поют колёса – тра-та-та» - поезд,
«Приключение» – самолёт
3 конкурс – «Внимательная «Изабель»
Ребята слушают в аудиозаписи рассказ Драгунского «Что я люблю».
На доску прикрепляются таблички с цифрами 1,2,3.
После прослушивания детям задаются вопросы по тексту и предлагается 3 варианта ответа. Они должны подойти к цифре с номером правильного ответа.
Дениска любит стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто он …
1 – Петрушка
2 – обезьяна
3 – клоун
Дениска любит строгать, пилить и умеет лепить головы древних воинов и бизонов. А ещё он слепил …
1 – голубя
2 – попугая
3 – глухаря
Когда у Дениски хорошее настроение, он любит …
1 – скакать
2 – бегать
3 – кувыркаться
Про кого бабушка кричит «Уберите эту гадость» и убегает из комнаты?
1– таракана
2 – лягушонка
3 – мышку
Ответы: Петрушка, глухарь, скакать, лягушонка
4 конкурс – «Приятного аппетита»
Демонстрируется отрывок из фильма «По секрету всему свету», эпизод по рассказу «Куриный бульон».
Детям выдаются карточки, где в одном столбике написаны названия рассказов, в другом – названия блюд. Надо соединить их стрелочками.
Названия блюд: манная каша, лимонад ситро, малина, помидоры, лапша
Названия рассказов: «Поют колёса тра-та-та» «Арбузный переулок» «Тайное всегда становится явным» «Не хуже вас, цирковых» «Ровно 25 кило»
Ответы:
Манная каша - "Тайное всегда становится явным"
Лимонад ситро - "Ровно 25 кило"
Малина - "Поют колёса тра-та-та"
Помидоры - "Не хуже нас цирковых"
Лапша - "Арбузный переулок"
5 конкурс – « Чёрный ящик».
Из коробки достаются предметы. Надо назвать, из какого они рассказа.
Предметы: пистолет, мишка, самосвал, шишка, шляпа, красный шарик.
Ответы:
Пистолет – «Сражение у чистой речки».
Мишка – «Друг детства».
Самосвал – «Он живой и светится».
Шишка – «Заколдованная буква».
Шляпа – «Чики-брык».
Красный шарик – «Красный шарик в синем небе».
6 конкурс – «Урок грамматики».
В рассказе «Надо иметь чувство юмора» Дениска с Мишкой делали уроки и болтали, а в итоге у них получилось следующее.
У Мишки – «Наступили мозы»
У Дениса – Натала зима».
Они, конечно, нашли свои ошибки. А вот удастся ли нам найти ошибки в предложениях, которые я допустила, переписывая эти предложения из рассказов Драгунского.
Я очень люблю играть в шашки, шахты и домино.
Получишь годовую подписку на журнал «Мурка».
Он изучал английский язык и теперь, небось, сможет переписываться с английскими пионами.
Ответы:
Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино.
Получишь годовую подписку на журнал «Мурзилка».
Он изучал английский язык и теперь, небось, сможет переписываться с английскими пионерами.
Педагог: Ребята, вот и подошла к концу наша игра. Какое задание вам показалось самым трудным? (Ответы) А самым интересным? (Ответы) У каждого из вас была возможность заработать буквы для составления секретного пароля, к чему мы сейчас и приступим.
Составление слова – пароля
СОКОЛ.
Педагог: О чём Вам говорит это слово? В каком рассказе Драгунского у Денискин друг Мишка так себя называл? («И мы!..»)
А какое имя было у самого Дениски? (Беркут)
А почему они себя так называли? (Они хотели стать космонавтами, а такие пароли были у настоящих космонавтов)
Педагог: Да, ребята! В августе 1962 года в космосе находились одновременно два космических корабля: «Восток»-3 и «Восток-4», на бортах которых находились космонавты Андриан Николаев и Павел Попович. А «Сокол» и «Беркут» были их позывными.
Педагог: Ребята, нам удалось узнать пароль. Но победитель в игре должен быть один. А определить его нам поможет следующая игра, которая называется «Верю – не верю». Я вам буду задавать вопрос-утверждение по рассказам Виктора Драгунского. Если вы со мной согласны, встаньте. Если ошиблись, выходите из суперигры.
Суперигра – «Веришь – не веришь».
1. Веришь ли ты, что Драгунский написал примерно 90 рассказов про Дениску? Да.
2. Веришь ли ты, что Дениска весил ровно 25 кило? Да.
3. Веришь ли ты, что мама пообещала отвести Дениса в цирк, если он съест всю манную кашу? Нет.
4. Веришь ли ты, что фамилия Дениса Кораблёв? Да.
5. Веришь ли ты, что папа Дениса умеет показывать фокусы? Да.
6. Веришь ли ты, что Дениска в детстве хотел быть моряком? Нет.
7. Правда ли, что Денис не умел кататься на велосипеде? Нет.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Педагог: Ребята, я надеюсь, что Дениска стал для вас настоящим другом, и вам захочется узнать, какие же истории с ним ещё приключались. Я желаю вам приятных минут общения с героями весёлых рассказов Виктора Драгунского.
Рекомендуем посмотреть:
Литературная игра по сказкам Пушкина в начальной школе
Литературно - интеллектуальная игра 2-3 класс. Сценарий
Литературная игра по книге Носова "Приключения Незнайки и его друзей", 3-4 класс
Внеклассное мероприятие по творчеству Маршака для начальной школы
Похожие статьи:
Рассказы для младших школьников. Рассказы В. Драгунского
Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы
Литературная игра для 3 класса
Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Творчество поэтов